Развитие государства в Чехии
Чешское государство возникло в начале IX в. и просуществовало недолго – до венгерского нашествия 906 г. Далее в историю вступает Чешское княжество, где к середине X в. складывается раннефеодальное государство. В 1055 г. Чешское княжество распадается на уделы, а в конце XII в. князю Пржемыслу I удается восстановить государственное единство Чехии.
В XIV в. сословное дворянское собрание, сейм, пополнялось представителями городов. Превращение сейма в замкнутый сословно-феодальный орган способствовало борьбе за престол.
Государственное устройство Чехии развивалось по пути дворянской демократии, пока не разразилась крестьянская война, известная под названием гуситского революционного движения. Главной силой движения была знаменитая таборитская армия. Табориты (от города Табор) считали себя членами одной христианской общины, основанной на равенстве и братстве. В этой общине одни воевали, другие доставляли продовольствие и вооружение. Попытки германского императора и римского папы подавить гуситов оканчивались сокрушительными поражениями крестоносных армий. Антифеодальная война грозила распространиться на Германию и Польшу. Император и папа Римский решились на уступки. Войдя в контакт с правым, консервативным крылом гуситов, они достигли соглашения, известного под названием «Пражских компактатов». Помимо разного рода чисто церковных установлений утверждалась свобода вероисповедания, разрешалась секуляризация церковных имуществ, отменялась церковная юрисдикция по уголовным делам. Но те требования, за которые сражались табориты, не были удовлетворены. Бывшие союзники таборитов – богатые бюргеры и мелкие дворяне были довольны соглашением. Они перешли на сторону императора. При Липанах Табор вышел на свою последнюю битву с миром угнетателей и был побежден. В то же время император Сигизмунд, организатор крестовых походов против Чехии, въехал в Прагу, чтобы сделаться чешским королем.
Одним из ранних памятников права Чехии и Моравии конца XII в. являются Статуты Конрада Оттона. Полный текст их не сохранился, из содержания отрывков видно, что эти статуты являлись записями норм обычного права. Они предназначались для правителей областей – жупанов, обладавших административными и судебными функциями. Князь Оттон Зноймский, издавая судебник, хотел усилить великокняжескую власть, ограничить своеволие местных феодалов. Паны стремились закрепить за собой пожалованные земли (бенефиции) в наследственные вотчины. Статуты освободили духовенство от юрисдикции светской власти. Они сохранили ордалии («божий суд»). Феодалы могли посылать на ордалии зависимых людей. Если же холоп не выдерживал испытания и умирал, то господин обязывался заплатить за установленную сумму. Большинство статей посвящено процессуальному праву. Но имеются отдельные статьи о преступлении и наказании. Кража у знатного человека каралась смертной казнью с конфискацией имущества. Тяжелая участь ждала и должника, не вовремя явившегося в суд по иску о возврате долга. В законнике упоминается судебный поединок, но драться на дубинах разрешалось только с чужеземцами. Статьи судебника дают возможность в общих чертах воссоздать дворцово-вотчинную систему великого князя. Во главе княжеских городов и имений стоял каштелян (градский жупан). В его обязанности входили сбор и командование ополчением, взимание налогов, отправление правосудия. Его помощником был владырь – управитель княжеских имений. Вместе с членами градской дружины он разбирал судебные дела. Контроль за исполнением судебных решений и сбор пошлин возлагался на коморника.