История российского государства и права (Исаев М.А., 2012)

Государственность Золотой Орды

Организация государственной власти Золотой Орды

Социальная организация древних монголов.

К первой четверти XIII в. на огромных просторах Евразии от Тихого океана до Волги складывается кочевая империя Чингисхана. Империя эта расширяется до Карпат к середине этого же столетия.

Империя явно не однородная. Изначально монголы представляли собой случайный союз нескольких племен. Различали кочевых (kier-un-irgen) и лесных (hoyin irgen) монголов. Общим мнением ученых (академик Б.Я. Владимирцов, Л.Н. Гумилев, Г.Ф. Федоров-Давыдов и др.) подтверждается наличие крупных родоплеменных пережитков у монголов не только во времена Чингисхана, но и во времена значительно более поздние. Примеров этому можно привести множество.

Так, система наследования престола как великого каана, так и в улусах (наследственных уделах империи) до конца века оставалась родовой. Само наименование государства у монголов - ulus ("народ-государство", "народ-удел") было связано с наименованием понятия "племя" (irgen). Понятие "имущество", так же как и понятие "племя" толковалось монголами через призму родовых отношений вплоть до эпохи Чингисхана, "золотой род" которого (род Борджигитов - Чингизидов) являлся единственным собственником всей империи, именовавшейся не иначе как Monggol ulus. Даже при смешении племенных и других земель, возникшем после огромных территориальных захватов монголов, сохранялась "чересполосица" родовых владений Чингизидов: "В каждой из иранских областей, попавшей под власть монголов, ему [Бату] принадлежала определенная часть ее, и над тем округом, который составлял его удел, были поставлены его управители. Все главари и военачальники монгольские были подчинены ему [Бату] и смотрели [на него], как на его отца Туши [Джучи]" (Тизенгаузен. 1941. С. 15).

Скот - главное богатство кочевников - метился у монголов родовыми тамгами и считался собственностью всего рода (obox). Наследственное право монголов покоилось на принципе минората - младший сын получал имущество отца. Если говорить о всей империи, то "великий улус", трон Чингисхана закреплен был за младшей линией его сыновей. Старшие сыновья, Джучи и Чагатай, получили улусы на краю империи: Джучи - Дешт-и-Кипчак; Чагатай - Иран и Мавераннарх (Туркестан).

Вместе с тем Чингисхан одним из первых нарушил традицию, установив завещательный порядок передачи трона. Рашид-ад-Дин сообщает: "Затем он сделал Угедей-каана наследником и, покончив с завещанием и наставлениями, повелел: "Идите во главе государства и улуса, являющихся владениями дома, и я ухожу за именем и славой. Отныне вы не должны переиначивать повеление (йасак). Чагатая здесь нет: не дай бог, чтобы после моей смерти он переиначил мои слова, учинил раздор в государстве. Теперь вам следует идти" (Рашид-ад-Дин. 1952. 1.2 : 232).

Сильны были у монголов и пережитки матриархата. Они почитали души умерших матерей, чтя общий культ Алан Гоа (Великой Матери-прародительницы). Жены ханов принимали самое непосредственное участие в управлении государственными делами. Один арабский историограф сообщал: "Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое к нам время. Мне довелось видеть много грамот, исходивших от царей этих стран времен Берке и позднейших. В них читалось: "мнения хатуней и эмиров сошлись на этом" и тому подобное" (Тизенгаузен. 1884. С. 229). По сообщению Иакинфа, например, по смерти каана Угедея его вдова ханша Туранкина целых четыре года (1242 - 1246) единолично правила всей империей. По смерти Гуюка, сына Угедея, другая ханша (Улахай-эси) два года (1248 - 1250) правила империей, пока Бату (Батый-хан) не посадил на каракорумский престол своего ставленника Менгу-хана. Согласно обычаю именно ханша являлась законным регентом при несовершеннолетнем наследнике престола.

Этноним "монгол" довольно позднего происхождения. Изначально он был скорее достоянием мифа, позднее перенесенным в реальность. Причем эта реальность довольно долго сохраняла в политическом отношении родоплеменную структуру. Так, еще во времена Чингисхана монголы делились на роды (obox), для которых был общим предок-эпоним (ebtige). Род (obox) представлял собой уже исключительно агнатское объединение. Несколько родов могли образовывать yasun (букв. "кость") - нечто похожее на фратрии древних греков. Племя (irgen) было крайне неустойчивым образованием.

Единство племенного союза поддерживалось только общим собранием племени (xuriltai), на котором чаще всего решался вопрос о совместном набеге на соседей. Власть в каждом роде-обохе олицетворял его старейшина - secen, который руководил "домовладыками", хотя правильнее - "владельцами очага" (odcigin - букв. "князь огня"). Из числа старейшин и "князей огня" племя на курилтае выбирало себе хана (ga'an), власть которого была чрезвычайно слаба и целиком зависела от его собственного авторитета.

Именно такую социальную структуру застал Чингисхан, когда на курилтае 1206 г. он был объявлен верховным кааном.

Организация империи Чингисхана.

Сам Чингисхан, как известно, был неграмотен, не знал никакого языка, кроме родного, что не помешало ему спаять колеблющиеся родовые связи монголов в единую систему с помощью обыкновенной военной дисциплины и своей железной воли. На место старых родов (obox) приходят десятки, сотни, тысячи и тумены. От последнего слова, например, происходит название сибирского города Тюмень. В уже упоминавшейся летописи персидского историка Рашидад-Дина говорится, что ядром улуса Джучи были четыре тысячи этнических монголов, из которых две тысячи принадлежали к племени "хулин", а две другие - к племени "саджиют" и "кингит". Точно такая же картина смешения племен и замены их административным принципом наблюдалась и в улусах других сыновей Чингисхана.

Так, у Чагатая было две тысячи из племени "барукас" и "кингит", у Угедея - одна тысяча из племени "джалаир", вторая - из племени "сулдус", а третья - "конкотан".

Ядро улуса, образованное таким образом, не было инертным; оно взаимодействовало с окружающим миром. Так что, например, лет сто спустя после выдела улуса Джучи (Дешт-и-Кипчак) один арабский современник отметил: "В древности его государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они сделались точно кипчаки, как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле их [кипчаков]" (Тизенгаузен. 1884. С. 253).

Помимо этого уже в начальный период своей деятельности верховного каана Чингисхан приступил к образованию центрального аппарата власти, чего до него никто не делал. Результатом его деятельности на этом поприще стал механизм, сильно напоминающий аппарат власти варварских королевств в раннесредневековой Западной Европе.

Надо заметить, что с разрастанием империи у монголов появляются новые должности, в частности упомянутые выше "дарухачи" и "баскак". Функции первого, по авторитетному свидетельству отца Палладия, заключались в следующем: "Кроме общего надзора за ходом дел по праву хранителя печати, дарухачи в провинциях имел еще другие обязанности или права. А именно: перепись жителей; набор войска из туземцев; собирание податей; устройство почтовых сообщений и доставление ко двору дани" [цит. по: Федоров-Давыдов. 1973. С. 30].

Именно дарухачи, даругаци или "дорога", как его называет русская летопись, собирал дань на Руси. Баскаки же и их отряды выполняли чисто полицейскую функцию в побежденной стране. Кроме того, мало кто обращает сейчас внимание на тот факт, что баскаческие отряды в основном состояли из туземцев - русских, если баскак действовал на Руси. Сведения о поборах баскаков в виде ханской дани следует отнести к собственной инициативе баскаков, поскольку бралась скорее не дань, а побор к собственной выгоде.

Сама армия Золотой Орды, по отзывам современников, состояла помимо самих татар из черкесов, руссов и ясов (осетин-алан). Рашидад-Дин добавляет сюда еще кипчаков, маджаров (мадьяр) и пр.

Более того, если продолжить эту тему, связь русских с татарами в военном вопросе была поставлена в жесткие рамки. Среди прочих поборов, бравшихся с русского населения, было так называемое число.

Число - это одна десятая часть всего взрослого мужского населения, призываемая в обязательном порядке на военную службу. Известны русские отряды, помогавшие, например, Хубилаю покорять Южный Китай. Известно русское поселение в конце XIII в. к северу от современного Пекина. Известны даже русские тысячники и темники в войске монголов. Но так было не всегда, Александру Невскому удалось на время отговорить Батыя брать с Руси число, хотя тот готовился тогда к активным боевым действиям с Каракорумом (столицей Империи монголов), чтобы посадить на престол своего ставленника - Толуя (младшего сына Чингисхана). Позже, при Ногае, ситуация меняется, татары принуждают русских ходить с ними в набеги. Так, в 1277 г. "присла окаянный и беззаконный Ногай послы своя и грамоты Кутлубугу, Тешгача и Ешимута ко Львови и Мстиставу и Володимерю. Тако река: "всегда мь жалуете на литву; осе же вы дал есмь рать и воеводу с ними Мамъшеся. Поидете же с ним на вороги свои". Зиме же приспевше и тако поидоша князи Русци на литву", - читаем мы в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т. II, стб. 876). Чуть позже, в 1280 г. "Лев Данилович восхоте собе части в земле Лядьской [Польше. - М.И.], города на Въкраини; еха к Ногаеви окаянному проклятому, помочи прося собе на ляхи. Он же да ему помочь - окаянного Кончака и Казея, и Кубатана" (Там же). С тем же Ногаем связан, пожалуй, и самый яркий пример участия русских в татарских междоусобиях. Дело в том, что Ногай в 1299 г. был убит в сражении с войском хана Золотой Орды Токтой - русским воином последнего. Предание доносит нам даже разговор, который состоялся у этого воина с Ногаем перед смертью. Ногай просил не убивать его, а представить на суд хана, в горячке боя русский не послушался и убил Ногая, за что позже сам поплатился головой. Русские воевали в рядах золотоордынской армии вплоть до Тохтамыша.

Сохранилось упоминание об участии нижегородских и суздальских князей в битве Тохтамыша с Тимуром (Тамерланом).

Иными словами, Русь, как и все остальные земли, покоренные монголами, являлась составной частью Monggol ulus - империи Чингисхана. Так что приходится констатировать более чем двухвековое отсутствие на политической карте Восточной Европы политического субъекта под названием "Русь".

Другое уже дело, что сама империя никогда не обладала необходимой крепостью. Модель управления покоренными народами для степняков была весьма простой, мы бы даже сказали, примитивной - возможно быстрое ограбление подвластного населения. В хронике Иакинфа встречаем чрезвычайно интересное сообщение на этот счет: "Вначале, когда монгольский Тхай-цзу (Чингисхан. - М.И.) воевал западный край, не было ни одной мерки хлеба в магазинах, ни одного фута ткани в казначействах. Посему все вельможи представляли ему, что хотя и приобрели китайский народ, но никакой пользы от него не видно, что лучше убить всех до единого человека, а земли, которые могут покрыться лесом и травой, лучше превратить в пастбища.

Елюй-Чуцай (первый советник Чингисхана) сказал на сие: "При обширности Поднебесной, при богатстве четырех морей, неужели возможно остаться без выгоды, если обращено будет надлежащее внимание на это? Поистине, если положить умеренную подать с земель, пошлину с купцов, обоброчить вино, уксус, соль, железо, горы и воды, то можно ежегодно получать до пятисот тысяч ланов серебра, по восемьдесят тысяч кусков шелковых тканей и около четырехсот тысяч мешков хлеба. Как же можно сказать, что нет никакой пользы?" Тхай-цзу отвечал ему: "Если бы точно было так, как представляешь, то государственные доходы будут достаточны для издержек. Попытайся произвести сие на деле". Таким образом, по представлению Елюй-Чуцая учреждены в десяти дорогах судебные места для сборов податей, в каждом определено по два чиновника, один действительный и один помощник; все выбраны из ученых мужей. Елюй-Чуцай однажды представил и о введении учения Кун-цзы (Конфуция. - М.И.), и при сем случае сказал: "Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади, невозможно". Монгольский государь принял сие очень благосклонно, и с сего времени мало-помалу начали употреблять ученых к должностям" (Иакинф. 1829. С. 153 - 154).

Только гораздо позже, как видим, приходит осознание более правильной, т.е. равномерной, эксплуатации через установление фискальной системы: "Вначале монголы старались только о приобретениях и покоренных жителей тотчас раздавали генералам и офицерам. Самая малая деревушка принадлежала какому-нибудь владельцу и по управлению не имела связи с другими. Ныне хан указал учинить перепись народонаселению и возложил исполнение сего на вельможу Хадаху; и народ впервые причислен к областям и уездам. В сие время все чины просили, чтобы каждого совершеннолетнего мужчину считать за дом; но Елюй-Чуцай воспротивился сему. Тогда единогласно сказали ему: "В нашей державе, равно и в западных царствах, везде один совершеннолетний считается за дом. Как можно, оставя уложение великой державы, принять систему царства погибающего?" Елюй-Чуцай сказал на сие: "От древних лет, как существует Китай, никогда одну мужскую душу не считали за дом. Но если в самой сути принять сие, то успеем собрать подати за первый год, а потом все разбегутся". Монгольский государь принял мнение Елюй-Чуцая" (Иакинф. 1829. С. 264).

* * *

Тот факт, что государство монголов не развалилось сразу же после смерти своего основателя, историки объясняют в основном крайне удачным выбором преемника - "добродушный пьяница Угедей", как назвал его Л.Н. Гумилев, не обладал губительными для единства государства амбициями. Но после смерти Угедея распри среди Чингизидов - ближайших потомков Чингисхана - только усиливаются.

Возникает острое противостояние между двумя внуками (от разных сыновей) Чингисхана: Гуюка и Бату (Батыя). Временно победу одерживает Гуюк, но царствует недолго.

"Когда Гуюк сошел в ад, то сыновья Чагатая (второго сына Чингисхана. - М.И.) потребовали царство себе. У них было много приверженцев и конницы, и они не соглашались на воцарение Менгу-хана. Началось это дело так: когда Гуюк переселился из мира сего, то все старейшины войска монгольского обратились к Бату: "Тебе следует быть царем нашим, так как из рода Чингиса нет никого старше тебя, престол и корона, и владычество прежде всего твои". Бату ответил: "Мне и брату моему Берке принадлежит уже в этом крае [Дешт-и-Кипчак] столько государств и владений, что распорядиться им [краем] да вместе с тем управлять областями Чин, Туркестана и Аджем невозможно. Лучше всего вот что: дядя наш Тули, младший сын Чингисхана, умер в молодости и не воспользовался царством; так отдадим царство сыну его и посадим на престол царский старшего сына его, Менгу-хана. Так как на престол посажу его я, Бату, то на самом деле владыкою буду я!". Все согласились с этим мнением" (Тизенгаузен. 1941. С. 15 - 16).

Но в дальнейшем междоусобие только продолжилось.

В 1269 г. на реке Талас состоялся курилтай, на котором был установлен мир между улусами Угедея, Джучи и Чагатая и скреплен союз против Хулагидов Ирана, с которыми к тому времени начала враждовать Золотая Орда. На этом же курилтае был принят договор, объявлявший улусы старших сыновей Чингисхана самостоятельными государствами, что закрепило раздел империи. Тогда же на 60-е и 70-е гг. XIII в. приходится ряд восстаний покоренных народов, прежде всего Руси, против имперских чиновников, откупщиков и их злоупотреблений. В результате русским князьям поручается собирать и отвозить дань в Золотую Орду. Русь начинает свое административное обособление, но пока еще в рамках Дешт-и-Кипчак, более известного как государство Золотой Орды.

Организация государственности Золотой Орды.

Сама Орда явилась совершенно новым государственно-правовым образованием монголо-татар.

Термин orda изначально обозначал только ставку хана. С течением времени значение этого слова уточняется. Так, у Сигизмунда Герберштейна слово "орда" употребляется для обозначения "множества", "собрания" (Герберштейн. 1988. С. 167). Михалон Литвин, перечисляя татарские орды, кочевавшие в XIV столетии на порубежье Литвы и Руси, переводил татарское orda латинским nationes, т.е. "народы" (Литвин. 1994. С. 62). Это свидетельствует о том, что старый термин ulus (означавший, напомним, "народ-государство") замещается новым - "орда". Теперь улус представляет собой часть Орды, владелец которой обязан клятвой верности (morgtiktu) хану Золотой Орды. Даже княжества русских князей монголы стали называть улусами. Постепенно ордой начинают называть все государство в целом, включая и такой его элемент, как yurt. Юртом татары называли, собственно, территорию, по которой кочует Орда. В техническом плане юрт состоит из множества аилов - территорий кочевок отдельных родов. Аилы в свою очередь состоят из куреней - временных ставок кочевых родов.

"Значение термина "курень", - говорит Рашид-ад-Дин, - следующее: когда множество кибиток располагаются по кругу и образуют кольцо в степи" (Рашид-ад-Дин. 1952. 1.2 : 86).

На это административное деление Орды накладывалась ее военная организация. Параллелизм этой системы заключался в том, что административная единица должна была выставлять определенное число воинов: от 10 до 10 тыс. Эти десятки тысяч (тумены, как их называли татары) объединялись в "крылья", значение которых могло колебаться от понятия фланга войска (армии) до понятия окраины улуса или Орды в целом. Во всяком случае арабский историк Шеревад-Дин в своей "Книге побед" писал, что Тимур (Тамерлан) напал на крыло улуса Джучи (Дешт-и-Кипчака). Крылья имеют собственное начальство - огланов или темников, бесконтрольность власти которых со временем приводит к дроблению Золотой Орды на наиболее мелкие государственные образования: Ак (Белую) Орду и Кок (Синюю) Орду.

Верховная власть принадлежала хану. Власть эта наследовалась строго по родовому принципу - старшим в роду. Родоначальником считался Джучи - старший сын Чингисхана. Определение старшинства в роду очень рано выливается в кровавые распри. Чаще всего претендент на престол расчищает себе дорогу к власти, убивая всех своих родственников. С хана Узбека (скончался в 1342 г.) передача престола идет по линии от отца к старшему сыну, но и это не прекращает убийств. Иногда эти убийства длятся десятилетиями. Известность получила "великая замятня в Орде", начавшаяся убийством хана Бердибека в 1359 г. и закончившаяся только воцарением Тохтамыша в 1380 г.

Власть хана безгранична, но это абсолютизм, ограниченный удавкой. Очень рано при хане Золотой Орды возникает правительственный аппарат. Возглавляет его первый министр - визирь, которому подотчетны нижестоящие бюрократические органы - диваны. Диваны возглавляются беками или эмирами. При дворе хана продолжают сохраняться придворные должности: чэрби, юртчи и др., у которых тоже есть некоторые административные полномочия.

Суд в Золотой Орде не был отделен от администрации. После принятия верхушкой Орды ислама (сами татары долго придерживались шаманизма, например шаманистом был хан Тохтамыш) в этом государстве появляется система шариатских судов во главе с кадием (исламским судьей) и шейхом (знатоком исламского права). Но параллельно шариатским судам довольно долго действуют суды общего права, применяющие Ясу (см. ниже) Чингисхана. Такие суды возглавляются особым судьей - яргучи. Вот яркое описание подобного параллелизма: "Одна из привычек этого эмира Тимур Кутлуга та, что каждый день кади приходит в его приемную и садится на отведенное ему место; вместе с ним появляются правоведы и писцы. Насупротив его садится один из старших эмиров, при котором восемь других старших эмиров и шейхов тюркских, называемых аргуджи; к ним люди приходят судиться. Что относится к делам религиозным, то решает кади. Другие же дела решают эти эмиры" (Тизенгаузен. 1884. С. 311 - 312).

В Золотой Орде как в государстве военном большое значение имело управление армией. В этом аппарате выделяют прежде всего темника, начальника тумена. Чингисхан в своем законодательстве (билики) очень подробно определил его обязанности и права. Темник должен был быть храбрым, заботиться о своих подчиненных, ежегодно являться вместе со своими военачальниками на курилтай, где происходила чтение Ясы. Именно из числа темников происходили такие весьма значимые авантюристы, как Ногай, Мамай и др. На время они даже захватывали власть в Орде. При темнике состоял бакаул. На нем лежали обязанности следить за содержанием войска, раздел трофеев между воинами. Помимо бакаула темнику подчинялись командиры отдельных отрядов - тысяч, сотен и десятков.

Золотоордынская политика на Руси.

Общую политику ханов в отношении Руси можно разделить на два периода. Первый период, когда Золотая Орда входит в состав Империи, поэтому Русь юридически составляет часть Дешт-и-Кипчак и, следовательно, Империи. Второй период - Золотая Орда непосредственно обособилась от Имерии, а Русь от Орды. Орда теперь управляет Русью опосредованно, не через своих чиновников, а через русских князей. После ликвидации Ногая Орда еще больше обособляет свой улус - Русь. Если раньше князья ездили за инвеститурой в Орду по необходимости, по вызову, то с 1297 г. между Ордой и Русью устанавливается промежуточная инстанция - съезды князей, руководимые великим князем Владимирским. На этих съездах, где князья и митрополит "чли грамоты царевы и ярлыки", татары, как показал советский историк А.Н. Насонов, пытаются найти активного проводника их политики на Руси. И находят его в лице претендента на Владимирское княжество. С этого времени татары начинают активно манипулировать ярлыком на Владимирское княжение, передавая его то одному князю, то другому.

Кризис этой политики приходится на 1327 г., когда восстание в Твери приводит к уничтожению Владимирского княжения:

"И по Туралоковой рати поидоша князи в Орду и Озбяк поделил княжение им: князю Иван Даниловичу Новгород и Кострому, половина княжения, а суздальскому князю Александру Васильевичу дал Володимер и Поволжье" (ПСРЛ. Т. III. С. 469).

Но с этого же момента начинается возвышение Москвы, князьям которой со временем переходит ярлык на Великое Владимирское княжение и как следствие этого старшинство над всеми русскими князьями.

Общий итог монголо-татарского ига не может быть оценен однозначно. С одной стороны, мы видим безусловное насильственное отторжение России от европейской цивилизации. Правда, в рамках этой цивилизации у русских и у других народов России вряд ли судьба могла сложиться иначе, чем у других славянских народов Европы. Православная Русь, что доказано еще Н.М. Карамзиным, была бы стерта с лица земли. С другой стороны, мы видим безусловное угнетение, длящееся веками, консервирование экономической и технической отсталости. Но в то же время мы понимаем, что именно самобытность цивилизационного типа России (ни Запад, ни Восток) позволила ей проторить путь к Великому океану, позволила ей стать когда-то 1/6 частью земной тверди!

Право Золотой Орды

Право этого государства было многосоставным. Основным ядром его было обычное право монголов, кодифицированное в 1206 г. Чингисханом в особый сборник под названием Яса. Наряду с Ясой и позднейшими памятниками население Monggol ulus судилось и пользовалось своим правом: китайцы благодаря стараниям Елюй-Чуцая сохранили конфуцианство, мусульмане - шариат, русские - свое.

Итак, до 1205 г. Яса (правильнее "Джасак", что означает "запрет") передавалась изустно. С введением письменности у монголов (тангутской), чему монголы обязаны опять-таки Чингисхану, формируется так называемая "Яса ве Тура и Чингизхани" ("Книга запретов и законов Чингисхана"). Уже Рашид-ад-Дин отмечал, что любое повеление монгольского хана считалось "джасак", т.е. нормативным постановлением. Вместе с тем он отличал собственно "джасак" от "джаса" в персидском произношении.

В последнем случае "джаса" означал "приказ", более формально "джаса" (йаса) есть "неизменность следования обычаям (джусин) и традициям предков" (Рашид-ад-Дин. 1952. 2 : 259). Таким образом, можно сказать, что Яса есть сборник обычаев предков, следовать которым предписал сам Чингисхан под угрозой наказания.

Текст Ясы до наших дней не сохранился. Сохранились только небольшие отрывки из этого сборника в работах разных писателей, в основном XIV - XV вв. Наиболее существенный отрывок мы находим у египетского писателя XV в. аль-Макризи. Все сообщение Макризи, передавшего отрывок из

Ясы в вольном переводе, может быть разбито на несколько отделов. Так, Яса содержала довольно большую группу постановлений, навеянных "атеизмом" монголов (их шаманизмом). Яса запрещала мочиться в воду или костер, предписывала правила забоя скота (запрещала, например, это делать так, как делали мусульмане), запрещала черпать воду руками (для этого полагалась особая посуда), запрещала стирать белье в течение всей жизни. За все эти нарушения полагалась смертная казнь.

Кроме того, мы не можем не процитировать два положения из Ясы, которые как нельзя лучше передают своеобразие религиозных воззрений монголов: "Чингисхан постановил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. Все это он предписал как средство быть угодным Богу". И далее: "Чингисхан запретил говорить о каком-нибудь предмете, что он не чист, и утверждал, что все вещи чисты; и не делать различия между чистыми и нечистыми" (Гурляд. 1904. С. 16 - 17). Смертная казнь также полагалась, если человек оступился о порог, когда входил в юрту, если давился пищей на пиру.

Впрочем, как замечают позднейшие свидетели (Плано Карпини, В. де Рубрук), побывавшие у монголов во второй половине XIII в., достаточно было условиться с шаманом, заплатив ему мзду, чтобы тот провел очистительную церемонию, и смертная казнь уже не применялась.

Следующая группа норм Ясы - частноправовая. Так, Яса разрешала трехкратное банкротство, но четвертое каралось смертью. Дети наложницы обладали равной правоспособностью с законнорожденными детьми. Раздел имущества после смерти наследодателя осуществлялся "на таком положении, что старший сын получает больше младших, меньшой же сын наследует хозяйство отца.

Старшинство детей рассматривается сообразно степени их матери; из числа жен одна всегда старшая, преимущественно по времени брака" (Там же. С. 21). Соблюдение этого правила было обусловлено тем не менее обстоятельствами. Так, Иакинф сообщает: "В лето Жинь-инь, весною (1242 г. - М.И.) шестая вдовствующая императрица объявила себя правительницею" (Иакинф. 1829. С. 290). Яса знает и тарханы (иммунитет). Макризи по этому поводу сообщал: "Чингисхан постановил, чтобы на потомков Али бен Абу Талиба всех до единого не были налагаемы подати и налоги, а также ни на кого из факиров, чтецов Алькорана, законоведов, лекарей, мужей науки, посвятивших себя молитве и отшельничеству, муэдзинов и омывающих покойников не были налагаемы подати и налоги" (Гурлянд. 1904. С. 16).

Довольно суровые постановления содержала Яса в области уголовного права. Яса наказывала смертью прелюбодеяние, инцест, укрывательство краденного, причем было неважно, укрывает человек имущество сознательно либо просто нашел его. Помимо смертной казни Яса в качестве наказания знала систему штрафов. Так, за убийство мусульманина (совершенного монголом) полагалось дать 40 золотых монет, за убийство китайца - осла. Кража имущества наказывалась девятикратной пеней (число "9" почиталось монголами священным). Мелкая кража каралась сотней палочных ударов.

Следующая большая группа постановлений Ясы - военное право монголов. Правила, составившие военный отдел, касались положений о разделе добычи, устройстве войска.

"Чингисхан предписал своим преемникам лично делать смотр войска и вооружению перед выступлением на битву, представлять им все, с чем воин совершает поход, и если у кого-нибудь из воинов не доставало нужной ему вещи, они должны были наказывать его" (Там же. С. 17).

Характерно, что Яса разрешала женщинам участвовать в походе наравне с мужчинами. Это особенно поражало мусульман:

"Дошло до меня известие, - сообщал один мусульманский писатель, - что женщина татарская вошла в дом и убила множество находящихся в нем людей, которые приняли ее за мужчину. Положила она оружие и оказалось, что это женщина" (Тизенгаузен. 1884. С. 18).

Содержала Яса постановления, которые сегодня могут быть определены как постановления, касающиеся государственного права. Так, Яса предписывала порядок административного деления страны на десятки, сотни, тысячи, тумены, улусы и крылья; говорила об устройстве почты, содержала постановления, касающиеся порядка прохождения государственной службы чиновниками. Например:

"Он запретил эмирам обращаться к кому-нибудь, кроме государя, и кто обратился к кому-нибудь, кроме государя, того предавать смерти; кто без позволения переменит свой пост, того предать смерти" (Гурлянд. 1904. С. 18).

В последующем военное и государственное право монголо-татар развивалось в таких источниках права, как билики Чингисхана. Слово "билик" означает "знание". Это "знание" (своеобразный логос) давалось подданным в виде изречений хана. Изречения записывались и обнародовались. Академик В.В. Бартольд утверждал, что этот обычай монголы позаимствовали у покоренных китайцев. Билик должен был быть облечен в особую форму, как правило, в виде рифмованной притчи. Наиболее полное представление о биликах дает Рашид-ад-Дин. Билики почитались наравне с Ясой. Как и она, они были предметом преподавания. На этом в одном из своих биликов настаивал сам Чингисхан: "Только те эмиры туманов, тысяч и сотен, которые в начале и конце года приходят и внимают биликам Чингисхана и возвращаются назад, могут стоять во главе войска. Те же, которые сидят в своей юрте и не внимают биликам, уподобляются камню, упавшему в глубокую воду, либо стреле, выпущенной в заросли тростника, и тот и другая бесследно исчезают" (Рашид-ад-Дин. 1952. 2 : 260).

Именно в форме билика Чингисхан запретил пьянство и разрешил только трехкратное употребление вина в течение месяца. Биликом определялось взаимоотношение между членами рода Борджигидов (Чингисидов): "Если кто-нибудь из нашего уруга единожды нарушит Ясу, которая утверждена, пусть его наставят словом. Если он два раза ее нарушит, пусть его накажут согласно билику, а на третий раз пусть его сошлют в дальнюю местность... После того, как он сходит туда и вернется обратно, он образумится. Если бы он не исправился, то да определят ему оковы и темницу.

Если он выйдет оттуда, усвоив адат, и станет разумным, тем лучше, в противном случае пусть все близкие и дальние его родичи соберутся, учинят совет и рассудят, как с ним поступить" (Там же. С. 263 - 264). И это было не пустое постановление, известны случаи, когда именно лучшее знание Ясы и биликов открывало претенденту дорогу к престолу!

В России судьба Ясы была несколько иной, чем в других странах, покоренных монголо-татарами. В других странах Яса растворилась в правовой системе покоренных. Свидетельством чему являются сообщения современников. Так, Макризи сообщает: "В царствование султана Бибарса иноземцы умножились в Египте и Сирии до того, что стали там гражданами: хутбэ в этих двух провинциях и в двух священных городах произносилась с именем Беркэ-хана. Египет и Сирия наполнились тогда монголами и обычаи последних распространились всюду.

Ужас имени Чингисхана и его преемников был до того силен, что уважение к самим монголам и страх к ним вошли в плоть и кровь жителей Египта. Но так как монголы были воспитаны на исламе, то они соединили религиозные уставы с народными обычаями, таким образом, они предоставили казикузату все относящееся до религии: молитвы, пост, законную милостыню и странствование по святым местам; все дела, относящиеся к вакфам и сиротам, судейские решения касательно споров между супругами.

Все же, что относится к ним лично, было разрешаемо по уставам Чингисхана и решаемо по определению Ясы, для чего и был поставлен особый чиновник" (Гурлянд. 1904. С. 25).

В России же, повторим, влияние Ясы оказалось минимальным. Следующим источником золотоордынского права был ханский ярлык. Этот вид формы права оказал на русское право Московской эпохи самое непосредственное влияние. Я.И Гурлянд полагал, что ярлык равнозначен русскому царскому указу. Слово "ярлык" в первоначальном же своем значении "джарлик" означало "слово старшего к младшему", чуть позже это слово стало означать "повеление" [Григорьев. 1876. С. 178 - 179]. В русских источниках под ярлыком понимали царскую грамоту, "жалованную грамоту", но у самих татар ярлык имел более разнообразное значение.

Изначально ярлык означал царский (ханский) указ, в форме которого выражалась общая норма.

Далее ярлыком называли торжественные акты публикации того или иного установления. В этом случае татары классифицировали ярлыки на сюань (объявления) и чай (наряды). Сюань - устное объявление содержания закона; чай - письменный акт. Наряд (чай) снабжался тамгой хана (аналогом европейских печатей). Помимо этого лицу, получившему ярлык, выдавалась знаменитая пайцза - приказ верить тому, что излагается в ярлыке. Именно такой порядок выдачи ярлыка встречаем в России. Например, в ярлыке хана Бердибека митрополиту Алексею читаем: "Тако рекша, байсу с алою тамгою дали есмы на утверждение вам" (Приселков. 1916. С. 61).

Европейская наука (в лице, например, Я.И. Гурлянда) классифицировала ярлыки иначе: 1) указ в собственном смысле, представляющий собой узаконение в дополнение к основным положениям Ясы; 2) временные или постоянные распоряжения; 3) договорные грамоты; 4) тарханные (иммунные) грамоты; 5) льготные грамоты русскому духовенству и, наконец, 5) служилые грамоты на занятие русским князем престола в своем уделе-улусе. К последнему виду относятся знаменитые ярлыки на Великое Владимирское княжение.

Ярлыки на княжение до нас не дошли, очевидно, после 1480 г. они подверглись тотальному уничтожению, чтобы не напоминали лишний раз о национальном унижении в годы ига. Не такова оказалась судьба ярлыков, выданных ханами Русской церкви. Как доказал М.Д. Приселков, Церковь сохраняла эти ярлыки, с тем чтобы использовать их в качестве аргумента в споре сначала с великокняжеской, а потом и с царской властью, не раз покушавшейся на имущество первой.

Оказывалось, что "окаянные" цари золотоордынские к православию относились лучше, чем московские цари! Действительно, Церкви было что сохранять.

Например, в ярлыке Тюлака-хана митрополиту Михаилу читаем: "...ино какова дань не будет или коя пошлина, ино тем того не видети не надобе, чтобы во упокои Бога молили и молитву воздавали. Да не ли иное что, кто ни будет, вси отведав, и мы по тому же сего Михаила пожаловали есмы. И как сед в Володимери, Богу молится за нас и за племя наше в род и род и молитву воздает. Тако есмы взмолвили: ино никаковая дань, никоторая пошлина, ни подводы, ни корм, ни питие, ни запрос, ни даров не дадут, ни почестия не воздают никакова; или что церковные: дома, воды, земли, огороды, винограды, мельницы - и в то ся у них не вступает никто" (Там же. С. 56).

Охрана Церкви ушла настолько далеко, что ханы вступались за нее в спорах со светской властью.

Например, в ярлыке ханши Тайдулы читаем: "А вы, русские князи, Семеном поин всеми, митрополиты как наперед сего дела делал, и нынеча также делают" (Там же. С. 80). Одним словом, для Церкви было полное основание воскликнуть: "Бе же сей царь Чанибек Азбекович (Джанибек, сын Узбека. - М.И.) добр зело христианству, и многу льготу сотвори земле Русстей; но суд ему сотворися якоже он изби братью свою, такоже и сам тую же чашу испи" (ПСРЛ. Т. X. С. 229).

Но, повторим еще раз, татары покровительствовали Русской церкви, как и любой другой религии своих подданных, в силу "удивительной и беспрецедентной веротерпимости", предписанной им Ясой Чингисхана, а не потому, что Церковь была "пособником оккупантов".

Следующим источником права Золотой Орды были дефтеры. От ярлыков они отличались тем, что не подлежали обнародованию. Это своего рода инструкции по делопроизводству в ханской канцелярии: акты диванов, которые издавались для внутренний надобности. В московских приказах мы встретим аналоги дефтеров - так называемые памяти. Дефтеры упоминаются в русских летописях в связи с финансовой политикой тартар. Вообще следует заметить, что организация финансового управления в Россию была занесена именно татарами. Но парадоксальности в этом еще больше, если вспомнить, что саму систему финансов татары позаимствовали у китайцев. Получается, что русская бюрократия имеет гораздо больше родственных связей с конфуцианством, нежели с западной рациональной техникой управления! Дефтеры выдавались дарухачи, а позже русским князьям в придачу к ярлыкам на княжение как своего рода ведомость, в которой значилось, сколько полагается выхода с улуса-княжения того или иного князя.

Последний формальный источник - пайцзе. В русских актах он значится как байса. Пайцзе - приказ, повелевающий повиноваться ее обладателю. Кроме того, пайцзе был подтверждением ханского ярлыка, а также своего рода дипломом, подтверждающим ранг чиновника. Пайцзы были четырех степеней: золотые, серебряные, бронзовые (или железные) и деревянные. На одном из них (серебряном), дошедшем до нас, читаем: "Неба силою Мункэ-хана имя свято да будет. Кто не уважит, то погибнет, умрет".

Что касается обычного права кочевников, не затронутых законодательством ханов Золотой Орды, то след его можно найти в позднейших памятниках права, собранных и обобщенных Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии в 20-х - 30-х гг. XIX столетия. Работа эта велась под непосредственным наблюдением графа М.М. Сперанского с целью издания Свода законов Российской империи, во второй том которого входили Учреждение Сибирское и Положение об инородцах. Известен также Ойрато-калмыцкий устав 1640 г., по которому судились калмыки до 1917 г. В этом уставе, однако, обнаруживается уже сильнейшее влияние буддизма.