Византия
Образование Византийской империи и периодизация ее истории
В период домината центр экономической и культурной жизни Римской империи постепенно перемещался на Восток. В 324 г. император Константин выбрал место для новой столицы. Город, построенный на месте Византия - древней греческой колонии на берегу Босфора и названный в честь его основателя Константинополем; был официально провозглашен столицей Римской империи. По существу, уже в середине IV в. Римская империя разделилась на Западную и Восточную, но вплоть до конца IV в. обе части, хотя и имели обычно своих императоров, продолжали считаться единым целым. В 395г. в период правления Феодосия Великого - последнего правителя целостной Римской империи - произошел ее окончательный раздел. Западная империя просуществовала после этого всего 80 лет. В 476 г. она пала под ударами варваров. История же Восточной Римской империи, позднее получившей название - Византия, насчитывала более тысячи лет (395-1453 гг.).
Византия занимала огромную территорию. В ее состав входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, часть Месопотамии и Армении, Кипр, Крит, Родос и другие острова Эгейского моря, Южный берег Крыма, ряд опорных пунктов на Западном Кавказе, а также некоторые области Аравии. Этнический состав империи был очень пестрым. Здесь проживали сирийцы, армяне, грузины, евреи, копты, иллирийцы, фракийцы и др. Господствующее же положение занимали греки, а греческий язык являлся самым распространенным. Несмотря на то, что романизация носила поверхностный характер, жители Византии считали себя римлянами, а империю называли Ромейским царством; т.е. Римской империей, Константинополь же - Новым Римом.
Внутренняя политика Юстиниана способствовала экономическому подъему и социальной стабилизации Византийского государства. После долгого хозяйственного запустения житницей страны вновь стал Египет. Усовершенствовалась его оросительная система, что позволило расширить посевные площади. Византийцам удалось раскрыть секрет китайского шелка и наладить производство шелковых тканей. Прочные позиции в мире заняла византийская монета - золотой солид с изображением императора.
При Юстиниане к Византии была успешно присоединена значительная часть провинций прежней Западной Римской империи (Северная Африка, Италия, юго-восточная Испания). Однако реставраторская политика Византии, стремившейся восстановить систему римского государственного управления и сохранить рабовладельческие отношения, задерживала процессы феодализации и вызывала недовольство покоренного населения. Поэтому территориальные приобретения Юстиниана оказались непрочными. Кроме того, неудачными оказались войны на северных границах, что создало угрозу славянского вторжения.
Истощенная длительными войнами Византийская империя к концу VI в. вступила в эпоху экономического и социально - политического кризиса. Рабовладельческий способ производства изжил себя, в стране увеличивалось количество заброшенных земель, разрушались ирригационные системы. Экономический упадок обусловил и территориальные потери империи. К середине VII в. славяне заняли почти всю территорию Балканского полуострова. В начале 80-х годов VII в. здесь возникло первое крупное славянское (славяно-протоболгарское) государство - Болгария. А позднее, в X в. - Сербия. Правда, непрочные сербские государственные образования появлялись здесь и раньше. На восточных рубежах политика Византии какое - то время была более успешной. В 627 г. ей удалось разгромить персидскую державу. Но уже вскоре здесь появился новый соперник - арабы, которые за короткий срок отвоевали у Византии богатые восточные провинции Палестину, Сирию, Верхнюю Месопотамию, Египет, а несколько позднее - и Северную Африку.
К началу VIII в. территория Византийской империи сократилась в 4 раза по сравнению с периодом правления Юстиниана. Однако в этом были и свои преимущества. По этническому составу она стала более однородным государством. В ней остались преимущественно области, где преобладало греческое население и доминировала греческая речь. И хотя подданные Византии по- прежнему назывались ромеями (римлянами), латинский язык практически перестал употребляться. С этого времени Восточную Римскую империю можно по праву называть Византией, по старинному имени исконно греческой колонии на Босфоре.
Новый расцвет византийской государственности пришелся на вторую половину IX - середину XI в. Активное развитие феодальных отношений способствовало экономическому подъему, росту городов, расширению внутренней и внешней торговли. Данный период связан с правлением императоров Македонской династии (867-1056), которым удалось стабилизировать экономическую ситуацию и упрочить внешнеполитическое положение империи. Во второй половине IX в. удалось приостановить наступление арабов, в начале XI в. были завоеваны Сербские княжества и Болгария, и вновь весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византии.
К концу XI в. в Византии завершилось оформление основ феодальных отношений и институтов феодального общества. Главным собственником земли являлось государство, установившее тяжелый налоговый гнет в отношении податного населения, что приводило к частым социальным потрясениям. Пресечение Македонской династии активизировало практику раздачи больших населенных участков земли в награду за службу и тем самым способствовало децентрализации страны. Ситуация усугубилась церковными разногласиями с Римом.
До середины XI в. церковь в Византии формально считалась частью вселенской христианской церкви. Однако фактическое разделение вселенской христианской церкви на Западную (Римскую) и Восточную (Константинопольскую) произошло уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю. С этого времени соперничество между ними за сферы влияния практически не прекращалось. Во второй половине IX в. проповеди византийских миссионеров Кирилла и Мефодия способствовали распространению греко-православного вероисповедания в Великой Моравии; христианство по восточному образцу приняла Болгария; нарастало церковное влияние Византии и в Сербии; в 988 г. крещение от Византии приняла Киевская Русь. Воспользовавшись ослаблением Византийского государства, в середине XI в. Рим подчинил своему церковному влиянию Южную Италию, а в 1054 г. потребовал восстановить права папства в Болгарии и признать его верховенство над греческой церковью. Константинопольский патриархат ответил отказом, за что патриарх был предан Римом анафеме. Константинополь ответил тем же в адрес папы. Так произошел официальный раскол христианской церкви на католическую (латинскую) и православную (греческую)
Ослабленная внутренними противоречиями - политическими, социальными и религиозными - Византийская империя оказалась пред лицом нового мощного врага - турок, которым было суждено сломить ее окончательно.
В XII в. децентрализаторские стремления крупных феодалов усилились. Стремясь привязать крупных землевладельцев к престолу, императоры продолжали жаловать им доходы от налогов с определенной территории и право управления ею. При этом распространилась практика раздачи земель со свободными крестьянами. Тяжелейший налоговый гнет приводил к упадку сельскохозяйственного производства, а сокращение доходов казны из-за потери свободных налогоплательщиков вынуждало государство увеличивать налоговое бремя на городское население. Все это приводило к нестабильной социально-политической обстановке. Империя в целом переживала кризис. Границы продолжали постепенно сужаться. Константинополь не мог более контролировать даже Балканский полуостров. В 1186 г. болгары восстановили свою независимость. В 1187 г. Византия признала независимость Второго Болгарского царства,, а в 1190 г. - Сербского государства.
Отношения с католической церковью продолжали оставаться напряженными. Разделение церквей явилось идеологической предпосылкой наступления западных феодалов на Восток. В конце XII в. Рим пошел на прямую экспансию. В 1204 г. в результате четвертого крестового похода Константинополь был захвачен крестоносцами. Византия пала, а на ее месте возникло несколько государств. На территории, захваченной крестоносцами, образовалась Латинская империя (1204 — 1261 гг.), а на землях, не подвергшихся их нашествию, - три самостоятельных греческих государства - Никейская империя (в северо-западной части Малой Азии), Трапезундская империя (в Южном Причерноморье) и Эпирское царство (на западе Балканского полуострова).
Никейская империя стала центром сопротивления завоевателям. В 1261 г. отрядам никейского императора Михаила VIII Палеолога удалось отвоевать Константинополь и восстановить империю. Однако теперь Византия представляла собой лишь небольшое раздробленное государство, оказавшееся, кроме того, в крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановке. Не исчезла угроза с запада, на севере империю теснили болгары и сербы, а с востока надвигалась опасность турецкого нашествия.
С конца XIII в. Византия, надорванная латинским нашествием, вела почти непрерывные войны на западе и востоке империи. К началу XIV в. большая часть оставшихся на северо-западе Малой Азии владений Византии была завоевана Османом I - главой одного из турецких эмиратов. Осман дал свое имя династии и эмирату, ставшему ядром создания Османской империи. Во второй половине XIV - первой половине XV в. турки распространили свое господство на Балканский полуостров и Восточное Средиземноморье. Болгария и Сербия потеряли независимость и были поглощены Османской империей. Силы Византии и Османской державы теперь были уже несопоставимы. 29 мая 1453 г. после длительной осады Константинополь пал. Государство, во многом определявшее исторические судьбы европейского Средневековья, Византийская империя - перестало существовать. Столицей Османской империи стал Стамбул - крупнейший европейский город, некогда называвшийся Константинополем.
Общественный строй
Общественный строй Византийской империи характеризуется постепенным развитием феодализма. Уже с IV в. в империи зрел кризис рабовладельческого способа производства, который постепенно проявлялся все явственнее.
В первые века существования Византийской империи рабский труд применялся в хозяйствах различных категорий земельной собственности, но уже не играл определяющей роли. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве было предоставление им участка земли. Такая форма землепользования в римском праве получила название пекулий.
Вторжение славянских племен наряду с народными движениями начала VII в. сыграли значительную роль в установлении феодальных порядков. Крупные землевладения рабовладельческого типа неуклонно сокращались. Сохранившиеся же перестраивались на новой феодальной основе. Применение рабского труда уменьшалось, увеличивалось значение эксплуатации различных категорий свободного сельского населения. Огромное значение приобрела крестьянская община.
В VIII-Хвв. сельские поселения Византии представляли собой соседскую общину, главным эксплуататором которой через налоговый гнет выступало государство. Общине в целом принадлежали пустоши, леса, луга, окружавшие деревню. Каждый крестьянин имел право свободного пользования общинными землями. Остальная земля была разделена между крестьянами. Каждый участок в хозяйственном отношении был вполне обособлен и находился в индивидуальном владении. Он мог быть обменен и продан. Однако право крестьянина распоряжаться своим наделом было ограничено наличием большой семьи (сингении), интересами которой он не мог пренебречь, и развитым «правом на чужую землю».
Византийцы жили огромными семьями, где несколько поколений вели общее хозяйство. Кроме того, долгое время сохранялся архаичный принцип раздела наследуемого имущества поровну между сыновьями.
Проявлением «права на чужую собственность» являлся протимисис, т.е. право преимущественной покупки соседней земли. Крестьянин не мог продать землю постороннему человеку по своему желанию, пока не будет реализовано право протимисис, субъектами которого в первую очередь являлись члены его семьи, затем соседи, и, наконец, все односельчане. Только в случае их отказа крестьянин мог продать землю по своему усмотрению.
Экономическое единство деревни способствовало сплочению общинников и обусловило устойчивость византийской общины. Это, однако, не означало имущественного равенства крестьян. Основную массу сельского населения составляли свободные крестьяне-общинники - георги, которые рассматривались как полноправные владельцы своих участков земли. Выделялась и категория малоимущих крестьян - апоров, вынужденных сдавать свои земли в аренду более зажиточным общинникам. Разорившийся же крестьянин зачастую превращался в мистия- сельского батрака. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы, выполнявшие отдельные работы, связанные в основном со скотоводством.
Особое положение среди массы крестьянского населения византийской деревни занимали стратиоты-воины. В мирное время они хозяйствовали как обычные крестьяне, но по первому зову были обязаны отправиться в поход со своим конем и оружием. За несение воинской службы они освобождались от части налогов и получали денежное и натуральное вознаграждение. Выделялась в общине и прослойка состоятельных крестьян, стремившихся вести хозяйство исключительно самостоятельно. К X в. усиливается тенденция освоения зажиточными крестьянами новых земель и распространяется практика их отселения на хутора. Постепенно они превращались в мелких вотчинников, на полях которых использовался труд рабов и мистиев.
Социальная дифференциация в византийской общине создала основу для формирования феодальных отношений. Основным угнетателем крестьянства выступало государство в лице его податного аппарата. Усиление в начале IX в. налогового гнета со стороны государства привело к массовому разорению крестьян и вызвало обострение классовой борьбы. Подавление же антифеодального восстания Фомы Славянина (820-823 гг.) лишь активизировало процессы феодализации. Общинная земля стала государственной собственностью. Крестьянам запрещалось уходить из общин. Вводилась система аллиленгия - солидарной ответственности, выражавшейся в обязанности общинников уплачивать налоги разорившихся или сбежавших соседей и приобретать оружие для обедневших стратиотов. В результате данных преобразований свободный крестьянин-общинник постепенно превращался в феодально-зависимого от государства крепостною-парика.
Хотя государство в Византии являлось главным феодалом, с начала IX в. идет активное развитие и феодальной вотчины. Распространяется практика захвата крестьянских земель динатами- богатыми и влиятельными лицами, порой превращавшими свободных общинников в своих париков. Государство пыталось предотвратить потерю своих налогоплательщиков. В начале XI в. императоры Македонской династии, выражавшие интересы чиновной знати, издали ряд законов, направленных на сохранение старых общинных порядков. Однако данные законы мало соблюдались и процессы феодализации активно продолжались.
В X-XI вв. появляются новые пути развития феодальной вотчины. С пресечением Македонской династии слабеющая императорская власть, пытаясь завоевать симпатии знати, распространяет практику раздачи императорами земель с государственными париками видным сановникам за службу. Чаще всего практиковалась раздача солемниев- пожалований с правом получателя такого пожалования взыскивались в свою пользу полностью или часть государственных налогов, собираемых с этой территории. В XII в. широкое развитие получило пожалование (в основном, за военную службу) в виде пронии, то есть пожалования с передачей получателю права не только сбора налогов в свою пользу, но и управления пожалованной территорией.
Таким образом, в X-XII вв. в Византийской империи оформились две основные формы эксплуатации крестьянства: выплата централизованной ренты (государственных налогов) и вотчинные повинности. В связи с этим сложились и два феодальных сословия: чиновная знать, существовавшая за счет доли централизованной ренты, и провинциальные феодалы, жившие за счет эксплуатации зависимого крестьянства. В XIII-XIV вв. наблюдалось дальнейшее развитие феодальной собственности, которое проявлялось не только в количественном росте поместий, но и в увеличении их прав на землю и личность крестьянина. Укрепление феодальной вотчины составило экономическую основу процесса децентрализации.
Государственный строй
По форме правления Византийская империя являлась абсолютной монархией. Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхождению считалась божественной, а сам император-священной особой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верховным толкователем, имел право облагать налогом имущество подданных и даже конфисковать частные владения; номинально считался верховным главнокомандующим, назначал и смещал командный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.
Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практически он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей.
В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твердого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назначать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследственный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в период правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпаторов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престола упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила династия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отношений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то теперь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.
Во-вторых, власть императора ограничивалась его обязанностью соблюдать нормы канонического права, гражданские законы, хранить верность традициям. «Обязанность и долг царя, - говорилось в Эклоге - официальном законодательном своде Византийской империи VIII в., - поддерживать и приводить в исполнение все, что изложено в Писании, в решении святых соборов и в римских законах». Данное требование не являлось чисто теоретическим. Византийские императоры должны были выступать охранителями чистоты православного вероучения, соблюдать строгий церемониал, подчиняться гражданским и церковным законам. Любое нарушение установившихся традиций вызывало сильнейшее противодействие со стороны церкви и византийского общества. В этом отношении очень примечательна история четвертого брака императора Льва VI, нарушившего нормы канонического права, которое допускало лишь три законных брака в течение жизни. Хотя император и обосновывал свой поступок отсутствием наследника, это стало предметом долгих споров и смут и привело, в конечном итоге, к осуждению «четвертого брака».
В-третьих, в первые века существования Византии власть императора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граждан византийских городов).
Значительную политическую роль, особенно в первые века византийской истории, играл синклит. Считалось, что государь правит при участии сената и народа. Византийский сенат был не похож на древнеримский. Он состоял из чиновников первого класса, назначаемых императором. Члены синклита - синклитики исполняли свои обязанности пожизненно и никем не могли быть лишены титула. Синклит был наделен широкими полномочиями. Он выбирал императора, участвовал в назначении высших чиновников, подготавливал законопроекты, осуществлял контроль над финансовым ведомством, обсуждал текущие вопросы внутренней и внешней политики. Однако уже с VII в. его значение существенно падает, растет авторитет монархической власти. С приходом к власти императоров Македонской династии оформление византийской автократии завершается, и византийский синклит практически лишается своих полномочий. Эдиктом императора Льва VI постановлялось «уничтожить закон, приобщающий сенат к законодательству, так как монархическая власть взяла руководство всем исключительно на себя». С конца XI в., когда на престоле закрепилась династия Комнинов, выражавшая интересы провинциальной знати, синклит практически перестал созываться.
Димы (от греческого слова «демос» - народ) были организациями свободных граждан византийских городов, выполнявшими различные хозяйственные, политические и военные функции. Византийский народ мог выражать свое мнение, обращаясь к императору с жалобами и прошениями во время проезда его по столице, а также возгласами в огромных собраниях, происходивших в цирке (ипподроме). Выкриками на ипподроме димы участвовали в церемонии провозглашения нового императора. Постепенно димы так же, как и сенат, утрачивают свои позиции. Остатки городского самоуправления были уничтожены в начале X в. императором Львом VI, постановившим, что теперь «император обо всем заботится и печется сам и все дела направляются и решаются его попечением».
В Византийской империи сложилась строго централизованная система управления. Императорская власть опиралась на обширный чиновничий аппарат, имевший жесткую иерархию чинов и титулов, которая оформилась при императоре Льве VI (конец IX - начало X вв.). Центральное управление сосредоточивалось во дворце и делилось на ряд органов отраслевого управления - секретов, во главе которых стояли высшие чиновники - логофеты, назначаемые императором. Среди них к числу важнейших относились ведомства: внутренних, иностранных и военных дел, несколько финансовых секретов и др.
Провинциальное управление было также строго централизовано. Проведенная еще в VII в. реформа местного управления привела к оформлению нового административного устройства, получившего название фемного строя. Вся территория империи была разделена на военные округа - фемы,; власть над которыми (и военная, и гражданская) сосредоточивалась у стратига - командующего фемным войском. Военные силы провинции комплектовались в основном из местных жителей - стратиотов. К X в. права стратигов возрастают, хотя законодательно данная тенденция не подкрепляется. Постепенно формируется принцип наследственной передачи этой должности. Вопреки закону, запрещавшему стратигу иметь земельные владения в подвластной феме, многие из них становились здесь крупными провинциальными землевладельцами, что говорило о феодализации должности стратига.
Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государстве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдвижении на престол. В связи с этим византийские императоры стремились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть рядовых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратеги, которые постепенно превращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко практиковать применение отрядов иностранных наемников, что в условиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановки привело к падению военной мощи.
С укреплением феодальной собственности и ослаблением армии в Византийском государстве зрела идея раздела империи на патримониальной основе между сыновьями императора. Явления политической раздробленности, обострившиеся в самый критический период византийской истории, привели к гибели государства.
Источники права Византийской империи
Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось продолжателем римской юридической традиции. Важнейшей кодификацией права, осуществленной в Византии, явилась кодификация Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века существования империи и оказала влияние на последующее развитие европейских правовых систем.
Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юриспруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодификационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классического права и приспособление его к новым условиям развития государства. Результатом колоссальной работы стало появление Свода гражданского права (Corpus luris Civiles).
Свод включал несколько частей. Институциями; объединявшими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами; включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематическому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, получило название Кодекса и объединяло 12 книг. Последующие эдикты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рассматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином официальном сборнике.
Свои конституции Юстиниан считал венцом юриспруденции. Положения Свода и новелл были возведены в догму. При этом не разрешалось даже обращаться к первоисточникам - произведениям римских юристов, ряд из которых в Дигестах подвергся интерполяции- изменениям без соответствующих указаний на это. Разрешалось лишь их толкование.
Византийское право VII - XI вв. развивалось на основе фундаментальной кодификационной работы, предпринятой в период правления Юстиниана. Данную эпоху определяют порой как упадок римской юриспруденции, что не совсем верно. Именно это время ознаменовано оформлением канонического права греко-православной церкви. Происходит глубокая христианизация и феодализация права, проникновение норм канонического права во все сферы жизни общества, с одной стороны, и обычного - с другой, но без разрыва с традициями постклассического права.
Основными правовыми памятниками данного периода являются: Эклога, Земледельческий; Воинский и Морской законы, Василик и и Прохирон.
Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.- выбор). Ее появление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исав- рийской династии Льва III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в общественном строе Византии.
Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семейного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуального права.
В сфере гражданского права данный источник регламентировал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.
Развивая принципы, заложенные в канонах, Эклога внесла значительный вклад в развитие брачно-семейного права. Юридически обязательным подготовительным этапом к заключению брака стало обручение, расторжение которого без уважительных причин влекло уплату неустойки. Заключение брака допускалось либо в письменной, либо в устной форме между мужчиной и женщиной, достигших брачного возраста (для мужчин - 15 лет, для женщин - 13), по их обоюдному желанию и с согласия родителей. Не допускались браки между близкими родственниками, включая двоюродных братьев и сестер, а также тех, кто связан узами крещения (крестный и крестница, либо кум и кума). В отличие от предшествующего и последующего законодательства, Эклога, по сути, признала и фактический брак (конкубинат) без благословения церкви и засвидетельствования. В данном факте проявилось стремление императоров-иконоборцев Исаврийской династии ограничить влияние церкви в гражданских делах и заручиться поддержкой малоимущих слоев населения, которым и была адресована эта норма.
В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но законные основания к нему существенно сокращались. Уважительными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле других, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импотенция.
Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отражение и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от завещания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при наличии у них детей) владельцем всего имущества становился переживший супруг, который должен был нести «все заботы по управлению делами».
XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся перечень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восстание против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.
Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасилование, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.
Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смертной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюдалась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчика, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимущественно по отношению к рабам данный вид наказания был распространен и на другие категории населения.
Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи перед судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чиновникам предполагалось выплачивать жалование за счет государственной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию предыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.
В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изменения, произошедшие в византийской империи со времен правления Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В приложение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской законы. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.
Воинский закон регламентировал права и обязанности особого воинского сословия - стратиотов и их военачальников. Он содержал в основном нормы уголовно - правового характера, относящиеся к правонарушениям, совершаемым стратиотами фем- ного войска как в мирное, так и в военное время. Морской закон, главное значение которого заключалось в регламентации правил судоходства, являлся частной компиляцией норм обычного морского права. Он не был официально кодифицирован государством, но признавался им и действовал достаточно долго, вплоть до начала XIII в.
Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы составили основу светского законодательства Византийской империи, действовавшего на протяжении VIII - IX вв., и оказали значительное влияние на правовое развитие древнеславянских народов. После восстановления в Византии иконопочитания в 843 г. законодательство императоров-иконоборцев было формально отменено. Однако фактически оно продолжало действовать наряду с другими, более поздними источниками еще в течение нескольких столетий.
Приход к власти императоров Македонской династии ознаменовал новый период в развитии византийского права. В это время была предпринята попытка пересмотра всего правового наследия Византийской империи. Целью новой кодификации стало обновление и классификация действовавшего законодательства, устранение имеющихся противоречий, замена латинской юридической терминологии греческой. Результатом же проделанной работы стало создание законодательного свода на греческом языке, получившего название - Василики (царские книги). Василики представляли собой в основном выборку законов из Свода гражданского права Юстиниана, состоявшую из 60 книг. Интересны они прежде всего своей классификацией права, структурно разделенного на каноническое, государственное, частное, исковое, военное, уголовное и процессуальное. Дополнениями к Василикам стал Прохирон - сборник действующих законов, изложенных в упрощенном и доступном для понимания простого человека виде, и сборники новелл (эдиктов) императоров Македонской династии. Василикам было суждено стать последним всеобъемлющим корпусом законов Византийской империи.