Византийское государство и право
Государственный строй Византии
Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».
При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.
Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.
Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.
Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.
Кодификация Юстиниана
Кодификация – от латинского «codex»,т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528–534 гг. по указанию этого знаменитого византийского императора. В 529 г. была составлена первая редакция Кодекса Юстиниана, представлявшая собой систематизированное собрание императорских указов от II в. до самого Юстиниана.
В 534 г. была выпущена вторая редакция Кодекса Юстиниана, дополненная новыми указами (конституциями) Юстиниана. Составители этого Кодекса не только систематизировали акты римских императоров (конституции), но и значительно корректировали их.
Кроме законов при Юстиниане систематизации подверглась также римская юридическая доктрина (т. е. суждения виднейших римских юристов). В 553 г. были выпущены Дигесты (по-гречески Пандекты т. е. «всеобъемлющие»), самая значительная часть кодификации Юстиниана. В Дигесты вошло более 9000 фрагментов из трудов знаменитых римских юристов. Юстиниан запретил толкование Дигестов.
Также в 533 г. были опубликованы Институции («элементы») Юстиниана – популярный учебник по римскому праву, состоящий из четырех частей, посвященных соответственно лицам, вещам, обязательствам, искам. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».
Кодекс, Дигесты и Институции Юстиниана обобщили знания, накопленные к VI в. по римскому праву. Помимо этого были также составлены Новеллы – сборник конституций Юстиниана, изданных после кодификации. Однако Новеллы Юстиниана отобразили преимущественно византийское (а не римское) право. Все вышеуказанные акты были в XII в. объединены в Corpus juris civilis.
Византийское право в VII–VIII вв.
Византия имела весьма развитую систему законодательства в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов, комментариев к ним сборников судебной практики. С IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и свод Юстиниана.
Стремление отразить в законах привилегии крупных феодалов вызвало необходимость пересмотра свода Юстиниана. В 726 г. была издана Эклога – новый сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов. Термин «эклога» означает «извлечение». Он отражает метод работы комиссии по составлению рассматриваемого правового памятника. Комиссия правоведов производила отбор необходимых норм из уже существовавших в то время сборников – Институций, Дигестов, Кодекса и Новелл Юстиниана. Полный текст «Эклоги» делится на 18 титулов, посвященных институтам брачно-семейного, гражданского и уголовного права, а также нормам процессуального права.
При рассмотрении институтов брачно-семейного права в «Эклоге» особое внимание обращается на условие и порядок заключения брака, на такие институты, как обручение, брачный договор, формы заключения брака, приданое, развод.
«Эклога» содержит правовые нормы, посвященные регулированию вещных отношений, таких, как договор купли-продажи, займа, дарения, найма и др. Специальные титулы посвящены правовому статусу воинского имущества и правилам раздела военной добычи.
При рассмотрении норм уголовного права (XVII титул) явственно ощущается влияние христианской идеологии. Особое внимание уделяется уголовному преследованию за государственные и религиозные преступления.
В 20-е гг. VIII в. в Византии был издан так называемый «Земледельческий закон», в основе которого лежало славянское обычное право в сочетании с византийским правом. Он пользовался большой популярностью среди славянских народов как «Славянский закон». Земледельческий закон регламентировал правовые отношения в области сельского хозяйства.
Военный и Морской законы были изданы одновременно с «Эклогой». В Военном законе была определена ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений. В Морском законе указывались нормы оплаты экипажа корабля, правила поддержания порядка на кораблях и т. д.
Византийское право в IX–X вв.
С воцарением императоров Македонской династии начинается решительная борьба со всеми мероприятиями императоров-иконоборцев, в том числе и с их законодательством. Император Василий I решил отменить устаревшие нормы Юстинианова свода, а нормы, сохранившие свою силу, значительно переработать и включить в новый правовой сборник, В 879 г. был издан «Прохирон» – краткое изложение законов для судей, содержавший нормы гражданского, уголовного, церковного, отчасти судебного права. Прохирон имел силу закона.
Эпанагога – новое руководство для судей, изданное в промежутке между 884 и 886 гг., которое повторяло основные положения Прохирона. Система изложения Эпанагоги была значительно улучшена по сравнению с Прохироном.
Базилики (Василики) – новый законодательный сборник, «царские законы», опубликованные в 888–889 гг. Перед составителями Базилик императором Василием I была поставлена задача свести в один свод все законодательство Юстиниана, чтобы сосредоточить все правовые нормы по одному и тому же вопросу. В Базиликах содержались нормы не только светского, но и церковного права. Базилики являются последней официальной систематизацией права византийскими императорами.
Хрисовулы – особый вид императорских новелл с X в. получивших название «золотопечатные грамоты». В этих документах определялись привилегии предоставляемые государством духовенству.
В X в. в Византии была издана «Книга Эпарха» в которой системно были изложены нормы, определявшие организацию, жизнь и быт византийских корпораций торговцев и ремесленников.
Византийские кодексы содержат ряд норм о собственности, о сервитутах, в особенности городских; подробно освещают вопросы залогового права; содержат постановления об эмфитевзисе – наследственной аренде.
Римское обязательственное право, которое было регламентировано в своде Юстиниана, мало подверглось изменению в последующем византийском законодательстве. Но в связи с сокращением гражданского оборота в Византии многие институты римского обязательного права не получили дальнейшего развития в византийских кодексах. Сохранилось деление на обязательства из договоров и обязательства из деликтов. Сохранилась и система договоров, которые совершались преимущественно в письменной форме. Особенно подробному регулированию подвергся договор займа.
Брак в Византии регулировался нормами православного церковного права. Браку предшествовало обручение, которое сопровождалось особым церковным обрядом. Существовало множество условий для признания брака действительным. Также были обозначены возможные поводы для развода. Нормы семейного права Византии были восприняты в славянских государствах, принявших православие, в том числе и на Руси.
Византийское право, как и римское, различало наследование по завещанию и наследование по закону. Почти полностью были восприняты византийским правом и римские положения об опеке и попечительстве.