Государство и право в Древней Греции
Возникновение Афинского государства и реформы Тесея, Солона, Клисфена
Как и во многих других частях земного шара, территория Балканского полуострова, находящегося в районе Средиземноморья, издавна была заселена племенами, которые в результате длительного исторического развития содействовали возникновению государств в Древней Греции. Некоторые из государств оставили неизгладимый след в истории человеческой цивилизации. На территории Древней Греции были образованы такие города-государства, как Микены, Коринф, Сикион, Тиринф, Эфес, Фивы, Аргос, Мегара, Афины, Спарта и другие. Но среди названных городов-государств наибольшее значение имели Афины и Спарта. Каждое городгосударство Древней Греции имело не только ряд общих черт, но и отличалось своим своеобразием. Поскольку Афины представляли собой государство с более четкими и наиболее полными демократическими чертами, то именно оно и будет рассмотрено в данном учебном пособии.
В древние времена (во II тысячелетии до н. э.) население Балканского полуострова называло себя эллинами, а свою страну – Элладой, а термины «греки», «Греция» появились значительно позднее и связаны с римским периодом.
Население Эллады (в юго-восточной ее части – Аттике) составляли различные племена, среди которых наиболее влиятельными были племена: эолийские, дорийские, ахейские и ионийские. Между племенами имели место частые столкновения, в результате которых одно племя подчиняло себе другое племя. Ионийские племена осели на территории Аттики (юго-восточной части Эллады), где и образовалось Афинское государство.
Постепенное складывание причин, необходимых для возникновения государства в Афинах, прослеживается на осуществленных в разное время трех реформах.
Первая реформа, приписываемая легендами афинскому царю Тесею (Тезею), была проведена в XII в. до нашей эры и содействовала объединению четырех ионийских племен под властью Афин. В результате реформы был создан общий совет четырех племен, куда входили представители от каждого племени. Как правило, это была влиятельная часть населения из числа военачальников, жрецов, старейшин родов и др. Он помогал царю решать наиболее важные вопросы жизни четырех племен (войны и мира, споры между племенами, строительства кораблей и т.п.). Решения общего совета племен проводились в жизнь через советы каждого племени и старейшин родов, значение которых несколько уменьшается в связи с созданием общего совета четырех племен.
Общество в это время представляет собой в большинстве своем свободное население, которое по роду занятий делилось на эвпатридов (благородных), не занимающихся физическим трудом, и демос (простой народ), одна часть которого занималась ремеслом и называлась демиургами (ремесленниками) и другая – занималась земледелием и называлась геоморами (земледельцами). Помимо свободного населения было уже небольшое количество рабов, которыми, как правило, владели благородные.
Таким образом, в результате реформ Тесея произошло объединение четырех племен, создание единого органа власти и управления и деление населения на социальные группы по роду занятий, которые уже не в одинаковой степени имели доступ к власти.
В начале VI в. до н.э. в обществе назревает острый социальной конфликт, разрешить который частично удалось путем проведенных архонтом Солоном в 594 г. до н.э. реформ демократического характера, в ходе которых решались и экономические, и политические вопросы. В экономической сфере в результате реформ повсеместно с полей демоса были убраны долговые камни, отменена уплата имеющихся ко времени проведения реформ долгов, взятые в долги земельные участки были возвращены прежним владельцам, проданный в рабство в чужие страны за долги свободный человек был выкуплен и было запрещено впредь за долги свободного человека превращать в раба, т.е. долговое рабство было ликвидировано.
В политической сфере в результате проведенных мероприятий всевластие эвпатридов в определенной мере было подорвано, ибо вместо делений населения по роду занятий было введено новое деление населения на четыре раз ряда по имущественному цензу, и население каждого разряда в той или иной степени было допущено к управлению.
К первому разряду были отнесены афиняне, чей доход составлял не менее 500 медимнов (емкость 1 медимна от 41 до 50 литров) зерна или соответствующее количество масла или вина. Люди первого разряда назывались пятисотмерниками и составляли высший разряд.
Ко второму разряду относились все свободные афиняне, независимо от своего прежнего социального положения, которые имели доход не менее 300 медимнов зерна. Они назывались «всадниками», так как могли приобрести коня и служить в коннице.
Представители первого разряда тоже служили в кавалерии, но и поставляли для нее коней и вооружение, обязаны были участвовать в строительстве флота, театров, в устройстве зрелищ, народных шествий, спортивных состязаний и т.п.
Афиняне, чей доход составлял не менее 200 медимнов, относились к третьему разряду и обязаны были служить в тяжеловооруженной пехоте. Выступая в поход, они должны были иметь латы, щит, поножи, шлем, меч, копье. Для перевозки во время похода своего вооружения и другого имущества они приобретали упряжку волов («зевгос») и назывались зевгитами.
К четвертому разряду относились все афиняне, чей доход был еще меньше. Они обязаны были служить в легковооруженной пехоте и назывались фетами.
В результате деления афинян на разряды более справедливо была определена военная обязанность (с учетом размера доходов), и все афиняне, а не только эвпатриды, приобрели право участвовать в управлении обществом. Так, если из первых трех разрядов избирались члены Совета и другие высшие должностные лица, то афинянам четвертого разряда – фетам – предоставлялось право участвовать в Народном собрании и Суде присяжных, т.е. они были допущены к законодательной и судебной власти, тогда как исполнительная власть находилась полностью в руках наиболее состоятельной части населения.
Третья реформа, проведенная в 509 г. до н.э., была осуществлена Клисфеном, представлявшим те слои афинского общества, которые были сторонниками демократической организации общества. Стержнем всех преобразований, проведенных Клисфеном, стала территориальная реформа, в результате которой вся территория, занимаемая населением бывших четырех племен (фил), была разделена на 10 фил, но это уже были не кровнородственные филы, а территориальные филы, где проживали представители различных родов и племен. С целью ослабления влияния знати и родовых отношений в территориальной филе последняя включала три триттии, территория которых располагалась в центральной, прибрежной и земледельческой частях Афин, и 10 демов.
Осуществленная административно-территориальная реформа повлекла за собой и существенные изменения в организации управления обществом.
Таким образом, Афины как город-государство с демократическим строем сложились в конце VI в. до н. э. в результате проведенных Тесеем, Солоном и Клисфеном реформ.
Возникновению государства в Афинах присущи как общие, так и особенные черты. К общим чертам возникновения относятся прежде всего то, что, как и другие государства древнего мира, оно возникло в результате синойкизма; во-вторых, главной причиной его возникновения послужила экономическая причина; в-третьих, оно складывалось на протяжении длительного времени. Особенностью его возникновения является то, что оно возникло под воздействием исключительно хорошо проявившихся трех и только внутренних причин (экономической, социальной и политической), т.е. как бы в «чистой» (классической) форме, без какого-либо вмешательства со стороны. Внешние причины не оказали существенного влияния на процесс образования государства. Второй особенностью возникновения государства в Афинах является то, что оно возникло в наиболее демократической форме (демократическая республика), тогда как тирания как форма правления была отвергнута и осуждена обществом, и были созданы своеобразные механизмы (правовые), организационные и многие другие, которые препятствовали созданию впредь подобной формы правления.
Афинское государство, сложившееся в форме демократической республики в конце VI в. до н.э., просуществовало по тому времени недолго – до IV в. до н.э., что также относится к особенностям Афинского государства, так как в силу небольшого промежутка времени не имеет этапов сво его развития, которые присущи большинству государств древнего мира.
Прекратило свое существование Афинское государство в 338 г. до н. э., утратив свою самостоятельность и суверенность. Причинами гибели Афин были как внутренние, так и внешние. Вместе взятые, они ослабили государство, которое было завоевано сначала Македонией, затем Римом, став в конце I в. до н.э. составной частью римской провинции Ахайя.
Общественный строй Афин в период республики (V–IV вв. до н.э.)
Как уже отмечалось, в экономике Афинского государства большое значение имели ремесло и торговля, чему способствовало развитие мореплавания. Что касается земледелия и скотоводства, то они, безусловно, имели место, но ведущей роли не играли, и рабский труд в них использовался в значительно меньшей степени.
К середине V в. до н.э., когда демократия в Афинах достигла своего высшего развития, деление афинян на разряды утратило свое первоначальное значение, так как каждый афинянин независимо от материального положения и прежней принадлежности к солоновскому разряду наделялся одинаковыми правами и имел статус гражданина страны. С принятием в 451 г. до н.э. закона Перикла афинским гражданином считался только тот, у кого отец и мать были гражданами Афин. Число афинских граждан достигало 40–50 тысяч.
Афинское гражданство де-юре фиксировалось по достижении совершеннолетия – 18 лет, когда афинянин после соответствующей проверки вносился в список дема и в течение двух лет должен был обучаться военному ремеслу. С 20 лет афинянин получал право участвовать в высшем органе страны – Народном собрании. Несмотря на то, что женщина-афинянка признавалась гражданкой Афин, ее статус был значительно ниже: она не имела политических прав, т.е. не могла участвовать в управлении обществом и государством.
Каждый афинянин имел равный доступ к должностям и, избранный на любую из них, получал из государственной казны вознаграждение. Предоставляя афинянам свободу слова, гарантируя неприкосновенность личности, имущества и ряд других прав и свобод, государство требовало от них выполнения определенных обязанностей: соблюдать законы государства, оберегать демократическое устройство общества, служить в армии и быть военнообязанным до 50 лет. И, что весьма характерно, для граждан Афин не устанавливалась обязанность уплачивать прямые постоянные налоги в казну.
Несмотря на юридическое равенство афинян-мужчин фактического равенства между ними никогда не было. В афинском обществе постоянно шла то скрытая, то явная политическая борьба между двумя группировками – олигархической (Аристид, Кимон и др.) и демократической (Фемистокол, Эфиальт, Перикл и др.), в ходе которой обе стороны прибегали к помощи простого народа. Последний отдавал предпочтение демократии, тем самым обеспечивая стабильность демократического устройства общества в Афинах.
К свободному населению, помимо полноправных граждан Афин, относились иностранцы (метеки) и вольноотпущенники.
Метеки, проживавшие на территории Афин, занимались ремеслом и торговлей, зачастую были довольно состоятельными людьми, но их правовой статус был еще более ущербным, чем афинянок, так как они не только были лишены всех политичес ких прав, но и в значительной степени были ограничены их экономические и личные права. Метеки не могли приобретать в черте города-государства в собственность недвижимость; должны были иметь патрона из числа полноправных граждан Афин, который вел их дела в суде и осуществлял за ними надзор; дети, рожденные от метека и афинянки, не признавались гражданами страны. Но такое положение метеков в обществе отнюдь не освобождало их от многих обязанностей: служить в армии, уплачивать налоги, вносить чрезвычайные сборы.
Небольшую часть свободного населения Афин составляли вольноотпущенники, о правовом статусе которых до настоящего времени нет достаточных сведений.
Большинство населения страны составляли рабы, количество которых было примерно в 3–4 раза больше, чем свободных людей (160–200 тыс.). В отличие от обществ стран Древнего Востока раб в Афинах находился в более тяжелом положении, так как на смену патриархальному рабству приходит античное рабство, при котором раб не признается человеком, членом общества. Он – вещь, наиболее распространенное орудие труда, используемое как государством, так и отдельными частными лицами. Раб не имел никаких прав на личную жизнь, имущество, судебную защиту и т.д. Его можно было продать, подарить, обменять, завещать, наказать, но запрещалось убивать. Если раб был убит, то хозяину раба возмещался ущерб как за уничтожение любого другого имущества.
Источниками рабства были в основном военный плен, рождение от раба или рабыни, морской разбой. Афины знали и уголовное рабство, имевшее место по приговору суда за совершение свободным лицом преступления. Как правило, таких осужденных продавали в рабство в другие страны. Работорговля велась в больших масштабах как государством, так и отдельными лицами и приносила большие прибыли.
Государственной строй Афин в период республики (V–IV вв. до н.э.)
В указанный период времени по форме правления Афины представляли собой республику, а по государственному устройству – унитарное, небольшое по размерам территории государство, имевшее довольно четкое административно-территориальное деление (10 фил, 30 триттий и 100 демов), которое сохранилось и после образования Делосского морского союза. Это был город-государство (полис), в котором были созданы и организационные и правовые основы для функционирования демократического режима.
С учетом формы правления, государственного устройства и политического режима был создан и государственный аппарат, выполнявший все функции демократического государства того времени.
К высшим органам государственной власти в Афинах относились Народное собрание, Совет пятисот (Булэ) и Гелиэя (Суд присяжных). Особое положение в государственном аппарате принадлежало Народному собранию, в работе которого могли участвовать все полноправные граждане – мужчины, приписанные к дему, имевшие возраст не менее 20 лет и отбывшие обязательную воинскую службу. Численный состав Народного собрания мог быть различным, но для признания законности принятых решений были установлены 2 кворума: один – не менее 6 тыс. граждан для рассмотрения наиболее важных вопросов и второй – не менее 2 тыс. граждан для рассмотрения всех других вопросов.
Как правило, Народное собрание в начале V в. до н.э. созывалось один раз в месяц, а по мере усложнения экономической и общественно-политической внутренней и внешней обстановки оно в конце V в. созывалось значительно чаще: не менее 40 pаз в год.
Компетенция Народного собрания как высшего органа страны была весьма широкой. Оно могло принимать решения по любым вопросам, связанным с осуществлением государством как внутренних, так и внешних функций.
Высшим органом управления был Совет пятисот, который осуществлял исполнительную власть. В отличие от Народного собрания Совет пятисот был органом представительной демократии. Он формировался путем избрания по жребию по 50 представителей от каждой из 10 территориально-административных фил. Принимая во внимание назначение данного органа и необходимость оперативного решения самых разнообразных возникающих вопросов в сфере управления обществом и страной в целом, к членам Совета пятисот предъявлялся не только более высокий возрастной ценз (30 лет), но и моральный ценз.
Члены Совета пятисот (булевты) избирались сроком на один год, но это не означало, что каждый член Совета ежедневно выполнял обязанности. Видимо, с целью предупреждения коррупции и усиления ответственности было установлено, что ведение текущих дел осуществлялось не всеми членами Совета, а только в течение одного месяца определенной его частью (комиссией), состоящей из 50 представителей одной филы, т.е. фактически представители каждой филы по жребию осуществляли исполнительную власть только в течение одного месяца. Члены комиссии из своего состава ежедневно избирали нового председателя Совета, который осуществлял координирующую и руководящую работу не только в Совете пятисот, но и в Народном собрании.
Совет пятисот играл значимую роль в государственном механизме. Он осуществлял прием послов, сношения с другими государствами; вел государственные счета, производил текущие расходы; осуществлял надзор за надлежащим состоянием арсеналов, флота, доков; регулировал торговлю, продовольственный вопрос; готовил вопросы, внесенные в повестку дня Народного собрания; принимал необходимые меры к исполнению решений Народного собрания, предварительно рассматривал законопроекты и давал свое заключение по ним для Народного собрания; заслушивал отчеты должностных лиц, следил за их работой, давал им указания и мог поставить вопрос об их отстранении от должности или о привлечении их к ответственности и рассматривал много других вопросов.
Третьим высшим органом в Афинах была Гелиэя (Суд присяжных), порядок комплектования и организация работы которого были почти такими, как Совета пятисот. Гелиэя была представительным выборным органом, но избиралось по жребию по 600 человек от каждой из 10 фил, т.е. полный состав Гелиэи насчитывал 6000 членов, из которых 5000 членов было действующих судей, а 1000 – запасных. Как и Совет пятисот, каждый член Гелиэи (гелиаст) перед вступлением в должность приносил клятву верности законам страны. Гелиэя имела 10 коллегий, которые по жребию призывались к исполнению обязанностей. Каждая коллегия состояла из 500 действующих судей и 100 запасных. Заседания коллегии проходили публично.
Гелиэя не только рассматривала судебные дела, но и осуществляла деятельность, связанную с законотворческим процессом. Без утверждения Гелиэей ни один нормативный акт не мог стать действующим, т.е. Гелиэя как высший судебный орган страны тщательно проверяла качество, законность каждого вновь принятого нормативного акта.
Гелиэя как высший судебный орган страны выступала в качестве суда первой инстанции по делам о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц и в качестве суда второй инстанции (апелляционной) по делам, рассмотренным нижестоящими судами.
Среди должностных лиц главными были стратеги и архонты. В силу их значимости вступление в должность было обставлено дополнительными требованиями. Так, стратегом мог быть только женатый гражданин Афин и имеющий недвижимую собственность, т.е. состоятельный. Что же касается архонтов, то при прочих равных требованиях в отличие от других должностных лиц они дважды подвергались докимасии – в Гелиэи и Совете пятисот.
Все стратеги (их было 10 с учетом количества фил) составляли специальную коллегию, которую, принимая во внимание сферу ее деятельности, можно назвать военной коллегией (коллегией стратегов). Стратеги избирались открытым голосованием на Народном собрании сроком на 1 год, но, как уже отмечалось, одно и то же лицо могло избираться на эту должность несколько раз. Все стратеги, как правило, при стабильном общественном порядке были равны между собой, но конкретное направление текущей работы в составе коллегии определялось каждому стратегу. Но в реальной жизни были два случая, когда принцип равенства всех стратегов нарушался. Это имело место, во-первых, при ведении военных действий, когда Народное собрание могло назначить одного из стратегов осуществлять главное командование на войне всеми войсками. В этом случае все остальные стратеги должны были ему подчиняться. Второй случай – это наличие чрезвычайных обстоятельств, при которых Народное собрание предоставляло одному из стратегов чрезвычайные полномочия, Такой стратег назывался автократом и не зависел в своих действиях от Народного собрания и Совета пятисот. По истечении срока полномочий каждый стратег должен был отчитаться за свою работу перед Народным собранием.
Второй коллегией в Афинах была коллегия архонтов, в ведении которой находились судебные дела. В V–IV вв. до н.э. архонты избирались не путем прямых, а многостепенных выборов. Сначала в каждой филе избирались кандидаты на эти должности, а затем из кандидатов на Народном собрании избиралось 9 архонтов. Как и стратеги, каждый архонт ведал определенным кругом судебных дел и имел в связи с этим особое название. В отличие от стратегов, среди архонтов не было равенства. Первым архонтом считался архонт-эпоним, который рассматривал семейные дела, наследственные дела, дела об опеке и попечительстве, а также организовывал некоторые публичные празднества. Втором архонтом был архонт-базилевс, в ведении которого находилось текущее управление делами религиозного культа и участие в суде при рассмотрении религиозных преступлений. Третьим в коллегии архонтов был архонт-полемарх, который, утратив в пользу стратегов непосредственное военное командование, организовывал проведение некоторых религиозных обрядов, связанных с войной (жертвоприношения богам войны, поминки по павшим воинам и т.п.) и рассматривал дела в отношении иностранцев (метеков, ксенов). Шесть других архонтов-фесмофетов не имели четко определенного круга дел в своем ведении, а осуществляли текущее руководство всей системой правосудия страны: готовили некоторые дела для рассмотрения в Гелиэе, проводили жеребьевку среди коллегий Гелиэи с целью определения конкретной коллегии для непосредственного рассмотрения судебных дел, назначали дни заседаний суда для слушания дел, сообщали Народному собранию о заявлениях в связи с совершением особо опасных преступлений. Единой коллегией все 9 архонтов собирались в двух случаях: при решении вопроса об остракизме и докимасии.
Помимо коллегии стратегов и коллегии архонтов были и другие должностные лица, число которых достигало 700. Все они имели свое название и определенные полномочия в сфере текущего управления.
Местные органы власти и управления создавались в филах и демах и имели много общих черт. Во-первых, в каждой административно-территориальной единице (филах и демах) функционировали народные собрания, которые рассматривали почти все важные вопросы, связанные с управлением данной территорией. Для реализации решений местных народных собраний и высших органов формировался небольшой местный исполнительный аппарат. В филе он был представлен тремя должностными лицами – филархами, a в деме – старостой-демархом. Указанным должностным лицам подчинялись все нижестоящие, в ведении которых был весьма узкий круг вопросов в сфере местного управления. Например, демарху подчинялись два казначея, служители местного культа, а после проведения реформ Перикла в деме избирали 30 судей, рассматривавших незначительные дела демотов (жителей данного дема). И на местном уровне все должностные лица избирались на один год, под вергались докимасии и отчитывались перед высшим местным органом – Народным собранием.
Рассмотрев государственный аппарат Афин, можно заметить, что он создавался и функционировал на таких демократических принципах, как выборность, коллегиальность, гласность, срочность, сменяемость, отчетность, персональная ответственность, профессионализм, подконтрольнocть, возмездность. Кроме того, хотя и не в классической форме, но действовал принцип разделения властей, обеспеченный системой сдержек и противовесов.