История государства и права Древней Спарты
Особенности общественного строя Древней Спарты
Образование Спарты относится примерно к X—IX вв. до н.э. В ходе завоевания дорийскими племенами территорий Лаконики и Мессении в IX в. до н.э. они столкнулись с сопротивлением их коренных жителей — периэков, скиритов и илотов. Именно последние не только наиболее отчаянно сопротивлялись агрессорам, но и в дальнейшем не раз поднимали национальные восстания (Третья Мессенская война в 464 г. до н.э.), за что и были в отличие от иных народов бывшей Лаконики лишены практически всех прав и превратились в государственных рабов. В лучшие времена истории государства общая численность покоренных спартиатами народов превышала 370 тыс. человек, в том числе более 200 тыс. илотов, тогда как самих спартиатов было 10 тыс.
Единственно полноправными гражданами были спартиаты. Они жили тесными сообществами. Однако после разрешения дробления общинных земель в IV в. до н.э. они расслоились на собственно «равных» — гомеев («одинаковые») и гипомейонов («меньшие», с ограниченными политическими правами). В число последних вошли периэки (лично свободные, военнообязанные малоземельные крестьяне, ремесленники и торговцы, но политически бесправные, облагаемые налогами в пользу «общины равных»).
Особняком стояли илоты (прикрепленные к наделам спартиатов представители покоренного народа). Им под страхом смерти запрещалось выходить ночью из дома. Они должны были носить вместо одежды звериные шкуры. Бесправность илотов доходила до того, что ежегодно они должны были безропотно выдерживать профилактические избиения палками. Более того, если в хозяйстве того или иного спартиата вдруг обнаруживался раб, выделяющийся своей физической силой, смекалкой, красотой, и выяснялось, что владелец не предпринял никаких мер для предотвращения этого, то на него налагался ощутимый штраф. У илотов была чуть ли не единственная сакральная гарантия личной безопасности — право убежища в храме Посейдона в Тенаре.
Время от времени спартиаты устраивали криптии (беспричинные массовые убийства рабов-илотов), которые берут свое начало из отчаянной борьбы покоренного дорийскими племенами народа. Первоначально это были вполне объяснимые военные действия по захвату новых территорий, а через века (примерно в VII в. до н.э.) превратились в четко отлаженный механизм угнетения и подавления рабов. К тому же криптии органично вписывались в воспитательный процесс юных спартиатов, из которых и формировались агелы (отряды) для несения двухлетней военнополицейской службы, во время которой руководители воспитательным процессом (пайдономы), их помощники (бидии), а также безжалостные надсмотрщики-кнутоносцы (мастигофоры) делали из них будущих воинов.
Отработка навыков определения подозрительных лиц, а следовательно, и потенциальных врагов государства, их безжалостное уничтожение должны были приучить подрастающую молодежь к жизни в окружении ненавидящих их илотов, к выносливости, хлад-нокровию, крайнему презрению к покоренному народу. Молодые спартиаты нападали из засады на работающих в полях или идущих по дороге илотов и убивали наиболее выделяющихся из них.
Государственный строй аристократического полиса Спарты
Система государственных органов Спарты по преданию была установлена царем Ликургом в 885 г. до н.э. В нее входили:
- апелла — народное собрание полноправных спартиатов, достигших 30 лет, владевших клером, прошедших специальное воспитание и делавшие взносы в общие трапезы (оно собиралось раз в месяц и на нем принимались предложения эфоров и герусии);
- герусия (совет старейшин) — высший орган исполнительной и судебной власти в составе 28 избираемых пожизненно геронтов в возрасте старше 60 лет и двух царей, который мог отменить решение народного собрания;
- два царя (дорийский и ахейский), которые вместе с шестью полемархами возглавляли ополчение и играли важную роль в религиозной жизни полиса, однако самостоятельной политической властью не обладали;
- коллегия из пяти эфоров, избираемая апеллой (как наблюдатели они председательствовали в апелле и герусии, назначали военачальников, собирали ополчение, заведовали казной, руководили судопроизводством и осуществляли надзор за функционированием всего государственного механизма).
Эфоры, первоначально осуществлявшие контроль за деятельностью царей, могли сместить любого царя и предать его суду. Они распределяли военную добычу, устанавливали налоги, проводили военные наборы, определяли систему воспитания молодых спартиатов и т.д. Именно эфоры устанавливали время очередной криптии. Ответственны они были исключительно перед своими преемниками. Именно эфоры осуществляли высший полицейский надзор за охраной установленного порядка, в том числе и в отношении покоренного населения.
Таким образом, в спартанском полисе было создано и эффективно функционировало самое настоящее полицейское государство.