История государства и права Древних Афин
Общественное и государственное устройство Древних Афин
Общая характеристика Афинского государства
Афины являются наиболее ярким примером полиса классического периода греческой истории (500—338 гг. до н.э.):
- в государстве утвердилась неразрывная связь между правом собственности на землю и политическими правами;
- совпадали политическая и военная организации;
- демократия имела форму непосредственного народовластия;
- происходила замена родовой организации общины на территориально-имущественную.
Объединение всех жителей Аттики, довольно неблагоприятной для сельского хозяйства, в единый народ (синойкизм), создание государства-полиса, первое социальное деление граждан Афин на эвпатридов, геоморов и демиургов легенда связывает с именем мифического царя Тесея. Ряд государственных переворотов увенчались созданием в первой половине V в. до н.э. одной из наиболее совершенных и прогрессивных в античности рабовладельческих демократических республик и правовых систем. После победы над Персидской державой Ахеменидов Афины стали центром экономической, политической и культурной жизни всего греческого мира, возглавив Делосский союз полисов (200 городов).
Население в Афинах делилось на свободных и рабов. К первой категории относились эвпатриды (родовая земельная аристократия) и демос (геоморы — крестьяне и демиурги — ремесленники). Отдельно стояли довольно многочисленные, но неполноправные иностранцы (метеки).
Государственное управление было полностью сосредоточено в руках земельной аристократии. Первоначально отдельные аттические племена управлялись военными вождями (царями-басилевсами), а также четырьмя пританами (по одному от филы).
Основными властными институтами в архаическую эпоху были:
- коллегия архонтов (вначале три человека, затем девять), возглавляемая архонтом-эпонимом (глава исполнительной власти); куда входили еще архонт-басилевс (верховный жрец), архонт-полемарх (главнокомандующий) и шесть архонтов-фесмофетов (подготовка дел для судов присяжных, жеребьевка судей, председательство в коллегиях, ежегодные доклады народному собранию о противоречиях и пробелах в действующих законах);
- ареопаг (собрание аристократии);
- народное собрание (экклесия).
Реформы Солона
Во второй половине VII в. до н.э. чрезвычайно обострились отношения между аристократией и демосом («Великая смута», Плутарх). Попытка афинского архонта Драконта найти компромисс закончилась довольно слабым результатом, поэтому архонт Солон в 594—593 гг. до н.э. пошел на радикальные изменения афинского общества.
1. Были ликвидированы долговые обязательства и долговое рабство (сейсахтейя) с аннулированием поземельных долгов, частичным переделом земельного фонда, отменой долговой кабалы, выкупом проданных в рабство граждан, установлением свободы завещания.
2. Была проведена цензовая реформа, т.е. разделение всех граждан вне зависимости от их происхождения на четыре разряда (по размеру годового дохода):
- в первый разряд были включены граждане, чей годовой доход составлял 500 медимнов (от 41 до 52 л зерна, вина или масла; они имели право избрания на высшие государственные и командные должности стратега, архонта, казначея;
- второй разряд (всадники), образовали граждане имеющие годовой доход 300 медимнов, они имели право избрания во все выборные должности в войске;
- в третий разряд (зевгиты) вошло большинство населения, чей годовой доход был от 200 до 300 медимнов; они имели право на замещение низших городских должностей, фаланга гоплитов;
- четвертый разряд (феты) составили те, кто имел доход не более 200 медимнов; они могли участвовать в экклесии и гелиэе, поступать в легковооруженную пехоту и в экипажи боевых кораблей.
3. Наряду с ареопагом был создан Совет четырехсот (булэ) из представителей четырех родовых фил.
4. Произошло возрождение значения народного собрания — экклесии.
5. Был создан суд присяжных (гелиэи) из 6000 человек (5000 — основной состав и 1000 — запасные).
Государственные и социальные реформы
Реформы Солона не смогли сгладить противоречия между отдельными социальными слоями, поэтому в последующем отдельными государственными деятелями были проведены некоторые серьезные реформы.
Пользуясь смутой, военноначальник Писистрат в 560 г. до н.э. захватил власть и установил в Афинах режим тирании, направленный против родовой аристократии. Так, он ликвидировал права отдельных родов на чеканку монеты, ввел государственную серебряную монету, конфискованные у аристократии земли отдал безземельным крестьянам, ввел 10-процентный налог с урожая и кредиты для малоимущих, а путем введения разъездных судов реформировал судебную систему.
В конце V в. до н.э. после восстания демоса его предводитель Клисфен своими реформами фактически окончательно уничтожил власть родовой знати. Вводилось территориальное разделение населения, т.е. вместо четырех родовых фил стало десять территориальных, каждая из которых была еще разделена на три тритии; филы делились на множество мелких территориальных округов (демов). Совет пятисот (булэ) стал избираться на территориальной основе. Кроме того, была создана коллегия из 10 стратегов (от каждой филы), ответственных перед Советом пятисот и гелиэей, для командования армией и флотом и выполнения иных государственных функций.
Эфиальт (462 г. до н.э.) оставил традиционному и некогда могущественному властному органу аристократии — ареопагу — только функции суда по уголовным делам.
Перикл (443—429 гг. до н.э. отменил имущественный ценз при избрании на большинство должностей и установил ранее неведомую афинянам оплату государственной службы. Вместо голосования на выборах он ввел жеребьевку, а экклесию превратил в основной законодательный орган, обладающий всей полнотой власти.
Государственный строй Афинской демократической республики
Основными органами власти в Афинском государстве V—IV вв. до н.э. были экклесия, булэ и коллегия десяти стратегов.
В работе экклесии (отчеты и избрание властей, обсуждение вопросов снабжения и обороны страны, рассмотрение заявлений о государственных преступлениях, проведение процедуры остракизма), собиравшейся 40 раз в год мог участвовать любой гражданин с 20 лет.
В Совете пятисот заседали лица с 30 лет. Булевты от каждой филы образовывали пританию (исполнение обязанностей председателя) и поочередно выполняли свои обязанности. 50 дежурных пританов организовывали народное собрание и выборы должностных лиц, осуществляли проверку прав на занесение в список граждан, прав на выборы в члены булэ и коллегию архонтов, прав на занятие магистратур, руководили строительством флота и т.д.
Коллегия десяти стратегов включала командующего гоплитами, стратега для охраны страны и ведения военных действий на территории Аттики, двух стратегов для Пирея, стратега, ведающий снаряжением и командованием флотом, и еще пять стратегов, которые занимались текущими делами и по очереди командовали войском в военных походах.
Из представителей фил избирались коллегии администрации: десять казначеев Афин; десять полетов, ведавших сдачей на откуп серебряных рудников и податей, а также продажей с торгов конфискованного имущества; десять логистов-контролеров, ведавших отчетами должностных лиц об израсходованных ими государственных финансах с вспомогательной коллегией из десяти синегоров; десять агораномов — рыночных надзирателей; десять астиномов, ведавших благоустройством Афин и Пирея; десять метрономов — надзирателей за мерами; коллегия одиннадцати надзирателей над тюрьмами, которые также приводили в исполнение смертные приговоры.
Кроме того, все еще действовали потерявшие свое ведущее значение ареопаг и коллегия архонтов.
Общая характеристика права Древних Афин
В древнейшие периоды греческой истории основным источником права был обычай (темис), но в период становления полисного строя доминирующее положение стало занимать писаное право.
В Афинах первые из известных таких законов (номов) были созданы архонтом Драконтом в 621 г. До нашего времени дошли упоминания о положениях, закрепляющие чрезвычайно жестокие наказания за убийства. С приходом к власти Солона они были отменены (494—493 гг. до н.э.). Впоследствии благодаря деятельности народных собраний Афинской республики широкое распространение получила практика законодательства.
В рамках тесного полисного сотрудничества четкого представления о праве собственности в Афинах не сложилось. Достаточно было самого факта владения имуществом. Однако значительная часть относилась к общественной (государственной) собственности — храмовые и крепостные постройки, общественные здания, верфи, военные корабли и др. Вместе с тем рудники, например, могли сдаваться в аренду частным лицам. Афинское государство выступало гарантом права собственности граждан: ежегодно при вступлении в должность нового архонта-эпонима подтверждалось право афинян на владение принадлежащим им имуществом.
Все вещи, составляющие собственность, подразделялись на две категории:
- видимые (земля, постройки, корабли, скот, рабы и т.д.);
- невидимые (драгоценности, деньги).
В зависимости от достатка взимались налоги и налагались особые государственные повинности (литургии), получившие широкое распространение в V в. до н.э. (содержание посольств, отправляемых на религиозные празднества; содержание хоров, участвующих в состязаниях; сооружение и содержание помещений для физических упражнений; организация соревнований по бегу; снаряжение военного корабля и др.). Для выполнения литургий афиняне нередко объединялись в специальные товарищества.
Существовало обязательственное право, причем обязательства подразделялись на два вида: вольные (из договора) и невольные (из деликта).
Договоры в зависимости от их важности заключались в устной или письменной форме. Использовались синграфы (расписки) и хирографы (записи в книгах). Афинское право знало следующие виды договоров: купли-продажи и найма (имущественного и личного).
Договор купли-продажи заключался в силу простого неформального соглашения сторон. Договор найма имел своим предметом как движимые, так и недвижимые вещи (скот, рабов, суда, землю, здания). Наемный труд играл незначительную роль в хозяйстве, так как в основном прибегали к труду рабов. Тем не менее договоры личного найма совершались как в сельском хозяйстве, так и для разного рода домашних и иного рода услуг в городе, а также на общественных работах. Был широко распространен договор займа (под проценты и беспроцентный). Кроме того, применялись и иные виды договоров: ссуды, подряда, хранения, поручения, комиссии, залога, товарищества (корабельные, торговые, религиозные).
Основным средствами обеспечения договоров до реформ Солона были личная ответственность должника (долговая кабала) либо заклад собственных детей. После стали шире применяться задаток, залог и поручительство третьих лиц.
В сфере брачно-семейных отношений Афинская республика опиралась на крепкую патриархальную семью. Брак считался религиозной обязанностью каждого гражданина. Но и безбрачие проступком не признавалось, оно рассматривалось лишь как несчастие и как нечестие, поскольку безбрачие неизбежно приводило к прекращению рода.
Брак был моногамным и фактически заключался в форме сделки купли-продажи, которую заключал глава семьи невесты с женихом. Религиозная брачная церемония заключалась в передаче невесты изпод власти семейных домашних богов под власть домашних богов жениха. Приданое не было обязательным. Расторжение брака было возможно по инициативе обеих сторон, но при этом муж имел право просто отослать жену обратно в отцовский дом без всяких юридических формальностей, жене же требовались веские основания и письменное прошение о разводе.
В наследственном праве были известны обе формы (по закону и по завещанию). По закону первоочередным правом обладали сыновья, которые получали равные доли. Дочери фактически были только хранительницами наследства, переходившего к внукам умершего. Наследниками второй очереди признавались боковые родственники: братья наследодателя и их дети, затем сестры, затем двоюродные братья и сестры, далее дети, наследование которых законодательно не регулировалось. Незаконнорожденные не имели права на наследство, приемные дети уравнивались в правах с родными. Усыновление допускалось в случае бездетности, а также при отсутствии сыновей.
Наследование по завещанию впервые было введено Солоном, но при наличии у завещателя сыновей оно признавалось незаконным.
Уголовно-правовые начала афинского общества не имели стройного законодательного воплощения. Преступления носили характер частного обвинения, а их составы фиксировались в большом количестве различных актов и различались по видам:
- преступления против религии (неуважение официального культа и богов, осквернение священных рощ, храмов и т. п.);
- государственные преступления (государственная измена, обман народа, внесение в экклесию или буле заведомо противозаконных предложений, дезертирство, неуплата воинского налога, уклонение от литургии, казнокрадство и др.);
- преступления против семьи (прелюбодеяние, преступления против родителей, брак с чужеземцами и т.д.);
- против личности (убийство, изнасилование, нанесение тяжких телесных повреждений и т.д.);
- преступления против собственности (ограбление, кража и т.д.).
Самыми распространенными наказаниями были:
- смертная казнь (четвертование, разрывание деревьями и животными, голодная смерть, закапывание в землю, отравление);
- изгнание — вечное с конфискацией имущества и срочное на десять лет (остракизм);
- лишение политических и гражданских прав — атимия (полная или частичная, временная, пожизненная или наследственная);
- тюремное заключение (как мера предварительного содержания);
- конфискация имущества;
- штраф;
- продажа в рабство (за незаконное присвоение афинского гражданства).
Состязательность судебного процесса обусловливала право каждого гражданина подать жалобу, а также собрать необходимый материал. Доказательства и показания запечатывались в глиняный сосуд и представлялись суду. Для составления судебных речей обращались к профессионалам (логографам), хотя это запрещалось. Регламентом выступающему служили водяные часы, но по особо важным делам временных ограничений не было, и суд вершился «без воды».
В зависимости от специфики дела предусматривались различные судебные инстанции и особенности судопроизводства.
Дела о религиозных преступлениях и умышленных убийствах рассматривались ареопагом: дела слушались по ночам, с жертвоприношениями и клятвами, стороны произносили речи, стоя на шатких камнях («камень непрощения»), решение выносилось на третий день, но до оглашения приговора подсудимый мог покинуть город.
Непредумышленные убийства, а также совершенные в целях самозащиты рассматривались коллегией эфетов. Преступления против собственности и общественного порядка находились в ведении коллегии одиннадцати. Имущественные споры подлежали рассмотрению коллегией диэтетов, более мелкие споры находились в компетенции других судебных инстанций, а также судов по филам и демам. Широкий спектр дел находился в ведении суда присяжных — гелиэи (5000 ежегодно избираемых гелиастов принимали решение голосом, а также белыми и черными камешками, а при обвинительном вердикте определяли конкретное наказание). Кроме того, в гелиэе рассматривались дела о законопроектах, противоречащих полисным интересам (огромный штраф). Гелиэя также выполняла функции высшего апелляционного суда.