История государства и права Древнего Китая
Общественный и государственный строй Древнего Китая
В древнекитайской истории с XVII в. до н.э. по III в. н.э. были известны крупные государства — царства Шан (Инь), Чжоу, Цинь и Хань.
Государство периода империи Шан (XVII—XII вв. до н.э.)
Господствующее положение в обществе занимала жреческая знать и светская аристократия подчиненных племен. Социальный статус человека определялся размером земельного владения, количеством рабов, но главным образом занимаемой должностью. В соответствии с этим присваивались титулы, дававшие соответствующие привилегии.
Во главе государства находился монарх — ван, а все высшие должности в государственном аппарате занимали его близкие родственники. Представители чиновничьего корпуса делились на три категории: высшие гражданские и военные чиновники, советники, прорицатели. Эти группы дополняли писцы, сборщики налогов, судьи и др.
Свободные общинники (нунфу) наделялись землей посредством системы колодезных полей. Она, будучи связанной с особенностями формирования армии, давала возможность строгого учета населения и его доходов. Земля делилась на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями; квадраты делились на девять участков (колодцев) площадью до 8 га; восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользования и обрабатывались ими, а девятый обрабатывался всей общиной, и урожай с него шел в пользу местного господина; четыре колодца составляли город, четыре города — округ, четыре округа — район, четыре района — область. Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определенное количество воинов, колесниц, лошадей и т.п.
Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Они не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за отдельные виды преступлений, получение рабов от подчиненных племен в виде дани.
Древнекитайское государство Чжоу (XII в. — 221 г. до н.э.)
Империю Шан раздирали внутренние противоречия, поэтому соседним племенам в 1050 г. до н.э. ее удалось разбить. Период династии Чжоу был самым длительным в истории Китая (около 800 лет) и первые три столетия это государство было относительно монолитным. Однако центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии.
В период Западного Чжоу император приобрел титул Сына неба, государство стало именоваться Срединным (Поднебесным) царством, а все иные народы считатлись варварами.
Император был верховным главнокомандующим. Власть удельных князей (чжухоу), хотя и была существенно ограничена, но в основе своей сохранилась, поэтому многие из них назывались местными ванами и перед императором появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского. Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение.
Государственный аппарат состоял из приближенных слуг и доверенных рабов вана и возглавлялся высшим сановником (сяном).
В тот период за счет войн увеличилось количество рабов, расширились земельные наделы знати. Положение мелких земледельцев в сельской общине становилось все тяжелее. Разорившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю на кабальных условиях, что вызывало постоянное недовольство и создавало нестабильность в обществе.
В VII в. до н.э. под напором варварских племен столица государства переносится на новое место — в Восточное Чжоу, которое со временем стало все больше превращаться в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари становились правителями своих небольших владений.
Роль императора резко снизилась, у него остались лишь некоторые ритуальные функции, и с постоянными междоусобными войнами удельных князей он ничего поделать не мог. Однако идея единства даже в этих условиях не покидала китайцев, поскольку себя они считали избранным народом, а вокруг их Срединного царства обитали варвары. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете даже в период разгара удельного сепаратизма. А ведь на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шангуне за десять лет произошло 11 войн.
Империя Цинь (221—206 гг. до н.э.)
Царство Цинь возникло еще в X в. до н.э. и первоначально зависело от Чжоу. Но именно вокруг царства Цинь стали постепенно объединяться разрозненные китайские царства.
Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение легизма, обосновавшее тезис «сильного царства и слабого народа», который следовало держать в повиновении (Шан Ян, Хань Фей). В учении легизма аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний.
Воплощение идей легизма, способствующих жесткой централизации государства, начал правительственный чиновник Шан Ян еще в середине IV в. До н.э. (введена единая письменность, упорядочены меры веса и длины, разрешена свободная продажа земли с отменой системы колодезных полей). В итоге крестьянская община была разрушена, а для не желающих разделиться вводилось двойное налогообложение. В рамках административных преобразований вся территория Цинского государства была разделена на несколько десятков уездов, которые дробились на мелкие хозяйственные единицы, находящиеся под управлением правительственных чиновников. Каждые пять и десять семей связывались круговой порукой.
Император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. сосредоточил в своих руках полномочия всех властей. Он создал разветвленный государственный аппарат, чиновники которого строго преследовались за малейшие злоупотребления, как, впрочем, и остальное население за любую провинность (неосторожные разговоры, малейшее подозрение в нелояльности к власти и т.п.). Повсеместно применялась коллективная ответственность. Военная реформа, в основе которой было введение воинской повинности для мужчин от 23 до 56 лет, позволила императору создать огромную армию, а на охрану государственных границ отправить неоплатных должников, бродячих торговцев, наказанных преступников и провинившихся чиновников.
Царство Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)
Восстанием, произошедшим в 207—206 гг. до н.э., режим Цинской империи был сметен, и бывший сельский староста Лю Бань провозгласил себя императором Гао-Цзу. Он стал основателем династии Хань.
Новому императору досталось крайне упадочное в экономическом плане хозяйство — разрушенные ирригационные сооружения, отсутствие мобилизованных в армию мужчин, неурожай, повсеместный голод и нищета, распространившиеся даже на знать, которой приходилось ездить на волах. Лю Бань сократил армию и направил людей на восстановление системы оросительных каналов, отменил прежние жесточайшие законы. Однако и новые законы особой либеральностью не отличались. Вскоре были восстановлены прежнее аграрное законодательство и налоговая система, а также введен ранее отсутствующий подушный налог.
В рамках административной реформы страна была разделена на несколько крупных округов, а количество низовых территориальных единиц (областей и уездов) было увеличено в целях усиления контроля со стороны государственных чиновников. На них же возлагались полицейские и судебные функции.
Аристократии были возвращены отобранные прежним императором титулы и некоторые земли. Однако монарх старался противопоставить ей своих чиновников, которых наделял землей и привилегиями. К государственной службе был открыт доступ незнатной части населения, но способной оплатить должность и занять ее после сдачи специальных экзаменов.
Такая практика со временем привела к образованию слоя земельных магнатов, разорявших мелких собственников. Волна народных выступления, начавшихся с 15 г. н.э., жестоко подавлялись властями (например, восстание «Красных бровей» 18 г.). Тем не менее администрации все пришлось пойти на некоторые уступки. Прежде всего было смягчено крестьянское налогообложение и проведены некоторые изменения в государственном аппарате.
При императоре был создан Императорский совет с совещательным голосом, а также различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало экономическое развитие. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Вообще, несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, время царства Хань было блестящим периодом в истории Китая. Власть ханьских императоров распространилась на громадную территорию, вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей.
Однако мощные крестьянские выступления и гражданские войны второй половины II в. н.э. (восстание «Желтых повязок» 184 г.) привели династию Хань к кризису и упадку. Усмирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальников. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства (период Троецарствия).
Особенности права Древнего Китая
Источники права
Основной особенностью древнекитайского права было то, что при наличии обычного права и прецедентного права, порождавшегося деятельностью многочисленных судов, доминирующее значение имела правотворческая практика государственных органов. Наибольшей активности эта деятельность достигла III—II вв. до н.э. в царстве Хань.
На протяжении веков в Китае шло соперничество двух диаметрально противоположных правовых направлений: конфуцианства и легизма. Конфуцианство (VI в. до н.э.) основывалось на духовном благородстве, гуманизме, старых обычаях, стремлении к самосовершенствованию и добродетели. Приверженцы этого учения общественную мораль ставили выше права: по их мнению, в основе человеческой добродетели лежит моральное начало — ли. Легисты (III в. до н.э.) считали, что любой закон (фа), даже абсолютно несправедливый, должен неукоснительно соблюдаться, его нельзя ни оценивать, ни обсуждать, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных.
Относительный компромисс был достигнут только в позднейший период: «где не хватает “ли” пусть применяется “фа”». Гармония отношений представлялась реализацией конфуцианской идеи неравенства людей в силу существующих социальных различий и строгой регламентацией их поведения.
Основные институты права
В сфере имущественных отношений право длительное время не знало частной собственности: и земля и рабы принадлежали императору, а частные лица владели ими только на праве пользования. Положение стало меняться только в период царства Чжоу, а в Цинской империи торговля земельными участками и рабами распространилась чрезвычайно широко.
Довольно рано сложилась практика договорных отношении. Так, распространены были договоры мены, купли-продажи (обязательно письменная форма и уплата государственной пошлины), дарения различного имущества, займа, залога, найма, аренды земли. Существовали ростовщичество и долговое рабство, с которыми государство регулярно, но безуспешно боролось.
Сфера семейного права регулировалась в основном нормами обычного права, которое допускало многоженство. Власть главы семьи была абсолютной по отношению ко всем находящимся в крестьянском хозяйстве (символическое написание слова «отец» представляло из себя руку с прутом — как возможность наказания за непослушание). Свято хранились традиции и поклонение пред-кам. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества, хотя и обладала весьма ограниченными правами на наследование имущества после смерти мужа.
Доминирование легизма с его идеей жесткой и мелочной регламентации общественных отношений обусловило развитие норм уголовного права (например, «Книга законов царства Вэй» V—IV вв. до н.э.). Большинство нарушений законодательных предписаний в областях административного, гражданского, земельного и даже гражданского права рассматривались с точки зрения уголовного права, что влекло за собой применение крайне жестоких наказаний. В эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных видов преступлений.
Субъектами преступлений считались все без исключения — и свободные, и рабы.
Среди традиционных преступлений, составы которых были основаны на конфуцианском учении (концепция «десяти зол»), можно выделить:
- государственные (мятеж, заговор, непокорство государю и измена, разрушение или попытка разрушения храма, резиденции императора либо могил предков императора, кража предметов религиозного культа, печатей императора и членов его семьи, невыполнение или подделывание императорских указов, злословие в адрес императора, неумышленные оплошные действия при приготовлении пищи и лекарств императору либо иные действия, нанесшие вред его здоровью, бегство из страны или оставление осажденного города);
- религиозные (колдовство, чародейство), против личности (убийство, убийство трех и более членов одной семьи, если они были добропорядочными людьми и сами не были виновны в наказуемых смертью преступлениях, нанесение телесных повреждений, приготовление, хранение и передача другим лицам ядов);
- против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота);
- воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусость).
В качестве преступления рассматривалось непочтение к старшим в семье, особенно к отцу, несоблюдение траура по умершему, непочтение жены к мужу и его избиение, умысел убить или продать в рабство близкого родственника, несправедливые действия против сослуживцев, прежде всего начальника, учителя, воинского начальника, а также инцест. В царстве Цинь тяжким государственным преступлением считалось хранение запрещенной конфуцианской литературы, недонесение чиновником о проступке своего коллеги.
Во все времена древнекитайской истории основной целью наказания было устрашение, поэтому среди наказаний самыми распространенными были битье палками и смертная казнь. Существовала традиционная пятичленная система наказания, которой мог подвергаться преступник: татуировка (клеймение), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь («Обозрение законов» 536 г. до н.э.). Наказания могли применяться как выборочно (если преступник не приговаривался к смертной казни), так и в комплексе (битье палками от 100 до 500 ударов, обращение в рабство, штраф). В воспитательных целях практиковался символизм, когда отрезание ноги заменялось покраской (татуировкой) колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и т.п.
Широко была распространена коллективная ответственность, при которой истреблялся весь род преступника. В период Цинского царства казни подвергалось три поколения родственников преступника (отца, матери и жены).
От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом.
Несмотря на то что еще в период Западного Чжоу практиковалась традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя официальные инстанции, в судебном процессе довольно рано стали проявляться государственные начала. С введением должности специального чиновника по расследованию дел состязательная форма была полностью вытеснена розыскной. Она начиналась с сообщения о преступлении, за неясность формулировки которого заявитель нес персональную ответственность. Однако доносы членов хозяйственной единицы (семьи) на родителей, деда, бабку и других близких родственников запрещались (смертная казнь), кроме как за убийства отца. Презумпция виновности (особенно в Цинском царстве) предусматривала широкое применение пыток, но при этом предусматривалась ответственность следователя за смерь подозреваемого.