История государства и права Древнего Египта
Возникновение и развитие Древнеегипетского государства
Первые упоминания о древнеегипетском обществе относятся к V тыс. до н.э. Все его существование было связано с Нилом, со строительством дамб, плотин и других ирригационных сооружений. В отличие от Шумера и Вавилона Египет развивался обособленно, что связано с его географическим расположением. Государственные образования возникали вокруг храмов и постоянно соперничали друг с другом. Первыми правителями выступали первосвященники-жрецы. Они постепенно обособились в политических администраторов, монархов: стали правителями сорока отдельных областей страны (номов) — номархами (верховными жрецами местных культов, «начальниками каналов»).
Издревле северная часть страны (Нижний Египет) соперничала с южной (Верхний Египет). Около 3 тыс. лет до н.э. Верхний Египет в длительных войнах победил Нижние царства.
Историю возникшего объединенного государства со столицей в г. Мемфисе принято делить на три этапа:
- Древнее царство (2700—2200 гг. до н.э.);
- Среднее царство (2050—1750 гг. до н.э.);
- Новое царство (1550—1050 гг. до н.э.).
Начиная с X в до н.э. Египет находился в совершенно раздробленном состоянии, и попытки его нового объединения ни к чему не привели. В 525 г. страна была завоевана персами и включена в состав Персидской империи, а в последующем экономически и политически ослабленный Египет попеременно переходил к Ассирии, империи Александра Македонского (332 г. до н.э.), пока, наконец, с 30 г. до н.э. не стал одной из самых богатых провинций Рима, а затем и Византии. Дальнейшая история Египта связана с долгим арабским периодом, начавшимся в 639 г. В 1798 г. Наполеон захватил Египет, но в 1801 г. его пришлось отдать Англии, чьей колонией он был еще более 100 лет, пока не получил полную независимость.
На вершине властной пирамиды стоял фараон с неограниченными полномочиями во всех сферах («сын Солнца»). Государственный аппарат, в котором не было строгой иерархии и компетенции органов, а действовала система царских поручений, возглавлялся фактическим правителем страны — визирем (джати). Ему принадлежала высшая военная, полицейская и судебная власти («шесть великих домов»), а ближайшее окружение составляли начальник военного ведомства и казначей («заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», «заведующий всем, что есть и чего нет») со своими штатами из многочисленных низовых чиновников.
Государственная служба была открыта для всех свободных, но могла быть доступна только наиболее состоятельным людям. Между тем обезземеливание основной массы населения, которое несло значительное бремя государственных повинностей, приводило к нередкой продаже неоплатными должниками членов своих семей в рабство.
В государстве имелась четкая дифференциация населения: жрецы, аристократия, чиновники, писцы, воины, крестьяне-общинники, рабы. Ежегодно проводились смотры и переписи всего населения и собственности.
Судебные полномочия концентрировались в руках фараона и храмовых жрецов. Кроме этого, к основным судебным инстанциям можно отнести:
- главное общегосударственное судебное учреждение («дом тридцати») — верховный суд;
- высшие уголовные суды (шесть «великих палат»);
- областные (номовые) суды (в периоды сильной центральной власти они, скорее всего, рассматривали только хозяйственные и налоговые споры, однако в периоды распада государства количество их функций увеличивалось);
- специальные военные суды.
В период формирования государства сельские общины имели право решать некоторые дела (родовые и семейные конфликты, земельные споры и т.д.), не обращаясь к вышестоящим судебным инстанциям. Многочисленные жреческие коллегии также обладали правом юрисдикции на принадлежащих им землях.
В Древнем Египте в XVI—XII вв. до н.э. была создана наиболее сложная и централизованная из всех стран Древневосточного мира система полицейских органов. Основу этих органов составляли особые военизированные формирования, комплектовавшиеся в основном из наемников-ливийцев. Одни армейские отряды являлись личной охраной фараона, другие должны были подавлять народные выступления внутри страны, третьи поддерживали порядок на улицах столицы, охраняли мосты, каналы и зернохранилища.
В эпоху Нового царства стали формироваться специальные отряды для выполнения собственно полицейских функций. Такие небольшие военно-полицейские подразделения придавались сборщикам налогов, состояли при храмах, традиционно выполнявших функции судебно-присутственного места. Из числа служащих набирались судебные глашатаи, полицейские исполнители, гонцы и писцы. Низовые полицейские подразделения после победы над Нубией с XVII в. до н.э. комплектовались преимущественно из пленных нубийцев (эфиопов), выполнявших в основном роль надсмотрщиков над рабами и крестьянами на строительстве пирамид и храмов, ирригационных сооружений и дорог. Эти формирования также обеспечивали охрану владений и поместий фараонов и крупных сановников, стерегли гробницы от разграблений, преследовали мошенников, подделывателей мер и весов, бумаг и писем, убийц и разбойников. Кроме того, эффективно действовала тайная полиция. Руководство всеми полицейскими силами было возложено на визиря.
Право Древнего Египта
Никаких писаных источников древнеегипетского права до наших времен не дошло, однако ряд косвенных источников указывает на то, в расцвет Нового царства были созданы так называемые «Сорок кожаных свитков» — нечто вроде свода законов, которыми должны были руководствоваться чиновники. По легенде, они были вручены жрецам Богом мудрости Тотом. Содержанием их являлась административная и судебная практика фараонов и нормы обычного права. Сам текст до нас не дошел, а остался в редких обрывках на стенах гробниц. Например, такой отчет дает чиновник Озирису — владыке египетского загробного мира: «Я не чинил зла… Я не крал… Я не завидовал… Я не лицемерил… Я не лгал… Я не подслушивал… Я не пустословил… Я не совершал прелюбодеяний… Я не оскорблял другого… Я не проявлял высокомерия… Я не отличал себя от другого… Я не поднимал руку на слабого… Я не угнетал раба перед лицом его господина… Я не был причиною слез… Я не убивал… Я не сквернословил…».
В греческий период Египта в нем действовали греческие законы, а в римский — римские.
В области вещного права наибольшее внимание уделялось землевладению. В условиях, когда земля была основным средством производства и главным государственным ресурсом, право собственности на земельные участки регулировалось особенно тщательно. Было несколько типов земельной собственности — государственная, храмовая, общинная и частная. Для крупных землевладельцев не существовало преград для заключения сделок любого рода — от продажи земли до передачи ее по наследству. Однако в рамках сельских общин частная собственность на землю развивалась медленно. Движимое имущество, в том числе рабы, могло быть предметом сделок различных типов.
Обязательственному праву известны различные типы договоров и способов их оформления. Так, общераспространенными были договоры купли-продажи, найма, аренды, займа, товарищества. Сначала договоры заключались в устной форме в присутствии свидетелей или представителей местной власти и сопровождались сложным ритуалом. Позже они приобрели письменную форму. При заключении устного договора в качестве достаточного доказательства использовалась клятва.
Отличительной чертой правовой системы Древнего Египта было почти полное статусное равноправие полов в публичной и частной сферах жизни. Так, женщины имели право свободно владеть собственностью и отчуждать ее, самостоятельно вступать в договорные отношения, вести дело в суде, составлять завещание. Однако такое положение вещей постепенно изменялось в сторону укрепления патриархального уклада.
Относительное равноправие полов обусловило специфические для древневосточного общества нормы брачно-семейного права. При отсутствии абсолютного доминирования мужа в семье жена имела право на заключение с ним брачного договора. Тем не менее муж мог избить жену, а брат — сестру палкой, но за их увечье мужчина нес наказание. Неверность мужа не наказывалась. Жене за неверность полагалась смертная казнь. Основания для развода, сведения о котором относятся только к позднему периоду, были одинаковы для супругов. В Новом царстве кровные браки были запрещены. Брак, размер приданого, рождение детей фиксировались в «доме жизни» в присутствии свидетелей.
Право на наследование было возможно как по закону, так и по завещанию. По закону наследство переходило старшему сыну (в отдельные периоды предусматривалось равное наследование для всех детей). При отсутствии прямых нисходящих наследников наследство переходило жене завещателя.
Наиболее детальными в рамках древнеегипетской правовой системы было нормы уголовного права. Среди составов преступлений можно выделить:
- восстание против фараона;
- неповиновение властям;
- отказ от общественных работ,
- грабеж;
- взятничество;
- гадание, колдовство и чародейство;
- убийство священных животных (кошки, льва, крокодила, совы, летучей мыши);
- принесение жертв до освящения их жрецами;
- отступление от изложенных в книге Тота правил лечебного искусства, если это повлекло смерть больного;
- выбрасывание нечистот в Нил;
- лжесвидетельствование на суде;
- ограбление гробницы (отрезание ушей, носа и посажение на кол);
- кража храмового скота (изувечение и отдание в рабство), кража храмового имущества (100 палок и возмещение стократной стоимости похищенного).
Виды наказаний, которые варьировались от смертной казни до штрафа, как правило, носили устрашающий и символический характер, зависели от положения преступника и тяжести содеянного. Покушение на власть и участие в восстании наказывалось полным истреблением либо ссылкой семьи на рудники. За измену и разглашение государственной тайны полагалась смертная казнь. Кража наказывалась штрафом, членовредительством (отрезание рук, носа, кастрация). За подделку документа отсекалась рука. За дезертирство из армии полагалось лишение чести, ставившее человека вне закона и делавшее его полностью бесправным, что в условиях древнего общества оставляло его без средств к существованию. За преступления против нравственности назначались принудительные работы.