История государства и права Японии в Средние века
Особенности становления японского государства
В силу своего островного положения Япония на протяжении многих веков была изолирована от внешнего мира. Ее связи ограничивались более развитыми Китаем и Кореей. В различные времена Япония называлась Ямато, Поднебесным Царством, Великой Страной Множества Островов и т.п.
Характерной чертой развития японского общества являлась извечная борьба различных кланов между собой, а также за ограничение власти императора. В конце VI в. лидирующие позиции занял клан Сога, руководству которого удалось свести императорскую власть к функции верховного жреца синтоизма. Были проведены реформы в духе китайской централизации, усилен чиновничий аппарат, усовершенствована налоговая система. В 603—604 гг. для чиновничества была введена по китайскому образцу «Табель 12 рангов», что ставило препятствия другим кланам во влиянии на государственную политику. Фактическому главе государства принцу Сетоку Тайси приписывается создание «Закона из 17 статей». Однако со временем внутриполитическое положение все больше дестабилизировалось: власть центра сужалась, в стране зрели заговоры, в результате которых клан Сога был свергнут.
Новый правитель из клана Фудзивара многое перенял от ушедшего в прошлое китайского влияния. Поэтому не случайно реформы были похожи на существующий порядок в империи Тан. Император принял титул «тэнно» («сын Неба»). Из китайской практики были заимствованы система государственного устройства и особенности аппарата управления.
Все земли были выкуплены государством и распределены поровну между ставшими государственными крестьянами и выплачивающими налог с земли, с промыслов и выполнявших трудовые повинности. Был составлен земельный реестр и проведены перепись лиц, получивших земельные наделы, и общая перепись населения (в 760 г.), что способствовало упорядочению системы налогообложения.
По примеру Китая был создан Государственный совет из глав правящих кланов и высших чиновников. Исполнительная власть вручалась Государственному секретариату, состоящему из ведомств: управлений, наказаний, сокровищ, центральных дел, чинов, двора, по военным делам, ведомство народных дел, а также по делам синтоистского культа и расследованию преступлений.
При императоре вводились должности советника и политических советников (монахи). Чиновники стали делиться на 48 рангов. Ежегодно проводилась аттестация чиновников, за которых нес персональную ответственность их начальник. В высший разряд зачислялись те, кто помимо отличной служебной характеристики обладал рядом этических добродетелей. Большие неприятности ждали нерадивых, нечестных, алчных и льстецов. Их зачисляли в низший разряд, но только по результатам дополнительного испытания.
Страна была разделена на провинции, уезды и деревни. Во главе провинции стоял губернатор, уезд возглавлялся начальником.
Формирование феодальноленной системы. Сёгунат
Для VII—VIII вв. были характерны попытки императоров усилить центральную власть при увеличении могущества земельных феодалов, которые брали под свое покровительство (коммендацию) разорившихся крестьян, мелких провинциальных чиновников. Со временем назначение уездных должностных лиц стало прерогативой губернатора и крупных местных феодалов. На местный уровень перешли налоги, распределение земли, организация воинской службы, прежде всего для собственной безопасности. Возникло особое сословие самураев, свою жизнь посвящавших единственно служению господину (Кодекс бусидо, «Путь воина»). Впоследствии самураи стали надежной опорой сёгуната.
Бурный рост городов, ремесел и торговли в XI—XII вв. привел к возникновению цеховой системы, пронизывающей только деловые отношения, но и общественную и личную жизнь своих членов.
Могущество клана Фудзивара было беспредельным (он находился у власти более 300 лет). Из этого рода императоры брали жен, только его представители получали титулы принцев-регентов при императоре и первого министра. Они контролировали весь государственный аппарат. Власть секкэнов еще больше усиливалась за счет возникшей традиции, согласно которой императоры в молодом возрасте отрекались от престола в пользу своих сыновей, младших братьев либо племянников, удалялись в монастырь, а на трон всходил малолетний император во всем послушный всесильному регенту. К началу XI в. такой порядок утвердился окончательно. Хотя власть императора была номинальной, все государственные акты шли от его имени, поэтому борьба между кланами шла за влияние на престол. Она сопровождалась многочисленными заговорами, безуспешными попытками некоторых императоров сломать систему зависимости от семейных кланов («правление императоров-иноков», 1086—1156 гг.).
К концу XII в. глава рода Минамото получил титул сёгуна («великий полководец, покоряющий варваров»). Вся власть в стране сосредоточилась в его полевой ставке (бакуфу), а полномочия государственной администрации сузились до масштабов дворца и императорского религиозного ритуала. Этот порядок правления получил название сёгуната. Власть сёгуна опиралась на сословие самураев, ставших вассалами сёгуна.
Бакуфу превратилось в центральный орган управления, без согласия которого не мог взойти на престол даже законный наследник. Сёгуны создали свою администрацию, где основными представителями на местах были сюго (исполняли полицейские полномочия) и дзито (в их ведении были налоги и вотчинные дела). В целях поддержания стабильности и порядка был учрежден специальный совет для надзора за местной знатью.
В 1338 г. к власти пришел второй сёгунат — из дома Муромати (1305—1358), при котором происходит фактический распад страны на 250 княжеств, возглавляемых своими даймё (владетельные князья) с самыми широкими полномочиями в пределах своих владений. Это привело к бесконечным феодальным войнам. В этот период произошли первые контакты с португальскими и голландскими купцами и монахами-иезуитами (1542), которые познакомили японцев с христианством и огнестрельным оружием.
Особенности японского государства при сёгунате Токугава
В середине XVI в. один из удачливых даймё (Хидэёси) все же сумел объединить страну, установил жесткий порядок, конфисковал оружие у крестьян, запретил самураям заниматься сельским хозяйством и переселил их в города. Было закреплено новое сословное деление населения страны — на самураев, крестьян и горожан. Были ликвидированы внутренние таможни, введена единая система мер и весов, проведена денежная реформа. Правитель под страхом смерти запретил японцам менять веру, казнил 26 францисканцев. В своем стремлении захватить Китай, он первоначально напал на Корею, но потерпел поражение от китайской армии.
После него в 1598 г. власть захватил Токугава Иэясу, входивший в Совет регентов при малолетнем наследнике Хидэёси. Он стал родоначальником третьего сёгуната — Токугавы, правившего страной в течение двух с половиной веков.
В результате реформ сословная система совершенно преобразилась: на ее вершине находились самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и торговцы. Вне этой системы стояли представители пятого сословия, которые занимались грязной и непрестижной работой. Сословная структура была замкнутой, переход из одной группы в другую запрещался. Аристократия стояла особняком: придворные чины, владетельные князья и родовое дворянство.
Для ослабления сепаратизма даймё Токугава провел массовые конфискации их земель и переназначения. Для своей безопасности он ввел институт заложников, при котором даймё были обязаны отправлять к императорскому дому своих близких. Коренная «перетряска» общества вызвала появление многочисленной группы самураев, не только оставшихся без господ, которым обязаны были служить, но и лишенных собственности и обладавших только оружием и сакральным правом его применения.
При Токугаве была создана эффективная система управления, возглавляемая правительством из пяти министров с ежемесячными замещениями в установленном порядке. Непосредственное управление государством находилось в руках 60 начальников специальных ведомств бакуфу. Надзор за даймё в их владениях с 1632 г. производили специальные полицейские инспекторы.
Сёгунат стал наследственной формой правления, а император, за которым остались только некоторые религиозные функции, должен был предоставлять своего наследника сёгуну как заложника. Специальными правилами 1615 г. роль императора сводилась к изучению древней истории, стихосложения, церемоний и традиций.
Такая система просуществовала почти 250 лет. Однако с появлением капиталистических способов производства в конце XVIII — первой половине XIX в., с расширением внешних связей политика самоизоляции, проводимая сёгунатом, ставила Японию, население которой уже превышало 25 млн человек, во все более кризисную ситуацию.
Особенности права средневековой Японии
Своеобразие формирования японской правовой системы заключается в том, что здесь не сложилось законов с записями обычного права, а были созданы своеобразные административные кодексы, регулирующие систему государственного управления, состоящие из моральных предписаний. В этом явно сказалось влияние китайской философии и государственного устройства Китая.
Именно это стало основой для немногих дошедших до нас нормативных актов общегосударственного масштаба. Одним из первых писаных законов стала Конституция Сетоку («Закон из 17 статей») VI в. Созданная для обеспечения государственного единства страны, она в форме моральных поучений закрепляла важнейшие общественные ценности для всех сословий:
- для правителей — провозглашала их суверенитет и устанавливала правила поведения («В стране нет двух государей; у народа нет двух господ. Государь есть господин народа всей страны»);
- для чиновников — давала наказ следовать добрым правилам и традициям, наказывать зло и поощрять добро, разделять сферы управления, доверять друг другу («Отвернуться от личного и повернуться к государственному — есть истинный путь вассалов»);
- для простого народа — убеждала поддержать согласие и гармонию в отношениях между старшими и младшими, между государем и подданными, отцами и детьми, между селениями).
Как и в других государствах, в Японии древние правовые обычаи были связаны с наказанием за отступление от социальных требований и нанесенную личную обиду. Эти принципы были положены в основу вступившего в действие в 757 г. кодекса Тайхо рё, действующего до X в. (он также известен как ¨ро Рицу рё — Уголовный и административный кодекс периода ¨ро, 757 г.; при этом термин «рё» означал нормы конституционного и административного характера, а термин «рицу» — карательные и судебные установления). Закон состоял из 953 статей и был разделен на 30 книг. В нем закреплялись нормы государственной службы, брачно-семейных и наследованных отношений, процессуального права, организации вооруженных сил и т.д.
В уголовном законе (Тайхо Рицу) в соответствие с конфуцианскими традициями тесно переплетались нормы права и морали. К «небесным грехам» относились:
- мятеж и заговор против императора как символа власти;
- разрушение или посягательство на могилы царственных особ, дворцов и храмов;
- государственная измена;
- «великое убийство» (убийство членов семьи, родственников).
Обычное убийство, разного рода хищения, в том числе разбой и грабеж, считались менее тяжкими грехами (преступлениями).
Существовало пять видов наказаний: смертная казнь, ссылка, каторга, битье палками, сечение плетьми. Строго регламентировалось тюремное заключение, порядок содержания под стражей. На каторге применялись кандалы и шейные колодки.
Разглашение государственной тайны наказывалось каторгой, либо, в случае ее незначительности шестьюдесятью палочными ударами. 20 розог получал чиновник за каждый день неявки на работу без уважительной причины, 50 розог — за ошибки в документах на высшее имя.
Строгое наказание полагалось за чтение запрещенной литературы (по астрономии, китайскому военному искусству, придворного семидневного календаря, некоторых гадательных книг). Состоятельные люди могли откупиться от любого наказания вплоть до смертной казни.
Суд и процесс носили ярко выраженный административный характер. Большинство дел рассматривалось административными органами. Вся реальная судебная власть находилась в руках министерства наказаний (юстиции). В его составе действовали три палаты: центральное управление, управление штрафов и управление тюрем. Им были подчинены нижестоящие административные учреждения, в которых рассматривалась основная масса дел гражданского, уголовного и административного порядка.
Формально кодексы Тайхо и ¨ро существовали вплоть до буржуазной революции середины XIX в. хотя фактически уже с XIII в. действовали другие своды законов и многочисленные императорские указы текущего характера.