История государства и права зарубежных стран (Иванов А.А., 2012)

История государства и права Византии

Возникновение и падение Византийской империи (IV—XV вв.)

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

В период зарождения феодального государства (IV—VII вв.) в Византии в отличие от Рима было уничтожено крупное землевладение рабовладельческого типа, поэтому рабский труд, не исчезнув совсем, перестал играть решающую роль в производстве.

В начале VIII в. изза экспансии Арабского халифата Византия потеряла большие территории. Земельный фонд государства стал пополняться за счет секуляризации монастырских владений, чьи земли передавались общинам и феодалам за службу. Это привело к образованию крупных феодальных хозяйств и закрепощению крестьян в XI—XII вв. К X в. богатейшие феодалы приобрели определенную самостоятельность и независимость, что на фоне «иконоборческих войн» вызвало новый виток внутренних распрей, ослабление страны и территориальные утраты. Хотя угрозу со стороны Османской империи удалось временно снять в результате крестовых походов западноевропейского рыцарства в 1096—1270 гг. Однако сами крестоносцы, потеснив турок, остались недовольны действиями Византии, и во время четвертого кресто-вого похода в 1202—1204 гг. Константинополь ими был полностью разграблен. На землях Византии они образовали Латинскую империю, в 1261 г. распавшуюся на самостоятельные Никейское, Трапезундское и Эпирское царства.

Восстановление империи началось с возвышения Никейского царства. Однако достичь былого могущества так и не удалось. Этому мешали постоянные схватки за трон, временами перераставшие в настоящие гражданские войны, полное и хроническое расстройство финансовой системы, резкое сокращение и деморализация армии, расширение национально-освободительной борьбы покоренных народов (славян, албанцев, армян, персов, болгар, сербов и др.).

В 1453 г. войска турецкого султана штурмом взяли Константинополь, который был переименован в Стамбул.

Особенности общественного строя Византийской империи

Все население Византии разделялось на следующие сословия:

  • привилегированное (духовная и светская аристократия, служилые люди);
  • городское;
  • крестьянское;
  • рабов.

Причем знатное сословие было неоднородным и в свою очередь делилось на почтенных и смиренных.

К служилому сословию относились лица, состоявшие на гражданской, военной или придворной службе:

  • сенаторы — крупнейшие земельные аристократы, наделенные широкими иммунными правами (освобождение от бремени основных налогов, привлечение к ответственности только с санкции императора и сената, в отношении их не могли применяться тяжкие и позорящие виды наказания); они занимали все важнейшие государственные должности, но при этом имели определенный круг обязанностей — ежегодные дорогие подарки императору, невозможность покидать столицу без санкции императора, обязательность выполнения государственных поручений;
  • динаты — крупные землевладельцы, к которым относились магистры, областные начальники, митрополиты, епископы, игумены;
  • куриалы и декурионы — мелкие и средние феодалы, входящие в состав городских курий; они контролировали сбор налогов с населения, несли за это личную и имущественную ответственность, были лично неприкосновенны и имели налоговые и судебные льготы);
  • духовенство (было неоднородным и до XII в.

не имело значительного влияния на государственную политику, но всегда было освобождено от прямых налогов и военной службы, имело судебные привилегии).

К представителям городского населения относились ростовщики, судовладельцы, объединяющиеся в цеха торговцы и ремесленники, мелкие землевладельцы, городской плебс.

Неоднородным было и крестьянство. В IV—VI вв. особенно ярко выделялись: колоны — свободные арендаторы и приписные (последние после 30 лет аренды прикреплялись к земле); свободные общинники, которые со временем путем патроната попадали в зависимость к феодалам.

В VII—X вв. крестьянская община распадается на кулаков, апоров (бедняков) и мистотов (наемных батраков). С VII в. из свободных крестьян-общинников сформировалось военное сословие стратиотов. Они считались свободными наследственными земледельцами, но при этом были обязаны нести службу с собственным конем и оружием. Такая система позволила государству всегда иметь готовую и сильную армию. Со временем, когда армия стала наемной, большая часть стратиотов превратилась в феодалов.

В X—XI вв. дальнейшее расслоение крестьянского населения привело появлению зависимых крестьян в виде:

  • париков (принадлежали частным лицам, выполняли барщину, платили ренту хозяину, платили подати государству);
  • элевтеров (имели право перехода);
  • актимонов (беднейшая часть из беглых крепостных, которые за приют становились париками).

Рабы (дулы) использовались в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, но далеко не так широко, как в Риме. Их положение существенно смягчалось: была установлена строгая ответственность за убийство раба, облегчено и поощряемо государством их освобождение, им разрешено было под поручительством хозяина владеть своим делом, допускались браки со свободными и дети при этом также считались свободными. К XIII в. все рабы превратились в париков.

Государственный строй Византийской империи

Всю полноту светской и церковной власти олицетворял император Ромейского государства, личность которого считалась священной. Он назначал высших сановников, издавал законы, созывал церковные соборы, назначал высших церковных сановников. Однако вследствие отсутствия четко установленного порядка престоло-наследия (избирался знатью, войском и наместниками провинций, короновался патриархом) высший статус не защищал императора от покушений (из 107 императоров только 42 умерли своей смертью или погибли в сражении). Поэтому сложилась практика, при которой, опасаясь переворотов, император еще при жизни назначал «соправителя».

Синклит (сенат) как совещательный орган при императоре участвовал во всех его делах, но решающей роли не играл, а с X в. некоторые его существенные полномочия отошли к императору (обсуждение законопроектов, назначение чиновников, финансовый контроль).

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти, а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

  • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
  • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
  • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
  • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
  • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
  • два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Судебную систему образовали: императорский суд; госсовет; суд константинопольского эпарха; квестор; стратиги в фемах и провинциях; суды канцелярий; многочисленные церковные инстанции (суды константинопольского и антиохийского патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов), рассматривавшие дела о преступлениях духовенства, преступления против религии, брака, нравственности, нарушения жителей церковных и монастырских земель; вотчинные суды.

Система местного управления была достаточно сложной. Обе префектуры (Восточная и Иллирийская), делились на семь диоцезов, диоцеза включала 50 провинций, состоящих из общин. Далекие владения с VI в. возглавлялись наместниками — экзархатами (в Италии — Равенский, в Африке — Карфагенский), обладавшими военной и гражданской властью.

С VII в. в условиях многих военных угроз отдаленные и пограничные провинции стали управляться военачальниками — стратигами. Была образована фемная система управления, т.е. создавались фемы — военно-административные округа (в X в. насчитывался 31 военный округ). Фема делилась на турмы, а те — на более мелкие военные подразделения во главе с комитами и трибунами.

Особенности права Византийской империи

Становление византийской правовой системы

После падения Западной части Римской империи и прекращения многовековой истории Рима ее Восточная часть превратилась в самостоятельное государство, которое еще на протяжении почти тысячелетия продолжало хранить и развивать традиции своей исторической колыбели. И если со стороны публично-правового порядка Византия наследовала лишь некоторые управленческие институты, то с точки зрения права именно она путем кропотливой и глобальной систематизации вековых накоплений и наслоений римской правовой практики, приведшей к созданию фундаментального Corpus juris civilis, завершила длительный процесс формирования римского права.

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему. Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов, пошлин, управления, действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права. Наиболее значительными источниками византийского права стали такие нормативно-правовые акты, как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон, Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями, а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права. Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных судах до начала XX в.

Особенности преступления, наказания и судебного процесса

В византийском праве уголовно-правовые институты были зафиксированы в основном в таком важнейшем акте, как Прохирон.

Преступления классифицировались по следующей схеме:

  • государственные преступления (заговор, государственная измена), наказываемые смертной казнью;
  • преступления против религии (вероотступничество, раскол — смертная казнь, разрытие могил и ограбление мертвых, лжеприсяга и колдовство — отсечение языка и телесные наказания);
  • имущественные преступления (кража — бичевание и штраф вдвойне похищенного; грабеж — бичевание и четверной штраф; разбой — посажение на кол; поджог — телесное наказание);
  • преступления против нравственности и семьи (насильственный брак, многобрачие, прелюбодеяние, кровосмешение, изнасилование, растление малолетних, обольщение, мужеложство, скотоложство — смертная казнь, изгнание, отсечение носа и др.);
  • преступления против личности (убийство — отсечение головы, убийство родственников — сожжение; телесные повреждения — членовредительские наказания, побои, продажа свободного в рабство; клевета — отсечение руки).

Судебный процесс по Прохирону был инквизиционного типа. Доминировала система формальных доказательств. Например, свидетелями не могли быть несовершеннолетние, женщины, слуги, члены семьи, товарищи за товарищей, бедные, слуги за слуг, сыновья за отцов, глухие, немые, изобличенные в подлоге, еретики и т.д. Возможна была апелляция. В целом процесс был либеллярный: все его стадии оформлялись письменно: письменное прошение истца и возражение ответчика, протоколы, письменный приговор.