История государства и права зарубежных стран
История государства и права как наука и учебная дисциплина
Предмет истории государства и права
История государства и права зарубежных стран относится к числу фундаментальных юридических дисциплин, позволяющих сформировать профессиональное мышление юриста посредством изучения путей и средств развития права и государства как единого феномена, механизма взаимодействия его частей. История государства и права отличается от общеисторических дисциплин тем, что историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а изучают процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. Главное — это выявление исторических закономерностей в развитии государства и права.
Следует заметить, что все страны и народы внесли свой вклад в сокровищницу мировой юриспруденции, обогатили в той или иной степени мировую правовую культуру. Поэтому предметом истории государства и права зарубежных стран являются генезис системы правового регулирования общественных отношений на всем протяжении развития цивилизации, сравнительный анализ взаимоотношения государства и права в различных государственно-правовых системах, выявление общих закономерностей становления, развития, трансформации общественного и государственного строя, правовых систем отдельных государств на различных стадиях исторического процесса.
История государства и права и иные юридические науки
История государства и права зарубежных стран тесно связана с общей теорией государства и права, поскольку их предмет во многом совпадает, а свои выводы теория государства и права основывает на всем богатстве эмпирического материала, который ей предоставляет история науки о государстве и праве. Они дополняют друг друга в исследовании закономерностей развития и функционирования государства и права. Теория государства и права служит методологической основой, на которой строится изучение истории государства и права зарубежных стран, впрочем, как и иных правовых дисциплин.
История государства и права связана с историей политических и правовых учений, которая изучает развитие политико-правовой мысли, ее влияние на формирование политического и правового сознания людей и на детерминацию их деятельности.
Историю государства и права зарубежных стран нельзя отрывать от учебного курса истории отечественного государства и права. Это объясняется как ролью России в развитии мировой цивилизации, так и связью судеб нашего Отечества с исторической судьбой других народов, оказавших влияние на становление российской государственности и правовой системы.
Методология истории государства и права
При изучении истории государства и права зарубежных стран используются различные методы научного познания — диалектический, исторический, логический, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, комплексный, статистический, системного анализа, формально-юридический, нормативно-аналитический, догматический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой и др.
Использование индуктивного метода позволяет составить законченное представление о прошлом уровне развития государства и права зарубежных стран, реконструировать историческое прошлое и непредвзято по достоинству оценить положительный опыт предшествующих поколений, в котором имелось немало ценного, утраченного с развитием цивилизации. С помощью дедукции удается понять и объяснить истинное назначение таких важнейших социальных институтов, как государство и право, преодолеть некогда господствующую в отечественной науке их одностороннюю оценку как только механизма классового принуждения.
Формально-юридический метод позволяет осуществить «связь времен» в юриспруденции. Для науки истории государства и права этот метод исключительно продуктивен, поскольку позволяет создать устойчивую картину развития и становления во времени и пространстве определенных государственно-правовых понятий и институтов при сохранении их основной сущности. В веках сохранилась незыблемость основных аксиом и постулатов римского права.
Сравнительно-исторический метод помогает выявить общие закономерности развития государства и права различных стран мира.
Для науки истории государства и права большое значение имеет сравнительно-правовой метод, поскольку широко применяется для сопоставления различных правовых систем и выявления в них общего и особенного, установления взаимовлияния различных национальных правовых систем, сравнения национальной правовой системы с другими правовыми системами с целью использования положительного опыта, для сравнительного анализа по эпохам в пределах национальной правовой системы.
Периодизация курса
История государства и права зарубежных стран изучается в соответствии с хронологической последовательностью развития государства и права. Поэтому выделяется четыре крупных блока, каждый из которых содержит в себе различные подразделы, количество и содержание которых обуславливаются специфичностью развития государственно-правовых институтов в той или иной конкретной стране. Таким образом, периодизация истории государства и права зарубежных стран складывается из следующих периодов:
- история государства и права стран Древнего мира (IV тыс.лет до н.э. — V в. н.э.) — рассматривается в рамках рабовладельческого общества;
- история государства и права Средних веков (V—XVII вв.) — освещается как общество феодального типа;
- история государства и права Нового времени (XVII — конец XIX в.) — представлена историей становления основных начал буржуазного общества;
- история государства и права Новейшего времени (начало ХХ — начало XXI в.) — изучается как общество индустриального и постиндустриального типа.
Каждой из этих эпох свойственно общее для всех государств и вместе с тем нечто особенное. Наиболее яркие из этих особенностей и будут предметом изучения. Остается добавить, что изучить историю государства и права можно только на основе знания общей истории.
Происхождение государства и права
Разложение родоплеменных отношений и образование протогосударств
Возникновение государства и права связано с периодом разложения первобытно-общинного строя, которое прошло в своем развитии четыре различных по своей длительности и наполнению этапа.
Дородовое общество — каменный век (палеолит): собирательство, охота, рыболовство, общая собственность, беспорядочные отношения между полами (промискуитет).
Примерно за 40 тыс. лет до н.э. возникает родовой строй (добывание огня, изобретение крючка, лука, появление членораздельной речи). За 6—5 тыс. лет до н.э. начинается неолит (эпоха нового камня), когда человек переходит от охоты и собирательства к элементарному земледелию и основам ремесла. Со временем процесс разделения труда становился все четче. Постепенно как обособленная сфера общественной деятельности выделилось скотоводство (средством обмена стал скот, который приобрел функцию денег). Ремесло отделилось от земледелия. Затем появилась группа людей, занятых только обменом (купцы).
В этот период повышается зависимость людей друг от друга. Складывается первобытная община, где рода выступают как коллективы родственников (людей, связанных кровнородственными отношениями), имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство. В значительной степени в связи с запретом браков внутри одного рода складывается так называемая дуальная организация, когда два рода связаны кровными узами.
Господствующее положение в обществе в это время принадлежало женщине (матриархат), что объяснялось ее важной ролью в общественных процессах. Именно женщины занимались собирательством, воспитанием детей, изготовлением одежды и утвари, были хранительницами домашнего очага, в то время как мужчины практически все время проводили на охоте. К тому же при существующих условиях уклада жизни было трудно установить отцовство, поэтому отсчет и наследование велись по материнской линии. Главой рода выступала общая праматерь.
Появление земледелия и скотоводства привело к возрастанию роли мужчины (патриархат). Начинается разложение первобытнообщинного строя. Оно повлекло за собой появление прибавочного продукта, накопление и дифференциацию собственности, имущественное расслоение общины. Необходимость в большом количестве рабочих рук для работы в поле и для выпаса скота привела к тому, что войны стали вестись уже не ради защиты своей территории, а ради грабежа чужих и захвата пленных, превращаемых в рабов. Постепенно выделилась индивидуальная семья, состоящая уже из родителей и их детей.
Власть в этот период была представлена общими собраниями взрослых мужчин, на которых решались вопросы управления, наказания за проступки соплеменников, распределение добычи и др., а также административными полномочиями старейшин и племенных вождей. Причем власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников, которые избирались на период военных действий, основывалась только на их авторитете, опыте и уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя. Должность старейшины не давала никаких привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Различий между правами и обязанностями у членов рода не было.
Общественная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы. Со временем кровнородственные связи распадаются и заменяются территориальными, появляется сельская (соседская) община.
Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую (управление), военную (военное руководство), религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных — групповых и классовых. Это был начальный период возникновения элементов государственности — режим военной демократии, когда в обществе складывается сильная власть военных вождей при сохранении остатков коллективизма и общественного управления.
Потребовалась качественно новая организация, способная сохранять и обеспечивать жизнь общества как целого организма. Возникла необходимость в публичной власти, надстоящей над обществом, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией стали протогосударства. Такие организации древнего общества, характерные для этапа перехода от доклассового к раннеклассовому обществу, впервые возникли в Южной Азии и Северной Африке (Древний Египет, Вавилон, Индия, Ассирия, Персия, Китай, Хеттское государство и др.).
Таким образом, возникновение государства вызвано необходимостью:
- совершенствовать управление обществом в связи с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, роста численности населения и расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
- поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных (прежде всего юридических) норм;
- подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества на социально неоднородные группы (классы);
- защищать свою территорию и вести войны — как оборонительные, так и захватнические;
- организовывать массовые общественные работы, объединять для этой цели большие группы людей.
Древнейшая форма правообразования
В древнейшие времена права в нашем современном понимании как такового не существовало, все заменяли обычаи, наравне с которыми постепенно начинали формироваться и действовать моно-нормы.
Появление на определенном этапе истории человечества нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию) права. «Известно, что представления людей о происхождении права существенно изменялись: в ранних догосударственных образованиях полагали, что право установлено богами; далее оно ассоциировалось с обычаями, лишь затем его стали понимать как обязательные для всех законы, принятые властью»1.
В первобытном обществе таким нормативным социальным регулятором были нормыобычаи (правила поведения, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения в течение длительного времени) и религиозные (культовые) нормы. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности.
Сформировавшись в значительной мере из религиозных предписаний, право истолковывалось и применялось жрецами. На протяжении тысячелетий нормативные требования выступали в виде системы запретов и мононорм. Именно они своими непререкаемыми требованиями и всеобщей обязательностью должны были защищать имеющиеся в обществе обычаи.
Запреты (табу) на совершение чего-либо имели ранг религиозного запрещения, налагаемого на конкретный предмет или действие, и их нарушение грозило неминуемой карой со стороны духов и богов, причем не только в отношении самого нарушителя, но и всего племени, рода или общины в целом. Это были, например: запрет кровнородственных браков; запрет на отношения с носителями «злобной магии»; табу на выход из жилища, на соприкосновение с землей; запрещение смотреть на правителя (сглаз); табу на смешение с простыми смертными (японский и китайский императоры, африканские короли); табу на остатки пищи (нанесение вреда остаткам вредит едоку, поэтому объедки следовало сжигать или закапывать), на общение с людьми в трауре, на общение с воинами, возвратившимися из похода (их еще преследуют души убитых ими врагов), а также с убийцами и палачами.
Наряду с запретами возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в первоначальной форме). Дозволения, т.е. разрешения на совершение конкретных действий (или бездействия в тех или иных условиях), имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание — категоричное предписание на совершение определенных действий — имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Имевшиеся правила поведения формулировались в виде так называемых мононорм, т.е. единых социальных норм, регулировавших складывающиеся в обществе отношения и при этом характеризовавшихся универсальностью и неразделенностью правовых, морально-этических, религиозных и иных требований. Иначе говоря, в мононормах требования всех социальных норм причудливо переплетались между собой и при этом представлялись непреложными истинами для членов общества.