Лопаткина Е.А., к.э.н. Слатвицкая И.И.
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
В современном мире, где превалирует тенденция к форсированному развитию событий, быстрой смене экономических и социальных императивов, а также возрастанию остроты вопросов в ряде глобальных проблем (угроза терроризма, бесконтрольная миграция и.т.д.) — по новому становится вопрос о сущности глобализации и её значении в развитии современного общества.
Сам термин «глобализация», который был введён в оборот сравнительно в недавнее время, середина 80-х годов, по мнению А.В. Вебера является «обозначением некоей новой реальности, порождённой прежде всего технологической революцией в сфере информатики и телекоммуникаций» [1].
В последнее время в средствах массовой информации, различных печатных изданиях и журналах нередко упоминается такое понятие как модель неолиберальной глобализации. Согласно геоэкономическому словарю Дергачёва, глобализация неолиберальная — это «интернационализация экономической, политической и культурной жизни человечества, сопровождаемая игнорированием многих цивилизационных императивов» [2].
Необходимо подчеркнуть, что данный термин является процессом противоречивым. С одной стороны, это процесс, который открывает новые возможности для развития: в частности, обеспечивает мировое разделение труда и мировою кооперацию, позволяет информационным потокам «расплываться» по миру, обеспечивая информацией разного рода даже самые небольшие города, но с другой стороны, данная модель глобализации ведёт к тенденции укрупнения проблем (глобализация проблем), происходит обострение существующих противоречий и усугубление мировых контрастов.
Каковы основные угрозы и опасности несёт в себе неолиберальная модель глобализации?
Во-первых, это ассиметричный характер концентрации богатства. Пропасть между развитыми странами (преимущественно это страны «золотого миллиарда») и развивающимися странами — растёт каждый год. Все экономические рычаги направлены на то, чтобы посредством кооперации наиболее благополучных стран привести эти страны к ещё большему благополучию. Страны же с наименее способной ресурсной базой оставлены на собственное попечение.
Во-вторых, неолиберальная глобализация потворствует разрастанию различных институтов власти, которые являются только прикрытием настоящих рычагов, способных к разрешению проблем. Так, по словам А.В. Вебера «Неолиберальная глобализация выхолащивает принцип демократического правления, она создает новые, «экстерриториальные» источники власти, воплощением которой служит концентрированная мощь международных финансовых организаций, транснациональных корпораций, фондовых бирж и других глобальных рыночных институтов» [1].
Безработица подпитывает преступный бизнес. Незаконные мигранты делятся на два типа: одни получают работу нелегальным путём, вторые обращаются в преступную деятельность. Нелегальный оборот наркотиков, оружия, незаконных психотропных веществ и прочих компонентов преступной экономики, активно поддерживается широким пластом незаконных мигрантов, так называемых распространителей нелегальной продукции и нелегальных услуг.
Движением, которое позиционирует себя как альтернативу неолиберальной модели глобализации, является альтерглобализм.
Альтерглобализм — общественное движение, появившееся в XXвеке, ставящее своей целью альтернативные пути глобализации.
«Альтерглобалисты отвергают европейско-американскую либеральную модель глобализации, полагая, что она часто работает в ущерб, или не в полной мере способствует развитию человеческих ценностей, таких как охрана окружающей среды, социальная справедливость, охрана труда, защита культур коренных народов и прав человека, и пытаются найти иные пути развития процесса» [4].
В отличие от антиглобалистов, альтерглобалисты не считают глобализацию безотносительно негативным процессом. Напротив, представители альтерглобализма видят в процессе глобализации путь для разрешения глобальным проблем. К примеру, только путем кооперации возможно разрешить одну из главных проблем человечества — терроризм. Альтерглобалисты, в отличие от антиглобалистов, старательно избегают таких ярлыков как уничижительное и пагубное влияние глобализации.
Вместо этого, представители данной концепции видят своё движение как «альтернативу тому, что они называют неолиберальной глобализацией, в которой международные институты (Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.) и крупные корпорации работают на обогащение развитых стран мира, практически не обращая внимания на пагубные последствия своих действий на людей и окружающую среду в менее развитых странах» [5].
Если сравнить концепции альтерглобалистов и неолиберальных глобалистов, то заметим, что первые в отличие от вторых не игнорируют важнейшие общечеловеческие цивилизационные императивы, например, требование поддержания окружающей среды и сохранение преемственности народов. Альтерглобалисты не отрицают важность объединения мира, но при этом, в отличие от неолиберальных глобалистов, они не концентрируют своё внимание на том, что транснациональные корпорации должны иметь силу, равную государственной.
Таким образом, альтерглобализм является золотой серединой между представителями концепции антиглобализма, т.е. тех, кто отрицает проявления глобализации как таковой, и представителями неолиберальной модели глобализации, которые рассматривают глобализацию как метод обогащения любой ценой, возвеличивания транснациональных корпораций до звания гегемонов экономического мира и как говорилось выше, отрицания общих императивов. Именно альтерглобалисты предлагают такую теорию, которая учитывает интересы в объединении мира, вместе тем, не забывая об интересах развивающихся стран, также как и не упуская из виду важнейшие требования цивилизованного мирового сообщества.
Литература:
1. Вебер А.Б. Неолиберальная глобализация и ее оппоненты. Полития.— 2012.— №2. — С.22.
2. Дергачёв В.А. Геоэкономический словарь-справочник. http://geum.ru/next/art-6703.leaf-5.php#232290
3. Key facts: Africa to Europe migration(2 июля 2013). http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/6228236.stm
4. Бузгалин А. В. Альтерглобализм: в поисках позитивной альтернативы новой империи. Век глобализации. Выпуск №1/2014 — с. 120–127.
5. Глобализация и столкновения идентичностей. Международная интернет-конференция, Москва, 24 февраля— 14 марта 2011 года. -М., 2011. ISBN 5-94761-048-5