Д. э. н., профессор Павлов В. А.
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва
Философия экономического поведения человека
Выражая различные стороны предмета, внешнюю, видимую, проявляющуюся в действительности, и внутреннюю, скрытую, не доступную чувственному восприятию, сущность и ее проявление на поверхности экономических отношений непосредственно не совпадают. Вместе с тем, явление не показывает ничего такого, чего не было бы в сущности, и в сущности нет ничего такого, что не являлось бы. Комплексное знание о сущности и явлении достигается благодаря анализу и синтезу.
Целью анализа служит отделение явлений от сущности и раскрытие последней. Синтез исходит из результатов анализа, представляющих собой те «кирпичики», из которых воссоздается единый и цельный образ предмета исследования. На основе теоретического знания о сущности и эмпирического знания о явлениях создается система знаний о предмете, отражающая противоречия его сущности и внешних проявлений.
В методологии научного познания сущности отправным пунктом выступают явления - внешняя определенность предмета, которая уточняется, конкретизируется в процессе движения мысли к внутреннему. На этом пути диалектическое мышление должно последовательно фиксировать скрытые от непосредственного наблюдения противоречивые связи и отношения противоположных сторон предмета в его структуре на различных абстрактных уровнях или «срезах» бытия. Отражая внутренние стороны этого бытия, содержание предмета в логических категориях, мышление движется от одного уровня абстрагирования к другому.
Противоречивый путь движения познания в глубь предмета от наиболее общих его проявлений к сущности выражается в противоположных категориях, фиксирующих отношения между противоположными сторонами. «Все вещи противоречивы в самих себе; и притом в том смысле, что это предложение выражает истину и сущность вещей» [3. – С. 519]. И «философия должна абстрактно выражать сущность всего мира как в его целом, так и во всех его частях…, ей приходится отчасти разделять, отчасти соединять» [10. – C.143]. Движение мысли от познанной сущности объекта к ее проявлению в повседневной реальности означает конкретизацию и воссоединение знаний о сущности на каждом из последующих уровней абстрагирования.
Исходя из этих истин, в качестве метода исследования поведения человека, как носителя своего экономического бытия, будем использовать монодуалистический метод [6. – С. 48 - 49]. Он в равной мере считается с обеими противоположными сторонами общественного воспроизводства – спроса и предложения, производства и принятия потребительских решений и др., противоречия между которыми разрешаются в рыночном обмене в форме товарно-денежных отношений между людьми.
Наши рассуждения будут касаться поведения человека в любой сфере его практической деятельности. Можно ли оспаривать тот очевидный факт, что в земледелии, промышленности, науке, политике, культуре, религии, спорте и т. д. каждый человек в одном периоде времени выступает в роли производителя (созидателя, творца), а в другом является потребителем? В первом случае человек создает тот или иной продукт, реализует его и получает за него деньги, часть из которых уплачивает государству в виде соответствующих налогов. Во втором случае он решает потребительские вопросы и, покупая необходимые ему блага, также уплачивает налоги.
Ниже приводится схема, которая с известной долей условности отражает дихотомию структуры экономики или общественного воспроизводства. Левую часть схемы можно назвать стороной производства, правую – стороной принятия потребительских решений (не потребления). Временной лаг между сторонами указывает на разновременность действий человека в ролях производителя и потребителя. Разделяющими обмен, капитал (собственность) и человека пунктирными линии обозначен их двойственный характер. Другие детали схемы поясняются ниже.
Первый уровень абстрагирования от обмена, или, сущности человека первого порядка выступают однопорядковые и противоположные по своим содержанию и функциям товарный и денежный (финансовый) секторы экономики. Товарный сектор включает в себя всю совокупность институци- ональных единиц, в рамках которых человек действует как производитель. Это - домохозяйства, частные фирмы, госпредприятия и «заграница», предлагающие рынку товары и нефинансовые услуги. Денежный сектор – это та же сово- купность домохозяйств, фирм, госпредприятий и «заграницы», в рамках которых человек как потребитель формирует спрос на необходимые ему блага.
Вторым уровнем абстрагирования являются, с одной стороны, производство благ, а с другой - принятие потребительских решений. В них человек: а) в роли производителя с помощью имеющихся у него тех или иных созидательных ресурсов (рабочая сила, средства производства, предпринима -тельские способности, информация и др.) создает необходимые обществу, потребителям блага; б) в роли потребителя на основе «взвешивания» своих платежных средств (деньги, акции, облигации и др. ценные бумаги) и рыночных цен на необходимые ему блага и принимает потребитель -ские решения.
На третьем уровне абстрагирования находится имеющееся в собственности человека имущество как капитал в двух его видах - созидательных ресурсов (на схеме это «капитал-1») и платежных средств («капитал-2»). Первая собственность человека - его способности, вторая - результат применения способностей, т. е. труд, третья – результат труда, потребительские или инвестиционные товары.
Мы разделяем точку зрения, согласно которой, возникнув в эпоху выхода человека из первобытного состояния, капитал стал «исторически первым экономическим понятием» [9. – C.148]. Тогда же, на заре социума на основе применения капитала возникло и капиталистическое воспроизводство, которое в наиболее развитых странах мира в XVII – XIX столетиях, благодаря превращению рабочей силы человека в товар и капитал, приобрело всеобщий характер.
А что побуждает человека приобретать имущество, владеть и распоряжаться им? Что расположено глубже и (по схеме) «ниже» капитала как фактора производства и средств платежа? Со всей очевидностью логика подсказывает, что четвертую ступень абстрагирования занимают личные и общественные интересы, стимулы и мотивы поведения человека в ролях производителя и потребителя, диктуемые его жизненными потребностями.
Таким образом, идя в мышлении сверху вниз по уровням абстрагирования от обмена (с распределением) и каждого предшествующего уровня абстракций к последующему, мы обнаруживаем самую глубокую основу общественного воспроизводства, его сущность. Это - противоположные индивидуальные и общественные интересы человека как природно-сознательного существа Homo sapiens. Противоречие между двумя группами интересов человека, будучи самым глубоким, а значит и исходным, в экономике, есть основное экономическое противоречие; в его разрешении кроется источник развития общественного воспроизводства. «Ниже» двойственных экономических интересов человека, возникшего в результате раздвоения единственного стремления к выживанию доисторического предшественника человека Anthropos, находится «не-экономика» [2. – C. 6, 33], «хозяйство» первобытных общин и племен.
Теперь, исходя из результатов проведенного анализа, мы можем перейти к синтезу полученных знаний и проследить за движением противоположных интересов человека «снизу вверх», к товарно-денежному обмену. На этом, уже знакомом пути, двигаясь в мышлении в обратном порядке от 4-го уровня абстрагирования (основного экономического противоречия) «вверх», мы видим разрешение производных от основного экономических противоречий:
на 3-м уровне абстрагирования - противоречия между собственническими интересами человека по поводу владения, распоряжения и использования им капитала;
на 2-м уровне – противоречия между интересами человека как производителя и его интересами как потребителя;
на 1-м уровне абстракций – противоречия между интересами человека как представителя товарного и денежного секторов экономики, предлагающего свой продукт рынку и спрашивающего необходимые ему товары.
Эти «уровневые» противоречия (подробно рассматриваемые в курсах микро-и макроэкономики) разрешаются в мыслительных фреймах - информационных конструкциях в сознании человека, находящихся под влиянием его чувств и ожиданий, определяемых возможными результатами его поведения в рыночной среде, а также регулирующей деятельностью государства.
Таким образом, мы приблизились к той сфере общественного воспроизводства, от которой ранее отвлекались. Благодаря именно ей, в действительности происходит реальное «снятие» (разрешение) основного экономического противоречия. Это, естественно, обмен, разделяющий во времени (и пространстве) действие каждой группы интересов у отдельно взятого человека и в любой момент времени связывающий эти интересы у всего человечества.
В обмене зримо проявляются двойственная сущность и интересы «экономического» человека, как представителя «ассоциированного человечества» и человечества как «расширенной индивидуальности» [1. – C. 284]. Хотя, по словам Ж.-Ж. Руссо, «требуется много философии, чтобы наблюдать факты, стоящие к нам слишком близко... Сила привычки застилает глаза, и поэтому не всегда удается пронаблюдать окружающее нас. Именно это обстоятельство не позволяет нам (сразу. – В. П.) разглядеть великолепный экономический феномен: реальное богатство беспрерывно (для человечества и прерываясь во времени для индивидов. – В. П.) перетекает из области собственности в область сообщества» [Взято в: 1. – C. 61, 196].
Общественные интересы отдельно взятого человека заключаются в необходимости удовлетворения личных потребностей потребителей в продуктах его труда в обмен на их деньги. Индивидуальные интересы данного субъекта заключаются в необходимости удовлетворения его личных потребностей в продуктах труда других людей в обмен на его деньги. Выходит, что реализация общественных интересов человека как производителя осуществляется через реализацию индивидуальных интересов потребителей. И наоборот, реализация индивидуальных интересов человека как потребителя осуществляется через реализацию общественных интересов производителей. Условием обеспечения целостности личности человека выступает социальная среда, сотрудничество с другими людьми через участие всех в обмене, который разъединяет и соединяет разновременно действующие противоположные интересы индивида. Каждый трудится для всех, а все трудятся для одного. Значит, «экономический» человек» - это не только пекущийся о своем личном благополучии эгоист, но в равной мере и альтруист, заинтересованный в благополучии всех. Смена человеком ролей производителя и потребителя происходит не одномоментно, а осуществляется в периоды времени от продажи им результатов своего труда до покупки результатов труда других, и наоборот.
Центральное место в обмене принадлежит его опосредованию уникальным товаром-всеобщим эквивалентом, деньгами. Обратим внимание, что благодаря деньгам, сам обмен стал двойственным, включающим в себя два феномена: продажу и куплю. Продажа товара одновременно означает «куплю» денег, а «купля» денег одновременно означает продажу товара. Дж. Ст. Милль писал: «Обычно не говорят, что люди покупают или продают деньги. Это лишь форма выражения». Но «фактически деньги, подобно другим вещам, покупаются и продаются всякий раз, когда другие вещи покупают и продают за деньги» [5. – С. 542].
Иными словами, в роли производителя человек, отчуждая товар, присваивает деньги (на схеме это «обмен-1»), т. е. реализует свои общественные интересы через индивидуальные интересы других, покупающих его товар. В роли потребителя человек, отчуждая деньги, одновременно присваивает товар (на схеме – «обмен-2»), т. е. реализует свои индивидуальные интересы через общественные интересы других, продающих ему свой товар; поскольку личное потребление продуктов не является экономической деятельностью, мы ничего о нем и не говорим.
На первый взгляд, может показаться, что двойной обмен только усложняет достижение человеком своих целей, реализацию интересов и удовлетворение потребностей. Однако, при внимательном наблюдении оказывается, что обмен посредством денег значительно и облегчает жизнь в социуме. Произведя какую-то одну свою вещь и получив за нее деньги, человек может приобретать на них множество других благ. Такой эффект немыслим при прямом, натуральном продуктообмене, когда индивид не может оказать свою услугу в обмен на десятки, сотни и даже тысячи предметов, в которых он будет нуждаться в течение года или всей своей жизни.
Добавим к сказанному, что товарно-денежный обмен в каждом воспроизводственном цикле (на схеме представлен один типичный цикл) не только реально обеспечивает разрешение основного экономического противоречия (ОЭП), но и завершение действие основного экономического закона. Основной экономический закон (ОЭЗ) - это та же самая, что и у ОЭП связь между противоположными интересами человека. Различие между ОЭЗ и ОЭП состоит лишь в том, что, когда мы рассуждаем об ОЭП, то в центре внимания находится противоположность обеих групп интересов человека, а когда речь идет об ОЭЗ, то внимание акцентируется на опосредуемой обменом связанности этих интересов, выражаемой в рыночной цене товара.
В конечном итоге, находясь во власти ОЭП и подчиняясь действию ОЭЗ, человек стремится: в роли производителя - минимизировать свои затраты и максимизировать денежный доход; в роли потребителя – максимизировать покупательский эффект и минимизировать свои денежные расходы. Эти процессы могут рассматриваться и в свете действия всеобщих законов диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания [7. – С. 52 – 53.].
В заключение отметим, что в мире социального критерии научных суждений двойственны вследствие дихотомичности и противоречивости самой социальной, в том числе экономической, жизни. Не следует сбрасывать со счетов и вовлеченность в нее людей как моральных агентов. Поэтому экономическое поведение человека нужно оценивать с позиций эффективности и нравственности, требующих отдельного и специального рассмотрения.
Литература:
1. Бастиа Фр. Экономические гармонии. Избранное. – М.: Эксмо, 2007.
2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В 3-х т. Том 2. Игры обмена / 2-е изд. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2007.
3. Гегель. Сочинения. В 14 томах. Том V. – М.: Соцэкгиз, 1937.
4. Дюринг Е. Курс национальной и социальной экономии со включением наставления к изучению и критике теории народного хозяйства и социализма. – СПб., 1893.
5. Милль Дж. Ст. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. – М.: Эксмо, 2007.
6. Миронов В. В., Иванов А. В. Онтология и теория познания: учебник. – М.: Гардарики, 2005.
7. Павлов В. А. Экономика как объект философско-социологического анализа// Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. № 6.
8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М. : Эксмо, 2007.
9. Цыганков К. Ю. Менеджмент, капитал, капитализм и бухгалтерия: теоретико-методологические аспекты // Сибирская финансовая школа. – 2013. № 3.
10. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Изд-во «Э», 2015.