Международный экономический форум 2015

Кан.экон.наук   Махмуд М.Р.

Ph.D., доцент Абилдаев С.Т.

В статье рассматриваются исламская экономическая система, ее сущность и элементы, анализируются ее идеологические основы, общие принципы и правила функционирования.

Ключевые слова: исламская экономика, исламская экономическая система, риба, закят

Исламская экономика как наука связана с исламом, и исходит из его текстов и учений, и основанная на вере в Аллаха, придерживающая его каноны и Шариат, она наполнена и пронизана исламской моралью и религиозными ценностями. Несмотря на то древние шариатские и идеологические основы экономики в исламской мысли, однако  термин « Исламская экономика» возник только в второй половине двадцатого века, и в эти связи необходимо отметить, что возникновение этого термина не было простое нахождение названия для чего- то несуществующего, а на самом деле он значил намного больше чем просто термин.

В современной литературе существуют различные толкования понятия "исламская экономика". В частности, по мнению известного мусульманского экономиста Омара Чапры, исламская экономика - это отрасль знания, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с пятью исламскими ценностями - без нарушения индивидуальных свобод, без возникновения продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса, без ослабления семейных уз и ущерба для социальной солидарности, без морального разложения общества. Очевидно, что уже по одним этим задачам исламская экономика раздвигает пределы экономического знания в их традиционном понимании.

Появление термина исламской экономики в мусульманских странах было связано с несколькими важными моментами: с желанием построения современной экономической системы в рамках шариата, формирования экономической  политики и теорий, которые подходили бы и отвечали действительным потребностям мусульманских стран и помогли бы им в достижении экономического развития и прогресса.

Существует много споров вокруг такого названия как «исламская экономика», но вместе с тем  дать ей следующего определения:

«исламская экономика – наука, которая исследует правила и положения, определяющие поведение человека в процессе зарабатывания и расходования средств, и объясняющая наиболее оптимальные способы использования экономических ресурсов, для удовлетворения потребностей человека и реализации узаконенных е желаний, его осчастливания материально и морально под руководством Корана и Сунны».

Во-первых; наука основывается на божественном откровении,  и содержит правила и законодательные нормы, регламентирующие, в числе прочего и экономическую и хозяйственную деятельность человека;

Во-вторых; предмет  науки охватывает отношение человека к ресурсам, его взаимодействие с ними, его деятельность по их развитию и распределению и способам их потребления;

В- третьих; цель этой науки, добиться благополучия человека и общества в этой и потусторонней жизней.

Исламская экономика опирается и направлена на достижении цели шариата. Цель Шариата по мнению Абу Хамед АльГазали для людей заключается в пяти вещах: 1.сохранение их религии;2. сохранение их жизнь;3. сохранение их ум-разум;4. сохранение их потомков;5. сохранение их богатства. Все что способствует и содержит в себе сохранение этих пяти основ является польза-, Все что угрожает и отрицательно влияет на эти пяти основ является порча-мафсада и ее  устранение и есть польза.

Значение хозяйственной деятельности в исламе. Экономическая деятельность означает целенаправленное вложение труда и усилия, чтобы производить материальные и нематериальные блага для удовлетворения своих потребностей. Ислам приказал трудиться и обещал вознаграждение за труд, и разъяснил разрешенные и запрещенные его виды, когда он считается поклонение Аллаху, а когда нет.

Значимость хозяйственной деятельности в исламе раскрывают следующие моменты:

2.Установка шариата трудится и считая труд при этом  стремлением к благостям Аллаха. В аяте Закутавшийся (73:20) Аллах перечислил несколько причин, по которым он облегчил обязанности своих рабов- это торговые поездки. Есть купцы, которые отправляются в торговые поездки, чтобы заработать деньги и не нуждаться в подаянии. Человек, находящийся в путешествии или в поездке, заслуживает того, чтобы Аллах облегчил ему его обязанности. В  Коране поездки ради добывания средств к существованию дозволенным способом обозначаются выражением «искать милости Аллаха».

Дозволенность хозяйственной деятельности в исламе. Торговля, купля-продажа как разновидность экономической деятельности в Коране упоминается четырнадцать раз, и это является сильным аргументом, указывающий на необходимость и важность этой деятельности. В Коране есть много Аятов, повествующие о труде, торговли, промысле и других видах хозяйственной деятельности, из них: 

Наставления пророка относительно заработка средств к существованию демонстрируют следующие изречения:

Передаётся от Абу Са'ида, что посланник Аллаха сказал: «Праведный, честный торговец, будет среди пророков, праведников и шахидов». ат-Тирмизи, ад-Дарими.

Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха находился в обществе своих сподвижников, которые увидели молодого человека, отличавшегося выносливостью и силой, рано утром вышедшего из дома в поисках заработка, и они сказали: “Горе ему! О если бы он использовал свою молодость и выносливость на пути Аллаха Всевышнего!” На это пророк сказал: «Если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха, и если вышел он в поисках заработка для себя самого, воздерживаясь от всего дурного, то он на пути Алаха. Если же он вышел на показ другим и ради похвалы, тогда он на пути шайтана». ат-Табарани.

Условия хозяйственной деятельности в исламе. Хозяйственная деятельность, которая заключается в зарабатывании средств к существованию  может быть законной и полезной только при соблюдении определенных условий, необходимо  чтобы эта деятельность соответствовала нормам, принципам, и учениям ислама. Из этих условий:

1. Чтобы  хозяйственная деятельность не  привело к забвению упоминания и поклонения Аллаху, а если она к этому приведет, то становится недозволенной (Харам).

Человеческой душе присуща любовь к детям и богатству, но всякий, кто ставит эту любовь превыше любви к Аллаху, несет чудовищный урон. И если человек теряет голову из-за своих детей или своего богатства и забывает об Аллахе, то он непременно несет убыток, ибо он предпочитает тленное и преходящее бесконечному и нескончаемому и лишается счастья и блаженства в мире вечном.

2. Зарабатывать на жизнь дозволенным путем и избегать не разрешенные пути заработка как взимание процента (Риба), взятки, азартные игры, воровство, обман, обмеривать при купли-продажи, торговля спиртными напитками, наркотиками, музыкальными инструментами и др. 

3. Не использовать и не расходовать, что Аллах даровал на запрещенное. Необходимо расходовать и тратить богатство и все что даровал Аллах на дозволенное. Дары и милости Аллаха таковыми остаются пока человек использует их по назначению и с соблюдением морально-этических и правовых норм религии (предписания Аллах), а если они не используются по назначению, то становятся проклятием, наказанием. Благодарность Аллаху за дары и милости требует от человека две вещи, первая вещь - незабывать,  что эти дары, богатства есть милости Аллах, и не говорит: я все заработал благодаря своему таланту и умению; вторая вещь-расходование на дозволенное  разрешенные шариатом.     

Коран запрещает расточительство, т.е. неоправданные, бесполезные и нерациональные расходы. Здесь важен не объем расходов, а благость цели. Расточители в Коране названы «братьями шайтанов», потому что расходуют свои средства на ложные, вредные и греховные вещи.

Исламская экономика характеризуется рядом особенностей, которые и отличают ее от других экономических систем. Наиболее важные из них следующие:    

Ислам охватывает все аспекты человеческой жизни,  в том числе и экономические,  на уровне индивида и общества. Исламская экономика -  часть универсальной всеобъемлющей системы ислама, часть опирается  и  разделяет со целым его основы, характерные  особенности, ценности. Согласно вышеизложенному, исламская экономика основывается на вере, убеждении и религии как твердая основа, отличающая ее от других систем.    

Тесная связь между экономикой и религии выражается в следующем:

-Вероубеждение - отправная точка. Это наиболее важная характеристика исламской экономики, на тесную связь между исламской экономикой и Акыда указывает Аят(7:96) из Корана

Если люди накапливают золото и серебро и не расходуют его на благие цели для того, чтобы приблизиться к Аллаху, то их богатство можно назвать недозволенным сокровищем. Оно становится таким, когда люди не выплачивают обязательных пожертвований, к которым относятся закят, а также другие обязательные пожертвования на пути Аллаха.

Исламская экономика- синтез материального и духовного. Хозяйственная деятельность имеет поклонническую природу. Сплоченность и гармония между материальным и духовным в исламской экономике -уникальное свойство, которое  побуждает к сотрудничеству и солидарности, милосердию, состраданию. Предписание Закят и побуждение к Садаке  не что иное как верный приз нак и ясный аргумент, указывающий на эту особенность

Хозяйственная деятельность мусульманина подчиненная нормам Корана и Сунны  расплавляется воедино в тигель  поклонения. «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» Скот (6:162). В данном Аяте соединены молитва, религиозные обряды, жизнь и даже смерть в верности  и искренности; здесь посвящение себя только Аллаху, Господину миров- и все в одном «исламе», которые не допускают ни в душе, ни в жизни даже тени неповиновения Аллаху.    

Конечная цель хозяйственной деятельности – довольство Аллаха.Еще одна особенность исламской экономики – это соединение между интересами этой и потусторонней жизней и ее забота о средствах существования обеих жизней. Так в любом виде хозяйственной деятельности мусульманин в своем стремлении и намерении связывает между довольством Аллаха и подчинение Ему во всех Его приказах и между добыванием средств к жизни. Исламская экономическая система может быть практически реализована,  несмотря на то будут ли соблюдены другие  принципы исламской религии или нет, и данная экономическая система будет способна успешно и эффективно функционировать. В то же время принятие исламской экономической системы только, не делает общество принявшее ее исламским.

Во-вторых: исламская экономическая система опирается на ценностях (нравственно-этических нормах).

Исламская экономическая система имеет свою цель совершенствовать исламские этические ценности как братства, правдивость, справедливость, Ихсан, любовь к другим людям, предпочтение других себе, о чем свидетельствуют Коран и Сунна.

В-третьих: несмотря на то, религиозный энтузиазм и степень соблюдения людьми этических норм влияют на исламскую экономическую систему, она в своем функционировании не опирается и не зависит от добровольных поступков.

Принципы и правила экономической системы- главные факторы формирования поведения агентов экономической деятельности.

В-четвертых: исламская экономическая система характеризуется динамичностью. Здесь имеется в виду, что  в ней нет неподвижных остывших законов, которые регламентировали бы подробно все до мелочей, а только она определяет общие черты, линии и основные принципы и оставляет их детализацию и подробностей  обществу, для их определения и решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и с течением времени.

Исламская экономическая система оставляет свободу выбора для людей по многим экономическим вопросам и отношениям для самостоятельного решения на основе и в соответствии с Кораном и Сунной.

Исламская экономическая система не является корректировкой капиталистической системы ( исправленной версии капитализма), и не является  альтернативой или заменой провала социалистической системы  или государственного капитализма или государство благосостояния. Это настоящая система, которая исходит из Шариата, образующий конституцию для жизни.

Какова структура исламской экономической системы?  Из каких элементов она состоит?

Философские взгляды (экономическая философия, идеологический фундамент) исламской экономической системы заключаются в следующем. Первый пункт гласит, что вселенная является собственностью Аллаха.

Второй пункт характеризующий исламскую экономическую философию заключается в  том, что Аллах Един, и все остальное сотворено Им.

Третий пункт вера в судный День. Вера в судный день оказывает сильное и прямое и важное воздействие на экономическое поведение.

Вторую составную часть исламской экономической системы представляют общие принципы. Первый из этих принципов связан с содержанием понятия собственности. Какую собственность распоряжаются люди? Собственность, которой пользуются люди рассматривается как разновидность  собственности пользования (не является абсолютной собственности), и данная собственность «право пользования» существует до тех пор, пока происходит извлечение пользы от обладаемой вещи в соответствии с ее предназначением.

Второй содержательный аспект  собственности в исламе заключается в том, что она  ограничивается только  жизнью собственника

Второй принцип исламской экономической системы – это экономическая свобода. Все люди свободны в их экономической деятельности, сами выбирают те виды деятельности и профессий, которые они пожелают, и они отвечают за результаты своих экономических решений и выбора, участвуют в экономических процессах как покупатели и продавцы тех факторов производства и товаров, предназначенных для обмена.

Изречение пророка Мухаммед гласит «не встречать караваны», своего рода призыв к прозрачности экономических отношении, построенных на конкурентных началах и доступе к информации.

Третий принцип исламской экономической системы представляет собой принцип сбалансированности и умеренности. Этот принцип явно проявляет себя в многих сторонах поведения мусульманина, как формируют его главные источники ислама Коран и Сунна.

Четвертый принцип - справедливость.

Третья часть – третий компонент исламской экономической системы состоит из правил функционирования, которые воздействуют на ориентированность  и направление экономической активности  и определяют характер экономических отношений между людьми в обществе.

Правило первое - Закят. Закят – это определенное финансовое обязательство, которое налагается на (право) собственности и доходы ради достижения конкретных социально- экономических целей и которые обозначены Кораном.

Второе правило в исламской экономической системе заключается в запрещении взимания процента (риба). Риба – это любая материальная выгода, которая обусловливается при выдаче денег (займа, кредита), и сюда входит и банковский процент.

Правило третье в исламской экономической системы – это правило, которое регламентирует и регулирует  исламское финансирование и формирует и образует основу деятельности по финансированию экономики - в том числе исламский банкинг. Суть этого правила заключается в том что  финансирование хозяйственной деятельности всегда связан с рынками товаров и услуг, а  также с производством. Это означает что финансирование способствует развитию производства и обращения товаров и услуг, путем использования различных форм партнерства как Шарика (партнерства), Мудараба,  Музара и Мусака, а также с помощью разновидностей сделок по купле-продаже товарный или коммерческий кредит, на срок), продажа с частичной периодической оплатой, сделки салям, сделка ыстысна (договор по изготовлению какого-либо продукта на заказ), а также с помощью Иджара (аренда).

Четвертое правило в исламской экономической системе представляет собой социальное страхование (социальная гарантия) в расширенном универсальном понимании и она реализуется двумя путями:

Во-первых, Закят гарантирует необходимый минимальный прожиточный минимум всем проживающим в исламском обществе, и естественно что прожиточный минимум определяется на свете и в зависимости от уровня экономического развития и образом жизни людей.

Во-вторых, если сборы от Закята недостаточный, то государства может дополнительно назначить некоторые налоги на богатых.

Социальная гарантия (обеспечение) в исламской экономической системе основывается на принципе уважения человека,  невзирая на цвет кожи, расы, религии, потому что, Аллах оказал честь сыновей Адама (человеческому роду), как сообщил нам Коран.

Социальное страхование (обеспечение) в исламской экономической системе  отличается от аналогичных систем Социального страхования в западных обществах основывающихся на предварительном участии  со стороны страхователю ( он должен платить взносы).

Социальное страхование и Социальное обеспечение в исламской экономической системе охватывает бедных (факыр и мискин), путника, и всех тех кто нуждается, и даже оно распространяется на должников, которые испытывают затруднение в погашении своих долгов.

Пятое правило-это система наследства, которая приводит к непрерывному и постоянному перераспределению богатства и ее раздел между нескольким  людьми в зависимости от степени родства к наследуемого.Здесь необходимо отметить, что система наследства не может быть нарушена ни путем индивидуальных завещаний, ни путем принятия какого-либо закона.

Исламская система Ирса (наследство) и все его главные вопросы и большинство ее детали исходит из слова Аллаха в священном Коране.

Шестое правило- роль государства в экономике. Согласно исламской экономической системе, государство вмешивается в рыночные процессы, как производитель и собственник и распределитель природных ресурсов, а также как регулятор рыночной экономической активности в рамках принципов свободы и этики через систему Хисба.

Хисба - это государственная организация которая была создана еще во времена пророка Мухаммед и она контролировала соблюдение нравственных норм на рынках, а также недопущение монополизации рынка, защиту прав потребителей, соблюдение санитарных норм и мероприятий по безопасности жизнедеятельности, по охране экологии (природы).

Таким образом, ислам охватывает все аспекты человеческой жизни,  в том числе и экономические,  на уровне индивида и общества. Исламская экономическая система не является корректировкой капиталистической системы ( исправленной версии капитализма), и не является  альтернативой или заменой провала социалистической системы  или государственного капитализма или государство благосостояния.

Современная экономическая мысль переоткрыла характерные  черты исламской экономической системы, ее преимущества и положительные ее стороны, а также способность этой системы к движению и противостоянию кризисов и экономических проблем с большой эффективностью, ведь исламская экономическая система отвечает требованиям эпохи и гибко реагирует на них. В то же время данная система далека от эксплуатации  людей друг другу, потому что позволяет принять экономические решения   с учетом  их социально-нравственных положений.