К.э.н. Королева Н.Н.
студент экономического факультета Коннов С. С.
Социальное неравенство является объектом изучения на протяжении многих столетий, начиная с трудов мыслителей глубокой древности и заканчивая научными работами учёных XXI века. Причиной, по которой эта проблема не имеет исторических рамок, является цикличность возникновения и развития социального напряжения, критической точкой которого чаще всего становится социальный взрыв. Однако многие учёные, исследовавшие проблему социального неравенства, не были объективны и последовательны в изложении причин и выводов, потому что им мешали пространственно-временные рамки и принадлежность к одной из противоборствующих социальных групп, чаще всего доминирующей.
На современном этапе особый интерес представляет систематизация и нахождение взаимосвязи между исторически сложившимися и часто противоречивыми точками зрения на проблему социального расслоения. Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что, рассмотрев эволюцию взглядов на социальное неравенство и выявив общие и неизменные черты, мы сможем показать, что они присущи и современным общественным конфликтам, а их источники (религиозные, расовые, идеологические и т.д.) – это всего лишь неэкономические производные, полученные умелой обработкой экономических первоисточников.
Для оправдания социального неравенства в Древнем мире идеологами разных стран использовались идеи о божественном происхождении расслоения на бедных и богатых. Например, в Древнем Египте в работах: «Поучение Птахотепа», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра», в учениях китайских мыслителей Конфуция, Мэн-цзы, в древнеиндийских трудах «Законы Ману», "Артхашастра". Оправдывая сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой, постепенно приходит понимание важности улучшения экономического положения низших слоёв общества для стабильного развития государства. Поэтому индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.
Экономическая природа социального неравенства и общественных конфликтов начинает проявляться в работах мыслителей Древней Греции. Платон пришел к выводу, что государство представляет из себя как бы два государства: одно составляют бедные, другое - богатые, сосуществуя, они строят друг другу всяческие козни. В таком обществе людей преследует страх и неуверенность. Здоровое общество должно быть иным.
Аристотель в работе “Политика”, разделяя всё общество по экономическим признакам на три класса: богатый, бедный и средний, указывал на необходимость уменьшения поляризации общества по имущественному признаку и расширения среднего класса. Он считал, что средний класс - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы следовать рациональному принципу. Чем меньше промежуточный класс, тем сильнее социальные конфликты дестабилизируют общество, потому что именно из бедняков и богачей одни вырастают преступниками, а другие мошенниками.
Христианство указывая на наличие социального неравенства: «богатый и бедный встречаются друг с другом; того и другого создал Господь», признает и иерархичную структуру общества: «богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца». Именно богатство и бедность рассматриваются в качестве основного фактора расслоения. Экономические причины социальных конфликтов также не остались незамеченными христианскими идеологами, потому что господство богатых людей, помимо прав и привилегий, накладывает особую ответственность. «В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит». Бедные - достойны помощи, богатые - служения. Таким образом, оправдывая существование социально-экономического расслоения, церковь одновременно пытается сгладить антагонизацию общества путём справедливого распределения прав и обязанностей.
Во всех исследованиях социального неравенства, рассмотренных нами выше, в той или иной степени признается социально-экономическое расслоение общества как один из факторов антагонизации общества, но наиболее полно данная идея отражается в трудах К. Маркса. Собственность на средства производства считается основой деления общества на класс имущий и класс неимущий, а результатом такого деления является классовая борьба. Учение К. Маркса оказало огромное влияние на дальнейшие исследования социального неравенства.
Результаты исследования подтвердили, что в странах с высоким неравенством взаимное доверие снижается, растёт уровень социальной напряжённости, группы с низким уровнем дохода враждебно относятся к людям, чей доход намного превышает их собственный. Исследование Яна Делхея – огромный вклад в изучение социального расслоения, так как оно помогает выявить экономические факторы антагонизации современных социумов многих стран мира, где был проведён этот опрос.
В настоящее время рассматриваемая проблема еще сильнее обострилась на фоне мировых финансовых кризисов. За 2010-2013 гг расширилась пропасть между богатыми и бедными в 34-х достаточно благополучных странах мира больше, чем предыдущие двенадцать лет, в результате в руках 10% богатейших людей мира сконцентрировалось 42% всего богатства, а на долю 10% самых бедных приходится менее 1% [1]. Данные социологических опросов по всему миру выявляют настоящую ненависть «низов» по отношению к состоятельным гражданам, и всё чаще эта ненависть не заканчивается на словах, а побуждает к отчаянным действиям.
Европейцы теряют веру в справедливость своих экономик и считают проблему социального неравенства главной. В 2013 году исследовательской организацией Pew Research Center было выявлено, что 77% европейского населения считают несправедливым современное состояние экономики, ориентированное исключительно на богатых людей, в их числе 95% греков, 89% испанцев и 86% итальянцев. При этом "испорченной" сложившуюся систему считают и 72% немцев, финансовое положение которых несравнимо прочнее их южных соседей. В Испании коэффициент Джини равен 0,34, в Греции - 0,34, в Италии - 0,33, во Франции - 0,3 [1]. Ухудшение экономического положения этих государств приближает значение показателя к отметке 0,4, которая демонстрирует, согласно рекомендациям ООН, высокую степень общественного напряжения. Недовольство подобным положением вещей заставляет многих людей в этих странах выходить на улицы с протестами.
Лидирующие позиции по силе социальной напряженности и количеству вооруженных конфликтов всегда занимали страны Африки. Ученые называют множество причин такого положения вещей, среди которых национальные, культурные, религиозные разногласия, но из рисунка 1 видно, что важнейшая из них - дифференциация по доходам, которая, например, в ЮАР достигает 43 раза.
.
Рисунок 1. Разница в доходах населения [1]
В исследовании швейцарского финансового конгломерата Credit Suisse 2012г., посвященное теме распределения мирового богатства, отмечалось, что в России насчитывается 97 тыс. миллионеров, количество которых должно вырасти к 2017г. более чем в два раза. Западные специалисты пришли к выводу, что сотня самых богатых россиян контролирует 30% богатства страны, в то время как на долю 10% самых бедных не приходится и 2%. По этому показателю Россия намного опережает любую из крупных экономик мира. Значение коэффициента Джини 0,42, которое приводит Росстат, эксперты из Credit Suisse не признают: по их данным, показатель распределения богатства в нашей стране составляет 0,84, что делает Россию лидером по социальному неравенству среди всех крупных государств мира. Многим российским экспертам такая оценка показалась предвзятой и недостоверной.
Следует отметить уникальность социального расслоения в России. Мы имеем один из самых высоких в мире уровней регионального социального неравенства: доходы граждан самых богатых субъектов выше доходов самых бедных приблизительно в 25 раз. Как результат - значительная часть населения богатых регионов убеждена, что «провинциалы» лишают «коренных» рабочих мест и крайне негативно относится к приезжающим, а граждане бедных регионов (ненефтяных национальных республик) считают жителей субъектов с высоким уровнем доходов (особенно Москвы и Московской области) «обнаглевшими богачами». Почти 13% населения ежемесячно зарабатывают менее 9 тыс. рублей, при этом в Калмыкии и кавказских республиках доля граждан с таким заработком превышает 30 %. Таким образом, поляризация доходов антагонизирует не только отдельные социальные слои, но и целые субъекты РФ.
Ещё одной примечательной особенностью российского социального расслоения является то, что среди людей, находящихся за чертой бедности, очень много людей с высшим образованием, в том числе школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений. Этот феномен перемешивается с дифференциацией доходов по субъектам. Например, в 2014 году средняя зарплата учителей Москвы составила 75 тысяч рублей. Такое состояние вещей в столице объясняется большим удельным весом частных школ среди общего количества средних школ столицы. В тоже время средняя заработная плата педагогов средней полосы России редко превышает 20 тысяч рублей. Это официальные данные, реальные зарплаты зачастую ещё ниже.
За статистическими данными, приведенными выше, скрывается серьёзное обострение конфликтов в социуме РФ, которое на современном этапе отражается схемой "предприниматели - основная масса населения". Малоимущие слои российского населения отождествляют состоятельных людей с бандитами и ворами, нажившими своё состояние в период «лихих 90-х» (не всегда такая обывательская точка зрения ошибочна). Если учитывать обратную зависимость между величиной среднего класса и уровнем антагонизации общества, то нет ничего удивительного в сегодняшнем уровне социальной напряжённости. Ситуация до сих пор не вышла из-под контроля и не привела к серьёзным социальным потрясениям, возможно потому, что с 1992 года уровень бедности к 2013 году снизился с 33.5% до 11.2% [1].
На сегодняшний день мы имеем не только избыточное социально-экономическое расслоение нашего общества, но и распределительные механизмы, которые его создали, систематически поддерживают и препятствуют преодолению социальных диспропорций. При действующих ныне распределительных отношениях слишком большая доля совокупного роста доходов уходит на рост доходов наиболее обеспеченных слоев населения, а на повышение доходов наименее обеспеченных остаются крохи. Без глубокого реформирования этих распределительных отношений невозможно снижение уровня социального расслоения общества и, следовательно, сгладить антагонизацию структуры общества.
Таким образом, важнейшей задачей государства в настоящее время является целенаправленное формирование распределительных механизмов и институтов с учетом долговременных и социально-ориентированных целей развития российского общества, так как без перенастройки распределительных механизмов в сторону разумного ограничения роста самых высоких доходов невозможно решить проблемы социального неравенства и повышения темпов экономического роста.
Литература:
1. Гробарь Я. - Богач-бедняк: мир оказался несправедлив [Электронный ресурс]//РосБизнесКонсалтинг – 2013. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/17/07/2013/866357.shtml.
2. Солодова Г.С. - Представления христианства о социальном неравенстве и труде [Электронный ресурс] //"ЭКО" - 2006. - №6 - с. 138-154.- Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2007/0291/analit04.php
3. Федотова И. – Социальное неравенство делает людей несчастными [Электронный ресурс]//«Открытая экономика» - Экспертный сайт Высшей школы экономики. – 2014. – Режим доступа: http://www.opec.ru/1712199.html