Международный экономический форум 2014

Ондаханова Айнур Амангельдыевна

г. Актау КГУТиИ им. Ш.Есенова, Факультет «Экономики и право»

Основы и принципы организации исламской экономики

Исламская экономика – это этическая, нравственная экономика, целью которой является бизнес соответствующий канонам Ислама. А Ислам – это религия Всевышнего Аллаха, образ жизни, которым доволен Сам Великий Творец. Ислам был ниспослан людям через череду откровений, с которыми пришли пророки и посланники, начиная с Адама и заканчивая Мухаммедом (мир ему). Они разъясняли людям то, чего требует от них Всевышний, чтобы следуя данным требованиям добиться счастья и благополучия в обоих мирах. Требования Всевышнего Творца к верующим – есть положения религии, основанные на приказах и запретах. Положения религии касаются широкого спектра вопросов, в т.ч. и вопросов экономики, т.е. производства, распределения, обмена и потребления. [1]

Вчём сущность исламской экономики? Прежде всего, опираясь на кораническое Откровение (можно сказать, что ина авраамическую традицию вцелом)— это отказ от процента, от фьючерсных сделок, от «воздушной экономики». Наиболее родственной вэтом плане является методика работы впроектном инвестировании, практикуемая вевропейской экономике. Ноэто проектное инвестирование, которое связано сразделом рисков, сдолевым участием, то есть сам банк никаких процентов не получает. Банк изучает усвоего клиента бизнес-план, который тот ему предоставил, анализирует риски, и, если он это принимает, то потом происходит раздел прибылей. Это наиболее универсальная форма, хотя есть итакие, которые касаются торговых проектов. Например, существует исламское страхование ит. д. [2]

То есть главным является принципиальный запрет на игры со временем. Главная задача— не допустить игр со временем, то есть «закладывания» времени— особенно будущего, ещё не прожитого времени— впользу каких-то спекулянтов сегодня. Вчастности, существует запрет на продажу урожая пшеницы, который ещё не вырос, что, кслову, на Западе является обычным делом.

Говоря об исламской системе экономики, необходимо отметить следующие главные принципиальные моменты организации:

1. Принцип соответствия реальности. Она исходит из новой расстановки  экономических сил (субъектов общества), в которой имеется несколько центров. Политика либеральной экономики искусственно навязывает развитие экономки через финансовые структуры рынка и снижает эффект их действия. Экономический рост, основанный на началах либеральной экономики это рост макроэкономических показателей (ВВП, ВНП и т.п.) которая, берется во внимание повышения рейтинга инвестирования, но эта картина несоотвествстует реальности экономической стабильности.

По этому поводу мусульманский гений экономической мысли 14 века Ибн Халдун, говорит, что рост зависит не только от экономических показателей, но и от других факторов, которые определяют качество индивидов, общества, правителей и институтов, также он утверждает что развитие не означает простого экономического роста. Она включает в себя всестороннее развитие человеческого потенциала (социально-экономический, морально-нравственный, демографический). Таким образом, они способствуют истинному благополучиюлюдей, а также гарантируют не только выживание, но и рост экономики.[4]

Поиск новых форм развития социально-рыночных отношений вызывает необходимость развивать социальную ответственность бизнеса. Необходимость  социальной ответственности  бизнеса, его связанность  с общественными  интересами -  это объективная реальность. Бизнес не может развиваться вне общества и не в интересах общества. В современных условиях социальная ответственность – это не благие пожелания, а объективная реальность, обеспечивающая  их выживание в конкурентной  среде.

Экономика может быть здоровой лишь при наличии в ней «здоровой души», основанной на принципах неподкупной справедливости.

С точки зрения Ислама понятие справедливости занимает центральное место в общественной жизни. Залог успеха любого объединения, от самой его маленькой единицы (семьи), до самой большой (государства), опирается непосредственно на этот принцип. Всевышний Аллах в Коране велит нам быть справедливыми, сторониться притеснений, соблюдая при этом беспристрастность: «Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, — быть может, вы помяните назидание» (сура Ан-Нахль, аят 90).

А по мнению Ибн Халдуна, справедливость - это необходимая предпосылка развития т.е., экономическое развития можно достигнуть только через справедливость, и справедливость является критерием, с помощью которого Аллах будет оценивать человечество[5].

Если бы на сегодняшний день, эти понятия воплощались в жизнь, а не просто существовали на словах, то вполне вероятно, по Милости Создателя, мир стал бы совсем иным.

3. Принцип свободной и справедливой конкуренции. Без него, понятно, экономический порядок окажется нежизнеспособным, а экономика – неэффективной.  Усиливающаяся конкурентная борьба заставляет предприятия внедрять новые инновации и достижения менеджмента, рациональнее использовать все экономические ресурсы и на этой основе расширять объемы производства и рынка сбыта. Задается вопрос какова должна быть конкуренция ?

По идеологии Ислама решающим условием экономического прогресса признаётся свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом понимается и как равенство экономических возможностей, и как свобода конкуренции. Согласно требованиям Ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Такой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг[1] и монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые одинаково трактуются в законодательствах разных стран. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц.

Конкуренция в мирской жизни, которая направлена на больший успех (самодостаточность и независимость), путём совершенствования в науке и технике и достижения прогресса в экономической сфере, с намерением достижения довольства Аллаха и обретения Рая, является похвальной, и такая конкуренция, на самом деле, связана с будущей жизнью. Поэтому, когда наши конкуренты будут предпринимать такие шаги, направленные на развитие общества, это должно нас только радовать. [4]

4. Принцип партнерства. Его нельзя во всех случаях противопоставлять принципу конкуренции. Нередко они оба в экономической системе совмещаются. Партнерские отношение в экономике должны образоваться и развиваться с появлением в нашем обществе социально ответственных собственников и менеджеров, и они должны решать социальные, экономические и экологические проблемы в рамках государства на долговременной и системной основе. Убедительный пример этому – возрастающий интерес во всем мире и в Казахстане, к исламской системе финансированию, как альтернативу западной модели, исключающую спекулятивную составляющую (ростовщичество) с опорой  на партнерства.

Самым большим отличием исламской системой финансирования экономики от, неисламской, является шариатский запрет на ростовщичество во всех формах. Основным источником дохода обычных банков, как известно, является ростовщический процент. Исламские же банки и финансовые учреждения предлагают альтернативу, которая заключается в таких принципах партнерства, как например, мушарака, мудараба, мурабаха и др. продуктах, не противоречащих законам Ислама. Мушарака является аналогом совместного предприятия, мудараба – инвестиционного партнерства, мурабаха – аналогом продаж товаров или услуг с торговой наценкой, растянутых во времени.

5. Принцип гармонизации отношений. Все перечисленные принципы не приведут к стабильному развитию экономики, если они не будут дополнены этим важнейшим принципом. Сущность этого принципа заключается в гармонии между уровнями материальных потребностей  и духовных запросов субъектов.[2]

Таким образом, вышеизложенные принципы исламской экономической  системы, которые дополняют друг друга и взаимосвязанные, на наш взгляд, позволяют рационально выстроить экономические отношения, освободить и от многих проблем и стереотипов.

Сегодня исламская экономическая территория оказывается гораздо более устойчивой не только потому, что она связана ссырьём (которое крайне ненадёжно, ввиду того, что прыгает вценах иявляется не возобновляемым ресурсом), апотому, что общество устроено так, что оно фундаментально всвоей собственной среде ориентировано на реальную экономику. Это коллективная психологическая установка на реальное производство ина то, чтобы не давать спекулировать своим собственным временем.

Исламская экономика стоит на той позиции, что «деньги пахнут». Кпримеру, вы не можете пользоваться теми деньгами, которые получены от алкоголя. Так что те люди, которые вчастной жизни соблюдают исламские начертания, но причастны кторговле спиртной продукцией— сточки зрения шариата, совершают преступление. Поэтому те банки, которые имеют «мусульманское окошко», являются жульническими иобманывают диаспоры, которые хотят пользоваться исламскими банками на территории Европы. Нотам есть иполностью исламские банки, развитие которых конкурирует севропейскими аналогичными финансовыми структурами.

Западные хозяева большой экономики уже оценили преимущества мусульманской системы работы: отказ от фьючерсных игр, от создания суррогатов иориентация на реальный сектор. Эти принципы меняют экономическую ситуацию непосредственно взоне своего применения. Нонадо отдавать себе отчёт втом, что удельный вес сегодняшней исламской экономики несравним собщим финансовым балансом на планете. Поэтому крупицей соли не сделаешь чан сводой солёным, но кризис, при развёртывании которого мы присутствуем, отлично расчищает дорогу мусульманским методам.

Литература:

1. У. Баймуратов.  Мировой экономический порядок: необходимость гармонизации и реформирования Журнал Экономика: Стратегия и практика №3 (15), 2010

2. Калимуллина М.Э. Ислам - нравственность в экономике Интернет портал: Ислам тудай  2014.

3. Г. Джемаль. Особенности исламской экономики. Интернет портал: Ислам тудай  2012.

4. Р.Габбасов. Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века Интернет портал: Ислам тудай  2013.