Международный экономический форум 2014

Карашаев Досан Элыпович

г. Актау КГУТиИ им. Ш.Есенова, Факультет «Экономики и право»

Новая живая экономическая система – насущная необходимость и основная повестка дня

Глобальный финансово-экономический кризис продемонстрировал недостатки существующих моделей (системы) финансовых отношений, как в общемировом масштабе, так и национальном уровне.

В основу  современной экономической системы  положена идеология либерализм[1] (его радикальный вариант). Главная его особенность заключена,  как известно, в представлении экономическим субъектам широкого спектра свобод в деятельности (например, функционирования банковской сферы как основного игрока финансовой  системы). Мотивация их действий достигает практически максимума. Эти экономические субъекты глубоко заинтересованы в возрастании их доходов (высокая маржа банковской маржи), весьма рациональны в принятии решений (очень низкий уровень финансирования реального сектора как сельское хозяйство).  Современная банковская система до и после финансового кризиса достигли высокого уровня экономического состояния во многом посредством использования рецептов либерализма. Однако их же противоречивая практика демонстрирует другое, то есть низки  уровень активов реального сектора, высокий уровень безвозратных (на 2014 год, 30% от совокупного кредитного портфеля коммерческих банков РК, когда их допустимая доля должна не превышать  4-5%)  и сомнительных  кредитов.   Идеология радикального либерализма в условиях отставания духовности индивидов обнаружила серьезные пороки дисгармонии[1].

Поэтому в современной экономической системе Казахстана речь должна идти:

По оценкам экспертов, менее 15% финансовых операций на Казахстанском рынке обслуживают реальный сектор. Огромная часть денег работает на самовозрастание их.

Современная Казахстанская экономика оказался перед дилеммой: продолжать идти  по пути огромных дисгармоний или же, критически проанализировав реалии, выбрать вектор движения, ведущий к справедливости и умеренности в потреблении благ. Есть ли альтернатива парадигме избыточно либеральной модели развития (современная Казахстанская экономическая модель развития  «Инвестиция-Потребления-Рост») с ее нестабильностями, кризисами и нерациональным распределением и потреблением ресурсов ?

Справедливый экономический порядок возможен лишь при полной гармонизации особенностей интересов всех участников общества или экономики в лице государство, предприятии и населения, исключающей гегомонизм[3] в национальной экономической политике, торгово-экономических отношениях.  Поэтому перемены в современной экономике Казахстана как новая живая экономическая система – насущная необходимость и они стали повесткой дня.

Длительный процесс рыночной трансформации привел к качественным изменениям в обществе, которые до сегодняшнего дня, не подкреплены до конца соответствующими институциональными преобразованиями. Растущая деформация социально-нравственных ценностей  и ориентиров общества обуславливает нарастание конфликтов между социальными слоями населения, между зарождающимся классом национальной буржуазии и большинством  населения страны. Об этом также писал в своей работе  под названием «Мукаддима», мусульманский гений экономической мысли 14 века Ибн Халдун, что одним из механизмом разрушения экономического порядка является слабость экономики из-за неправильной экономической системы или неблагоприятных ценностей (безразмерная норма прибыли) и институтов (современные финансовые институты: банки, фондовые рынки ) [6].

Гармонизация интересов общества – это идея где общественное благо возвышается над нашим эгоистическим интересам. Эгоист как субъект общества должен  без зазрения совести использовать любые пути и средства для получения максимальной прибыли, и они имеют убеждение, что коммерческий потенциал – это мера всех ценностей. Эти проблемы закреплены в его культуре, которая ставит во главу угла исключительно корыстные интересы и пренебрегает моральным аспектом. Так считает и эксперт в области бизнеса, лауреат нобелевской премии по экономике Милтон Фридман, что современный морализм в бизнесе на самом деле является аморальным. Но именно следование этим рекомендациям и привело мир, а также нашу экономику современному кризису[3].

И поэтому академик У. Баймуратов в своей работе предлагает изменение культуры бизнеса на основе моральных и духовных ценностей. Важно подчеркнуть, что эти идеи не противоречат взглядам западных ученых и экспертов на развитие экономики.

Новейшая история показывает, что материальные потребности, возведенные в степень и удовлетворяемые за счет и в ущерб духовным запросам индивидов и социумов, не приносят истинного счастья, а чаще всего доставляют моральные страдания, вводят людей в состояние депрессии, утраты смысла жизни. В конечном счете, все бумерангом ухудшает саму экономическую деятельность индивидов вплоть до глобального кризиса. Погоня за максимальной прибылью, большими деньгами, удовольствиями как главный и единственный мотив человеческой деятельности и социальных преобразований иллюстрирует, насколько серьезны, бывают их негативные последствия, что показывает нынешний финансово-экономический кризис.

Финансовый кризис – это ревизия существующей экономической системы и ее проверка на прочность. В прочности казахстанской экономики нет никакой сомнений, пока мир потребляет наше сырье и цены на него высоки. Реализуя дальновидную стратегию Президента  Н.А. Назарбаева,  Казахстан продолжает свое развитие. Но и во время борьбы с кризисом, не мешает нам критически посмотреть на те, или иные проблемы нашей экономической системы[4].  

Таким образом, предлагаемая идея современного ученого академика У. Баймуратова, новой живой экономической  системы, на наш взгляд, позволяют рационально выстроить экономические отношения, освободить и от многих проблем и стереотипов. И основополагающим принципом новой живой экономической системы, мы считаем необходимость сочетания государственного регулирования и распределения при недопущении преобразования нового казахского капитала в монополистические группы и обременение его социальными нагрузками, именно такой вариант нового капитализма станет конкурентно способным антиподом современной рыночной экономики либерального типа. Мы полагаем, что упомянутые особенности нового капитализма станут гарантией от повторения ошибок нынешней экономической системы, который привел экономику к кризису, благодаря чему субъекты экономики вознеслись над обществом, его политическими институтами и экономическими предпочтениями. [3]

Новая живая экономическая система по своей природе похожа на Исламскую (этическую) модель экономического развития.

Как видим, в мире еще не умерла живая экономическая система и она способна продемонстрировать свое реальное превосходство и совершенство. Сейчас в это трудно поверить, но кто знает, что день грядущий нам готовит?

Литература:

1. У. Баймуратов.  Мировой экономический порядок: необходимость гармонизации и реформирования Журнал Экономика: Стратегия и практика №3 (15), 2010

2. Г.В. Косолапов. Социальная ответственность бизнеса – объективная необходимость или дань моде?  Журнал Аль Пари, 2-3, 2011

3. К.А. Сагадиев. Кризис кризисом, но пора подумать и о будущем.  Журнал Аль Пари, 4, 2009

4. Калимуллина М.Э. Этика бизнеса исламских банков. Интернет портал: Ислам тудай  2014.

5.  Г. Джемаль. Особенности исламской экономики. Интернет портал: Ислам тудай  2012.

6. Р.Габбасов. Мусульманский гений экономической мысли, опередивший века Интернет портал: Ислам тудай  2013.