Международный экономический форум 2014

К.э.н. Радушинская А.И.

ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Конвергенция средств массовой информации: принципы и типология

Под воздействием конвергенции современные СМИ сегодня меняют структуры медиапредприятий, порождают новые типы, виды редакций и медиахолдингов, предъявляют качественно иные требования к работникам. Конвергенция (от лат. convergo – «сближаю, свожу») – это взаимопроникновение, взаимодействие, интеграция коммуникативных средств и современных технологий в единый информационный ресурс, что позволяет говорить о возникновении «конвергентной журналистики». Изменения в традиционной  структуре массмедиа происходят сразу на нескольких уровнях, и это позволяет классифицировать типы конвергенции в СМИ.

1. Конвергенция между производителем и потребителем контента. Интернет становится все более доступным. Потребители и производители контента постоянно на связи, и часто возможности их равны.  Это означает, что журналист или любой современный пользователь, вооруженный смартфоном, в состоянии оперативно снять видеоролик, взять интервью с места события и отправить все это в СМИ.

В этом случае можно говорить и о конвергенции технических устройств, мобильных и стационарных. Среди них: средства связи; средства отображения информации; средства агрегации информации; средства редактирования информации; средства записи фото, видео и аудио контента. Причем очевидна тенденция повышения качества  и простоты использования этих устройств, совмещения функций как на бытовых, так и на профессиональных аппаратах.

2. Конвергенция компетенций. Журналист становится журналистом-универсалом. Чтобы идти в ногу со временем, ему необходимо иметь ряд дополнительных компетенций – оператора, фотографа, монтажера. Но мы считаем важным подчеркнуть, что  эти дополнительные компетенции  не упраздняют, а наоборот, акцентируют внимание на различии контента «полевого» и «студийного», делают разницу между универсалом и профессионалом более заметной. Поэтому конвергенция с одной стороны неизбежно влечет сокращение штатов, а с другой – порождает потребность в профессионалах своего дела, обеспечивающих высокое качество работы и претендующих на высокую оплату труда.

3. Конвергенция компонентов системы СМИ, то есть прессы, радио, телевидения, Интернета. Происходит объединение в одном издании различных способов донесения информации до потребителя. Но было бы ошибкой объединять форматы. Текстовые  и гипертекстовые, телевизионные, радио форматы под влиянием конвергенции становятся более дивергентными. В идеале все форматы должны иметь свои редакции, даже если в этих редакциях будут работать одни и те же люди.

4. Конвергенция медиа-практик,  то есть сближение различных отраслей информационно-коммуникативной деятельности: журналистики, связей с общественностью, рекламы, маркетинга и т.п. Речь, во-первых, о том, что журналист может участвовать в решении задач, свойственных скорее сфере рекламы, чем журналистики, и, во-вторых, о том, как эти задачи будут решаться в рамках отдельных изданий. Как и в случае с конвергенцией между потребителями и производителями, спрос на узкоспециализированных специалистов будет расти.

«Будущее лежит в гибридных технологиях, связывающих традиционные средства массовой информации и цифровые»,– считает президент международной федерации журналистов Джим Бумелла. [2]

После того, как мы обобщили факты о работе новых медиа и изменениях в традиционных средствах массовой информации, нами были выведены следующие принципы конвергентных медиа:

1. Принцип интерактивности. Для новых медиа мгновенная обратная связь – это особенность, оказывающая влияние как на содержательную часть контента, так и систему формирования и распространения.

2. Принцип сотворчества с аудиторией. Для конвергентных новых СМИ важна возможность создания контента совместно с потребителями. Этот принцип разрушает границу между производителями контента и аудиторией. Информационные агентства и СМИ нередко напрямую используют материалы, созданные обычными пользователями, подвергая их минимальному редактированию. На возникающий вопрос авторских прав отвечают принципы концепция creative commons: они позволяют создавать коллективные произведения и размещать их (полностью или частично) на различных платформах.

3. Принцип оперативного размещения. Речь идет о сокращении временного промежутка между событием и моментом размещения материала о нем.  Новые медиа имеют возможность оперативно публиковать любой контент: текстовый, который можно выложить в сеть сразу же после написания,  видео – транслируя его онлайн, и т.д.

4. Принцип трансмедийности  заключается в том, что из одной и той же информации (информационному поводу) будет произведен контент, предназначенный для размещения на самых разных платформах: информационных порталах, видеохранилищах, Интернет-радио или ТВ, блогах, социальных сетях и т.п. Данный принцип подразумевает оформление, форму подачи контента в соответствии с особенностями платформы.

5. Принцип измеримости обратной связи. Только Интернет-СМИ предоставляют нам возможность точно оценить обратную связь, используя такие показатели, как: счетчик просмотров, скачиваний,  ретвитов и перепостов, копирований и иных способов цитирования. В зависимости от значений этих показателей можно объективно судить об интересе и отношении аудитории к тому или иному контенту.

7. Принцип ретрансляции. Интернет предоставляет почти неограниченные возможность копирования и архивации контента. Кроме того, пользователь может ретранслировать его разнообразными способами. Доказательство тому – ретвиты, размещение видео и текстов на  страницах в социальных сетях, на сайтах и порталах. Конечно, в случае с классическими СМИ читатель может хранить и копировать печатные материалы, сканировать их или записывать на магнитофон, но процесс этот гораздо более трудоемок и требует много времени.

8. Принцип двухфазного рынка контента. Новые СМИ, создавая контент, выводят его на первичный рынок, где часть материалов устаревает и забывается через несколько дней или даже часов, а часть остается популярной и начинает существовать самостоятельно, никак не завися от «родителя». Контент передается от пользователя к пользователю, скачивается, копируется, пересылается и набирает показатели внимания аудитории, становясь частью вторичного рынка контента. Причем, выход на вторичный рынок может состояться в любое время. Известны случаи, когда вроде бы устаревшая информация под влиянием внешних обстоятельств вновь становилась актуальной.

9. Принцип снижения капиталоемкости Интернет-СМИ. Этот принцип хорошо отображается на примере текстового контента: затраты на полиграфию, доставку, хранение и утилизацию печатной продукции в разы выше, чем на размещение фото и текстовых материалов в Интернете. Для телевидения расходы на Интернет-вещание тоже не так высоки, особенно по сравнению с эфирным или кабельным ТВ.

10. Принцип низких барьеров входа на рынок. Для  электронных СМИ процедуры, связанные с регистрацией и получением разрешения остаются наиболее простыми и менее затратными, несмотря на изменения последних лет в сторону усложнения и удорожания. Что касается телевидения, то существенное снижение затрат наблюдается на начальном этапе.

11. Принцип многообразия форм  рекламы. Интернет-СМИ открывают рекламодателям новые возможности за счет разнообразия видов рекламы, которые будут меняться одновременно со стремительным развитием электронных СМИ. Плюс таких объявлений еще и в том, что они пока не успели «приесться» аудитории.

12. Принцип конвергентной дигитализации. Появление новых функций и возможностей у привычных технических средств способствует возможности совмещения в одной персоналии функций репортера, фотографа, художественного редактора, метранпажа и др., что и провоцирует собственников издания на сокращение штата редакции.

13. Принцип специализации находит свое отражение в сужении круга профессиональных производителей контента (операторов, фотографов, монтажеров) и повышении стоимости их работы, а главное – сказывается на росте специализированных порталов, каналов, сайтов и т.п. нишевых медиа.

Поскольку изучение экономических явлений происходит, в том числе, через установление принципов, характеризующих реальное поведение индивидов и институтов, то и при изучении конвергенции в СМИ мы исходили из этой же логики, выведя ряд принцпов и проведя классификацию тпиов конвергенции средств массовй информации. Безусловно стремительно развивающаяся медаиндустрия дополнит со временем эти принципы и классификации, но это только добавляет актаульности научным исследованиям в этой области.

Литература:

1. Вартанова, Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран / Е.Л. Вартанова. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 335 с.

2. Будущее принадлежит конвергентным СМИ.  Джим Бумелла URL: http://ria.ru/mf_news/20111121/493913865.html (дата обращения 21.11.2014). 

3. Медиаиндустрия: понятие, институциональные и организационно-экономические особенности формирования и функционирования / под ред. Д.В. Минаева. – СПБ.: СПбГИЭУ, 2011. – 282 с.

4. Радушинская, А.И. Тренды развития медиаинфраструктуры в современном социальном пространстве / А.И. Радушинская // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – 2012. – №2 (61). – С. 29-33