Международный экономический форум 2014

Нурасыл А.

Магистрант 2 курса научно-педагогического

КазЭУ им.Т.Рыскулова

г. Алматы

Исламская финансовая система и перспективы развития в Казахстане

Исламская экономическая модель, построена главным образом согласно исламской концепции, в которой такие понятия как религия, закон и нравственные принципы имеют значимую весовую категорию. В этой связи, первооснователи исламской финансовой системы руководствовались всеобщим убеждением поддерживать этический и справедливый метод ведения финансовых дел. Опираясь на шариат, исламская финансовая система выводит свои принципы из Корана и Сунны. Хотя шариат и запрещает проценты и подобные формы дохода, это не означает, что капитал ничего не стоит в исламской экономической модели. Ислам рассматривает капитал, как  фактор производства, но не допускает тот фактор, который вызывает предварительную или предопределенную потребность в доходе от производства в форме процента.

Оглядываясь назад в историю развития ислама, предстает картина, стремления мусульманских мыслителей созерцать человеческую жизнь, благословенную правосудием и балансом, подвигло их сосредоточиться на вопросах финансирования, политической организации и экономики, социальных отношений, в пределах структуры исламского учения. Таким образом, исламские поиски, толки справедливости и правосудия привели к признанию первостепенной значимости финансов в жизни. Запрещение процента (риба) является доминирующим звеном исламского руководства, разработанного, чтобы играть ведущею роль в обеспечении равноправной и справедливой экономической модели.

С середины прошлого века, на мировую арену все энергичнее и активнее стала выдвигаться альтернативная модель развития экономической деятельности, предложенная мусульманским миром.

На фоне последних событий на мировых финансовых рынках, где волна неплатежеспособности набирает свои обороты, поражая финансовые и банковские системы, исламская экономическая модель, предстала как уникальная экономическая модель, которая до настоящего времени не сталкивалась с серьезными финансовыми кризисами. Рост популярности и прибыльности исламской банковской системы, ведущие западные и азиатские государства рассматривают сквозь призму экономической целесообразности. Более чем хорошие показатели финансовой устойчивости и прибыльности, которые исламские финансовые институты демонстрируют уже несколько лет, побуждают правительства многих стран вносить изменения в действующее законодательство, делая его либеральным к исламскому финансированию.

Внедрение инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков является актуальной проблемой для Казахстана, которая способствует созданию более благоприятных финансово устойчивых альтернативных форм финансирования отечественной экономики. 12 февраля в 2009 г. принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», позволяющее создать правовое   поле для внедрения и развития в стране инструментов  исламского финансирования в соответствии с принципами шариата.

11 июня 2009 между Правительствами Республики Казахстан и ОАЭ подписано соглашение об открытии исламского банка «Аль-Хиляль» в Казахстане. 17 марта 2010 года банк получил лицензию АФН на осуществление банковской деятельности. Деятельность банка направлена на осуществление финансовых операций в сфере промышленности, сельского хозяйства, недвижимости и туризма [1].

Банк занимается исламской банковской деятельностью и  осуществляет свои операции через свой головной офис в г.Алматы и филиалы в городах Астана и Шымкент. Банк  принимает вклады от населения, предоставляет финансовые операции на основании принципов норм Шариата, осуществляет переводы денежных средств в Казахстане и за рубежом, проводит операции по обмену валют и оказывает другие банковские услуги своим коммерческим клиентам.

Фактически исламские банки ведут банковское дело подобно другим коммерческим банкам, но единственное отличие заключается в том, что банковское дело ведется в соответствии с принципами шариата.

В зависимости от целей, с которыми они созданы, исламские банки делятся на:

В исламском банке активы подразделяются на две категории: основанные на разделении прибыли и те, которые заканчиваются созданием долга к банку, служащие как вспомогательные рычаги для стандартизации сделок и внушения доверительного отношения клиента к банку. Также имеется еще третий вид контрактов как уакала или агентство. Текущая практика также ограниченно включает беспроцентные ссуды. При этом, наглядно представим основные отличия исламского банкинга от традиционного банкинга в таблице 1.

Таблица 1 – Основные отличия исламского банкинга от традиционного банкинга

Исламский банкинг

функции и операции основанные на принципах, созданных человеком

функции и операции основанные на принципах шариата

инвестор уведомлен о заранее оговоренном проценте

разделение риска  между поставщиком капитала (инвестор) и пользователем фондов (предприниматели)

стремление увеличить прибыль без каких-либо ограничений

стремление увеличить прибыль не выходя за рамки Шариата

отношения кредитор-дебитор

отношения партнеров, инвестора и торговца, покупателя и продавца

основывается на продаже денег (деньги как средство обмена, но не товара)

поддержка, основанная на финансировании активов и продаже товаров

свободный от оценочных суждений (преследуются личные цели)

основанное на цене (корпоративная социальная ответственность)

основанный на интересе

свободный от интереса

приоритет долгового финансирования

прежде всего, финансирование за счет акционерного капитала, даже долговое финансирование требует актива

производные финансовые инструменты разрешены

производные финансовые инструменты не разрешены

вообще не выявляет обеспеченный рынок вследствие неправильного представления рисков

выявляет обеспеченный рынок выбирая лучшие предприятия/проекты

долги и обыкновенные акции

общие активы

более подверженный рыночному риску:

  • глобальный капитал и риск неплатежа по кредиту из-за недавнего финансового кризиса;

    -справедливость за приблизительно 4 триллиона USD накачана в систему;

  • уровень левеража, оцененный 40:1.
  • более устойчивая система:

    -намного меньше риска по гарантии размещения акций;

    -никакого сообщения закрытия (фактически);

    -базируемая особенность актива экономит от предположения.

    -рост в ВВП ниже ожидаемого в следующих годах, и т.д.

    -модель Мудараба защищает против банкротства, и т.д.

    -неспособность преобразования денежного сектор к реальному сектору

    -выполнимость такого преобразования

    -прозрачность приносит пользу договаривающимся сторонам

    Примечание – Таблица составлена автором на основе изучения источников [3]

    Денежные средства и их эквиваленты включают в себя денежные средства, обязательные резервы, средства в Национальном банке Республики Казахстан и средства в кредитных учреждениях со сроком погашения в  течение девяноста дней с даты  возникновения, не обременённые какими-либо договорными обязательствами.

    Исламские производные финансовые инструменты: в ходе обычной деятельности, Банк заключает соглашения по различным исламским производным финансовым инструментам на валютных рынках. Такие финансовые инструменты учитываются по справедливой стоимости. Справедливая стоимость определяется на основе рыночных котировок или моделей ценообразования, которые учитывают текущие рыночные и договорные цены основного инструмента и других факторов.

    В Казахстане продолжаются экономические реформы и развития правовой, налоговой, и  административной инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям рыночной экономики. Будущая стабильность Казахстанской экономики будет во многом зависеть от хода этих реформ, а также от эффективности принимаемых правительством мер в сфере экономики, финансовой и денежно-кредитной политики.

    Казахстанская экономика  чувствительна к спаду деловой активности и снижению темпов экономического развития в мире. В 2012 году Правительство Казахстана продолжало принимать меры, направленные на поддержание экономики с целью преодоления последствий мирового финансового  кризиса. Несмотря на некоторые индикаторы  восстановления экономики, по прежнему существует неопределенность относительно будущего экономического роста, возможности  доступа источникам капитала, а также   стоимости капитала, что может негативно повлиять на финансовые положения, результаты операций и экономические перспективы развития Исламских банков в Казахстане.

    Список  использованной литературы:

    1.Официальный сайт Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан  www.afn.kz

    2. Беккин Р. И. (2008): Исламская экономика, Краткий курс. М.: АСТ: Восток-Запад. – С. 9.

    3. Abdul Hamid, Norashikin. 2005. Guide to the Malaysian Bond Market, Rating Agency Malaysia Berhad: Kuala Lumpur, Malaysia.Abu Dhabi Islamic Bank, http://www.adib.ae.

    4. Anwar, M. (2003): Islamicity of Banking and Modes of Islamic Banking, Arab Law Quarterly, 2003, volume 18, issue 1, p. 62–80.