Международный экономический форум 2014

Принципы жизнедеятельности исламских финансовых институтов

Нурасыл А.

Магистрант 2 курса научно-педагогического направления по специальности «Финансы»

Как известно, законы ислама распространяются на все аспекты жизни. Для ясности необходимо понять, что имеется разница между законами ибадата (поклонение, молитвы) и законами муамалата (деловые операции в общении). Также необходимо различать разницу между законами управления, судебными запретами и наставлениями и так далее, которые не имеют юридической силы. Иногда имеется градация в самом законе, который имеет общий рекомендательный характер, но реально применим только в определенных обстоятельствах. Для рассмотрения этих категорий надо основывать свое виденье на взаимосвязи между законом и моралью. Мораль является базовым элементом, который происходит из духовности, например, вера в  существование бога, в жизнь после смерти, ответственность, чувства равенства с другими людьми, общности с другими созданиями и т.д.

Таким образом, шариат представляет собой связь между законом и моралью и их целостность.

Исламская история богата примерами понимания правосудия и справедливости в экономической жизни в целом и финансах в частности. Запрещение риба (процента) – часть исламского руководства, разработанного, чтобы играть ключевую роль в обеспечении справедливой и равноправной финансовой системы.

Риба - в договоре займа надбавка к сумме основного долга, получаемая заимодавцем при предоставлении средств заемщику. В широком значении: любой процент при осуществлении торговых и финансовых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, без предоставления ей соответствующей компенсации. Обоснованием запрета процентной ставки служит признание ее формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в исламе.

Иными словами, риба означает увеличение или рост. Некоторые исследователи настаивают, что это не увеличение, наложенное на должника с наступлением срока долга в случае, если он не в состоянии заплатить и хочет отсрочить платеж. Обосновывают свое мнение, они таким аргументом, что преобладавшая форма сделок на основе риба была продажей в кредит, при которой (отсроченная) цена была уже выше, чем наличная цена вместо отсрочки и потребность в явном увеличении возникала только в случае дальнейшей отсрочки платежа. Большинство ученых, однако, думает, что он соответствует проценту, предусматриваемому во время заключения контракта в случае ссуд, так же как и последующее увеличение суммы ссуды или долга в случае их отсрочки, при продаже в кредит, потому что должник не оплачивает его, в соответствии со сроками контракта.

Лишний раз подтверждает то, что фактически имело место в течение седьмого века, особенно в Аравии. И история и здравый смысл заставляют нас думать, что предоставление наличных денег, кредитные сделки и тому подобное было распространено в Аравии так же, как и в остальной части мира. Кроме того, запрещаемые Кораном подобные сделки, были также запрещены в Торе (Ветхий Завет). Ссылки на Ветхий Завет поясняют, что ссуды, как и кредитные сделки были распространены в то время, когда Моисей получил Закон. Так в Ветхом Завете содержится положение о том, что настоящий праведник «в рост не отдает и проценты не берет».

В Коране слово «риба» (в букв. переводе с арабского - приращение) встречается 8 раз, всего же стихов, имеющих отношение к рибе, в Священной Книге насчитывается 12.

Таким образом, не только в исламе, но и в других религиях, запрещается и осуждается взимание и предоставление процентов по займу. Негативное отношение к ростовщичеству можно наблюдать не только в монотеистических обществах, но и в среде политеистов в античную эпоху. Одним из наиболее известных в мировой истории противников ростовщичества был Аристотель, который утверждал, что оно «с полным основанием вызывает ненависть…так как оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег. Отсюда это и получило название, как дети походят на своих родителей, так и проценты являются денежными знаками, происшедшим от денежных же знаков. Этот род наживы оказывается по преимуществу противным природе».

Так, на сегодняшний день наблюдается возрастающий интерес в мире к пониманию значения исламской экономической модели, исламского финансирования, исламской банковской системы, которые предстают перед нами как источники законных доходов, состоящие из фундамента, основанного на справедливости, этических и моральных принципах, а также разделения рисков.

Тенденции прогрессивного роста исламской банковской системы, функционирование, которых осуществляется в соответствии с принципами Шариата, предстают весьма обнадеживающе на фоне разгоревшегося финансового кризиса, которые помогут послужить вспомогательным рычагом по противостоянию различным кризисным явлениям.

Основная отличительная черта исламской экономической модели от традиционной является категорический запрет взимания любых процентов по кредитам – простые и сложные, номинальные, фиксированные или плавающие. Для того, чтобы получить доход от кредитования, финансовый институт должен быть либо долевым участником, полностью разделяя риски и премии предприятия, либо может участвовать в торговле и извлекать прибыль от наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой продажи.

Финансовая система, основанная на процентах, создает обремененное долгами общество. Она финансирует потребителей, фирмы и правительство, включая местных жителей (город) учреждения, создавая долги. Существует встроенная тенденция в этих долгах, чтобы расти в течение долгового времени. У этой тенденции есть социальные, психологические и политические последствия, которые должны быть учтены в обсуждении справедливости. В окончательном счете справедливость – предварительное условие для человеческого достоинства. Общество должников не только испытывает широко распространенное беспокойство, большинство его участников обязано чувствовать себя оскорбленным и униженным системой, которая соблазняет их в долговую ловушку, но не помогает им выйти из нее. Это не произошло бы, если бы финансирование было в значительной степени основано на разделении, обращаясь к способам создающим долг в том случае, когда разделение не является надежным. Есть фундаментальное различие между отношениями разделения и долговыми отношениями. Разделение подразумевает своего рода равенство между акционерами, даже когда акции количественно неравны. Но отношение кредитора-должника или кредитора-заемщика дает преимущество кредитору. Это преимущество находиться в законодательстве страны, так же как в неофициальных социальных учреждениях. Разделение является достойным. Поэтому равноправное общество, предпочло бы финансовые меры, основанные на разделении в максимально возможные степени. Во многих случаях разделение не работает, и нужно обратиться к финансовым мерам, основанным на долге. Важным положением является то, что, узаконивая процент, общество практически помещает меры разделения в неудобство. В этом состоит его несправедливость.

В нынешних условиях при картине миллиардных убытках американских и европейских банков, стоит ожидать существенного повышения роли банковских учреждений, работающих по исламской модели. Также, специалисты уже предполагают, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банков в арабских странах. Таким образом, сложатся объективные условия для благоприятного зарождения и развития исламской финансовой системы на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.          Исламская финансовая система построена в соответствии с  нормами шариата. В исламской экономической модели категорически запрещены все виды деловой активности, связанные с производством и торговлей товаров, не отвечающие принципам шариата, таких как свинина, алкогольная, наркотическая и порнографическая продукция. При этом, также запретно традиционное страхование, установление монополии, игорный бизнес, лотереи и нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению и другие виды деятельности, которые не соответствуют морали ислама. Основными финансовыми инструментами исламского финансирования являются: Мурабаха (купля-продажа товара с наценкой), Мудараба (доверительное управление деньгами), Истисна (купля-продажа товара с обязательством его изготовления), Иджара (финансовая аренда), Мушарака (совместная деятельность) и другие.

В исламской экономической модели категорически запрещены все виды деловой активности, связанные с производством и торговлей товаров, не отвечающие принципам шариата, таких как свинина, алкогольная, наркотическая и порнографическая продукция. При этом, также запретно традиционное страхование, установление монополии, игорный бизнес, лотереи и нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению и другие виды деятельности, которые не соответствуют морали ислама.

Стоит заметить, что в мировой практике существуют как отдельные финансовые организации, функционирующих на базе принципов исламской религиозной этики в рамках обычной финансовой системы, так и целые страны, финансовые системы которых основываются на нормах и законах шариата.

Таким образом, исламское банковское дело добилось существенных успехов во всем мире, даже при том, что доля, которую оно было в состоянии создать для себя в мире международных финансов или хотя бы мусульманских финансов, является очень маленькой. Что важно, это не доля в рынке, а скорее респектабельность в отношении беспроцентного финансового посредничества и положительное свидетельство тому, что это обеспечило работоспособность и жизнеспособность системы. В то время как в 1950 – 1960-ых гг. исламское банковское дело было только академической мечтой, о которой знали немногие, даже среди образованных мусульман, то сегодня это стало практической действительностью. Это привлекло внимание западных центральных банков, таких как Федеральное резервное управление и Государственный банк Англии, международных финансовых учреждений, как Международный Валютный Фонд и Всемирный банк, а также таких престижных научных центров, как Университеты Гарварда и Риса в Соединенных Штатах и Лондонской школы университета экономики и Лафборо в Великобритании. Исламскому банковскому делу уделяется больше внимания в западной прессе. Перспективы будущего, как ожидается, будут лучше, особенно если неустойчивость, которая сегодня преобладает в международной финансовой системе, может быть удалена не косметическими изменениями в системе, а скорее путем ввода в финансовую систему большей рыночной дисциплины типа исламской финансовой системы.

Несомненным доказательством жизнеспособности исламского банковского дела является то, что целый ряд традиционных банков также начал работать на этом рынке. Западный исследователь исламского банковского дела очень верно заметил, что «отличным отражением успеха исламского банковского дела является то, что многие традиционные коммерческие банки сейчас предлагают своим клиентам исламские финансовые услуги». Общая сумма операций, профинансированных через исламские методы финансирования как традиционными, так и исламскими банками, быстро увеличивается и приобретает существенные объемы. По одним подсчетам, в начале 1993 года этот показатель был на уровне 50 млрд. долл. США. Более поздние расчеты ссылаются на еще более показатель, равный 60 млрд. долл. США и имеющий прирост 15 % в год. По расчетам издания «Financial Times», в 1995 году исламские банки приняли депозитов от 50 до 80 млрд. долл. США еще до окончания ХХ века.

В целях установления правовых основ и особенностей деятельности исламских банков на территории Республики Казахстан 12 февраля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования». В целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Вместе с этим для Казахстана наиболее приемлем путь, когда статус и деятельность исламских банков регулируется нормами традиционного банковского законодательства с отдельными специфическими аспектами.

Список использованной литературы:

1. Мохаммад Неджатулла Сиддики. 1425 г. от Хиджры (2004). Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития, Исламский Институт Исследований и тренинга: Серия исследований приглашенных ученых № 2. Джидда. Саудовская Аравия. С. 14.

2. Badawi. 1964. C. 26 - 41.

3. AL-Misri. 1991. С. 23 – 26.

4. Второзаконие, 23:19, 20; Исход 22:25; Левит 25: 36 – 37; Псалмы 15 – 35; Притчи Соломона 28:8; Иезикиль 18-13, 22:11 – 12 и Неемия 5: 1 – 13. См. Mills and Presley, 1999, С. 103, 139; См. также Wilson. 1997. С. 33 – 34.

5. Мохаммад Неджатулла Сиддики. Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития Исламский Институт Исследований и тренинга, Серия исследований приглашенных ученых №2, Джидда – Саудовская Аравия 1425 Х (2004). С. 37.

6. Данный стих из Танаха (еврейской Библии) приводится по переводу института «Мосад ха-рав Кук»: http: // toraonline.ru/neviim/yeechezkel.htm.

7. Йехезк, 18:8. Здесь и далее употребляются оригинальные (ивритские) названия книг еврейской Библии – Танаха. Пророк Йехезкеел соответствует Иезекиилю в христианской Библии.

8. Здесь и далее текст Корана приводится по изданию: Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. – М., 1999. – за исключением фрагментов, требующих уточнения.

9. Сунна также содержит жесткие и бескомпромиссные высказывания о рибе. Например, в одном их хадисов Пророк сказал, что ростовщичество в 36 раз опаснее для общества, чем супружеская измена. За последнюю, как известно, предусмотрена смертная казнь в виде побивания камнями (раджм). Однако за ростовщичество, несмотря на его общественную опасность, наказание предусмотрено только в будущей жизни.

10. Беккин Р.И., Исламская экономика. Краткий курс. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. С. 36 - 37.

11. Здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, слово «ростовщичество» употребляется в своем изначальном значении – как взимание и предоставление любого ссудного процента.

12. Ростовщичество также осуждали Платон, Катон Младший, Сенека и другие древние мыслители.

13. Слово, использовавшееся для обозночения прироста основной суммы за счет процентов в разных древних языках, означало также новорожденное животное, приплод, например теленка или козленка (mǎš в шумерском и аккадском языках, tokos в древнегреческом, fœnus в латинском). Подробнее об этом см.: Hudson M. How Interest Rates Were Set, 2500 BC – 1000 AD. Mǎš, tokos and fœnus Metaphors for Interest Accruals// Journal of the Economic and Social History of the Orient. – 2000. – Vol. 43, № 2. P. 132 – 161.

14. Аристотель. Политика/ Пер. С.А. Жебелева, М.Л. Гаспарова. – М., 2002. С. 41.

15. Беккин Р.И., Исламская экономика. Краткий курс. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2008. С. 22 – 23.

16. Мохаммад Неджатулла Сиддики. Риба, банковский процент и логическое объяснение их запрета. Исламский Банк Развития Исламский Институт Исследований и тренинга, Серия исследований приглашенных ученых №2, Джидда – Саудовская Аравия 1425 Х (2004). С. 51-52.

17. М. Умар Чапра и Тарикулла Хан. 1421 г. от Хиджры (2000). Регулирование и надзор исламских банков. Исламский Банк Развития, Исламский Институт Исследований и тренинга. Национальная библиотека короля Фахда: Периодическое издание № 3. Джидда. Саудовская Аравия. С. 18.

18. Rodney Wilson, “Islamic Financial Market».

19. Муннавар Икбал, Аусаф Ахмал, Тарикулла Хан. 1419 г. от Хиджры (1998). Вызовы исламского банковского дела. Исламский Банк Развития, Исламский Институт Исследований и тренинга. Национальная библиотека короля Фахда: Периодическое издание №1. Джидда. Саудовская Аравия. С. 16-17.