Международный экономический форум 2014

Студент 5 курса специальности «Социально-культурный сервис и туризм» Андреева Е.Ю.

К.т.н., доц. Кочковая Н.В.

Музеи по устоявшемуся обычаю называют храмами культуры и искусства. Уже многие сотни лет музеи являются «визитными карточками» не только того или иного города, но и стран, так как они хранят не просто интересные «вещи», но традиции культуры, свидетельства высочайших достижений творческого гения человека. Вот почему, несмотря на всю сложность социально-экономического развития мирового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации [1].

Музей помогает решать насущные проблемы и адаптироваться человеку уже в новом тысячелетии. Посетитель приходит в музей за новыми впечатлениями, знакомится с интересующими его выставками и экспозициями, прибегая при этом к помощи экскурсоводов либо участвуя в предлагаемых ему интерактивных мероприятиях.

На современном этапе музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение, повышается роль музеев, изменяется назначение музея. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [2]. Таким образом, назначение музея – не только хранение и экспонирование информации, памятников истории, культуры, но и вовлечение музейного посетителя в процесс познания, обращение к его внутреннему миру, воздействие на чувственно-эмоциональную сферу музейного посетителя. В музееведении сформировался новый коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривается в качестве полноправного участника процесса коммуникации, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода.

Вовлечение посетителей во взаимодействие с экспонатами – это главная идея интерактивного музея, весьма популярного в последнее время. Например, музей новостей в Вашингтоне предлагает всем желающим попробовать себя в качестве журналиста, пройти тест на профессиональную пригодность, а также устроить состязание с другом на тему журналистской этики (в центре этики на интерактивные киоски выводятся вопросы, с которыми журналисты сталкиваются ежедневно, и задача посетителей – правильно ответить на них). В музее науки в Лондоне работает интерактивная выставка: «Изучение науки о климате». Этот проект – возможность на собственном опыте почувствовать изменение климата, путешествуя по различным эпохам и географическим зонам. Через игры посетители раскрывают секреты льда и сталагмитов, а затем посвящаются в современные идеи низкоуглеродной жизни.

Интерактивный музей – это сказочный калейдоскоп интересных экспериментов и открытий, незабываемых положительных эмоций. В интерактивном музее интересно и индивидуальному посетителю, и группе. Получают яркие и незабываемые впечатления и родители с детьми: каждый взрослый может вновь окунуться в детство, почувствовать себя ребенком, а дети могут попробовать себя в роли ученых, исследователей, первооткрывателей. И примеров тому множество. Дом Музыки в Вене – это бесспорно уникальный интерактивный музей звука, который скрывает неожиданные сюрпризы для посетителей, открывает мир звука во всем его многообразии; это волшебное соприкосновение со Вселенной звука. В залах музея посетители могут послушать звуки большого города, шелест бумаги, кашель, скрип тормозов и даже звуки, которые слышит не родившийся ребенок. Интерактивные сенсорные экраны позволят экспериментировать со слуховыми явлениями, изучать и понимать их. Посетители могут совершить интерактивное путешествие по невероятным репертуару и диапазону тонов, которые могут быть созданы человеческим голосом и попробовать себя в роли дирижера. Интерактивный музей Historium в Брюгге позволяет оказаться в уникальной реконструкции Брюгге XV века и перенестись в эпоху "Золотого века" Фландрии. В семи залах музея, расположенного в средневековом здании, посетители могут окунуться в атмосферу средневековья, оказаться на заснеженной площади посреди города, стать свидетелями истории любви, которая произошла в 1435 году в Брюгге с участием знаменитого живописца Яна Ван Эйка, его подмастерья Якоба и красавицы Анны. Воздействовать на все органы чувств посетителей помогают уникальные технологии, которые позволяют создать звуки и запахи той эпохи [3].

Интерактивные музеи переживают пик популярности и в России. Только за последние три года в Санкт-Петербурге появилось около 10 научно-развлекательных центров для всех возрастов, которые в каком-то смысле можно назвать и интерактивными музеями. В музее «ЛабиринтУм» возможно поймать свою тень или создать молнию, зажечь огромную лампу, взявшись за руки или построить плотину; в научно-развлекательном центре «УмникУм» можно посмотреть на мир глазами совы и медведя, разобраться, как происходит извержение вулкана, и почувствовать на себе землетрясения разной интенсивности. Совсем недавно в Ростове-на-Дону открылся интерактивный музей наук «Лабораториум», предлагающий посетителям более сотни интерактивных экспонатов, гордость музея – робот по имени Ториум, с которым может пообщаться каждый посетитель. Музей предоставляет посетителям уникальные возможности, созданные с применением новых технологий: побывать в зеркальном и лазерном лабиринтах, прокатиться на велосипеде на квадратных колёсах, рассмотреть свою кожу под микроскопом, проверить скорость реакции или посостязаться в умении передвигать предметы силой мысли [4].

Вовлечь посетителя в процесс познания, воздействовав на все органы чувств посетителя, помогают уникальные информационные технологии. Однако важную роль в этом процессе играют сотрудники музея, организуя разнообразные интерактивные мероприятия, музейный праздник, позволяя создать «живые» экспозиции. В качестве примера можно привести музей краеведения Волгодонского района, расположенный в станице Романовской Ростовской области. В музее проводятся интерактивные мероприятия, когда посетитель сам становится активным действующим лицом, участником программы «Праздник в музее». Ансамбль «Атаман», созданный при музее в 2010 году, позволяет создать фрагменты обрядов, праздников, гуляний, а гостям музея принять участие в реконструкции подлинных фольклорных традиций, бытовавших у казаков на нижнем Дону. Посетители, присутствующие на мероприятиях, с удовольствием принимают участие в казачьих играх и состязаниях, поют казачьи песни, беседуют о жизни казаков в старину, дегустируют блюда казачьей кухни.

Музеи перестают быть только научными и образовательными центрами, а становятся еще и местом отдыха и проведения досуга.

Литература

1. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела [Текст]: теория и практика: учебное пособие / Л.М. Шляхтина. – 2-е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 183 с.

2. Толковый словарь русского языка. Музей [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ozhegov.org/words/16484.shtml свободный (дата обращения:10.04.2014)

3. Официальный сайт туроператора BSI Group. Бельгия. Интерактивный музей Historium [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bsi-rov.ru/country/bel/info/historium/ свободный (дата обращения:10.04.2014)

4. Новости Ростовской области. В Ростове открылся первый интерактивный музей наук «Лабораториум» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://donnews.ru/V-Rostove-otkrylsya-pervyy-interaktivnyy-muzey-nauk-Laboratorium--_13448 свободный (дата обращения:11.04.2014).