Международный экономический форум 2014

Маркс Лина Равилевна

Казанский Федеральный Университет Высшая школа искусств имени Салиха Сайдашева Институт Филологии и межкультурной коммуникации

Фирменный стиль и этапы его проектирования

Проблема создания фирменного стиля интересовала многих дизайнеров. Это Дэвид Эйри, Марк Роуден, Элис Туэмлоу, Эллен Луптон, Джим Краузе и др. В своих работах авторы уделяют большое внимание изучению графического дизайна, его описанию, принципам разработки. Один из ведущих дизайнеров Америки Дэвид Эйри, автор руководства дизайнера «Логотип и фирменный стиль», рассматривает технологии разработки логотипа и фирменного стиля, используя  работы известных мастеров дизайна. Автор отмечает важность системы графической идентификации бренда, принципы создания уникальных, знаковых логотипов, взаимодействие с клиентами.Дизайнер Марк Роуден в своей книге «Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе» затрагивает вопрос интегрирования корпоративной идентичности и фирменного стиля в ткань коммерческих и финансовых целей организации. Автор критически пересматривает традиционные подходы к брендингу и маркетингу. Дизайнер показывает, как, основываясь на рыночной позиции и ценностях бренда, можно структурировать все визуальные и маркетинговые коммуникации компании по принципу "показал - рассказал - сделал".

Понятие «фирменный стиль» появилось в начале XX века, когда количество компаний, работающих в одной области, критически возросло и стала актуальной проблема их узнаваемости. Фирменный стиль является сегодня основой всей коммуникационной политики фирмы, одним из главных средств борьбы за покупателя, важной составляющей брендинга. Согласно справочнику С. И. Стефанова брендинг(англ.«brand» - товарный знак, торговая марка,клеймо, т.е. марка товара) — процесс создания и поддержаниябрендапосредствомрекламы, PR-мероприятий и других форм продвижения товара [3]. Фирменный стиль - совокупность изобразительных, визуальных, информационных средств, с помощью которых фирма подчеркивает свою индивидуальность. Фирменный стиль используется при оформлении предлагаемых фирмой товаров, в качестве рекламы, ярлыков, представляет инструмент продвижения фирмы на рынок, конкуренции, привлечения внимания покупателей [4]. Использование фирменного стиля предполагает единый подход к оформлению графической части, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и др. Формирование фирменного стиля и рекламной кампании требует тщательного изучения ранее созданных рекламных продуктов. Фирменный стиль — это один из наиболее современных и актуальных видов рекламы.Рекла́ма (отлат.«reclamare»— утверждать, выкрикивать, протестовать)— частьмаркетинговых коммуникаций, в рамках которой производится распространениеинформации, с целью привлечения внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему [ 4 ].

Уникальность идеи для фирменного стиля выражается в креативе. Креати́в (от англ. «create» - создавать, творить)—творчество, характеризующееся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления [4]. У понятия креатив существует много синонимов. Во многих случаях креатив связывают с рекламой компании. Успех рекламы зависит от того, насколько точно рекламный призыв был реализован в лозунги, рекламную продукцию, политику размещения. Креатив в настоящее время это определенная услуга, которую продают многие рекламные агенства. Это разработка множества идей реализации рекламной кампании с целью донести рекламное послание до многочисленной целевой аудитории.

К фирменному стилюотносят следующие основные элементы:

Для создания вышеперечисленных элементов необходимо рассмотреть этапы проектирования фирменного стиля. Проектирование фирменного стиля – это создание определенной документации, в которой четко изложены требования к разработке визуальной идентичности организации, на основе которой создается комплекс графических элементов фирменного стиля с последующей правовой защитой.

Успешность проектирования в большей степени зависит от подготовительных операций, сбора информации, изучения потребностей рынка и от самой идеи, в которой выражается уникальность компании и ее успешной рекламы.

Процесс проектирования  фирменного стиля включает в себя следующие этапы:

2. На следующем этапе, опираясь на рекламно-маркетинговые исследования, формируется идея, которая является основой для всего стиля. Основная идея должна выражать образ компании. Какими бы замечательными ни были его отдельные элементы, они теряют смысл и становятся бесполезными, если не объединены одной идеологией. Фирменный стиль является составной частью имиджа компании. Приступая к проектированию, необходимо учитывать имидж компании, как ее представить потребительской аудитории – веселой или грустной, современной или консервативной и т.д. Идея фирменного стиля должна быть адекватна имиджу фирмы. Подходы к формулировке идеи могут быть разные. Но в любом случае стиль можно считать успешным, когда он передает суть компании, ее характер, философию, миссию, ценности, ее кредо, принципы работы и этические приоритеты, статус компании и т.д.  Все эти моменты расписываются в техническом задании. В нем определяются идеология фирмы и требования по разработке к фирменному стилю. На основе технического задания, создается техническое предложение, в котором более подробно описывается перечень работ и включает конструкторскую документацию.

3. Следующим этапом является создание основных элементов фирменного стиля на основе технического предложения. Проектирование графических решений включает в себя эскизный проект (зарисовки, наброски, эскизы); технический проект – совокупность документов, которые должны содержать окончательные технические решения и, непосредственно, рабочий проект, в который входит разработка всех элементов фирменного стиля, согласно всем техническим требованиям.

4. Следующий этап - сертификация товара. Это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Все вышеперечисленные этапы проектирования неразрывно связаны между собой и несут в себе основу для создания фирменного стиля.

Подводя общий итог, необходимо отметить значимость соблюдения этапов процесса проектирования фирменного стиля. Основными составляющими которого являются –  уникальный образ, идея фирменного стиля; подготовительные операции, сбор информации, создание технической документации с требованиями к процессу проектирования; разработка логотипа, товарного знака, фирменного блока, выбор фирменных цветов и шрифтов, корпоративного героя, и описания, как, куда и каким образом должны наноситься элементы стиля, на какие носители.

При учитывании  правил разработки фирменного стиля, принципов креатива в создании любого проекта или товара, можно добиться больших результатов в сфере графического дизайна, и создавать успешные фирменные стили,  которые будут отвечать всем требованиям  клиентов.

Список используемой литературы

1. Пoдopoжнaя, Л. B. научная статья «Фирменный стиль: его функции и основные элементы» / Л.В. Подорожная

2. Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь /  Б.А. Райзберг , Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева— М.: ИНФРА-М.2-е изд., испр., 1999. - 479 с.

3. Стефанов, С.И.Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника / С.И. Стефанов.— М.: Гелла-принт, 2004. — 320 с:

4. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org