Студентка 51ГД группы Мартынова Ю.В.
Институт филологии, истории и искусств Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), Украина
Институт экономики и управления Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), Украина
Влияние цветовой гаммы на психологическое состояние человека при разработке фирменного стиля
Фирменный стиль представляет собой набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство восприятия товаров, его основная цель – закрепить в сознании потребителей положительные эмоции, связанные с оценкой качества продукции, ее безупречности, высокого уровня обслуживания и обеспечить узнаваемость предприятию и его продукции. Цвет – один из компонентов общего образа фирмы, важнейший элемент фирменного стиля, делающий его элементы привлекательными, запоминающимися, позволяющими оказать сильное психологическое воздействие на человека.
Исследованиями в направлении цветологии и дизайна занимались: У. Бер, И. Гете, И. Иттен, Л. Миронова, Л. Подорожная и другие, тем не менее, дополнительного рассмотрения требует вопрос влияния цветовой гаммы на психологическое состояние человека при разработке фирменного стиля, изучение которого и явилось целью данной публикации.
Психология цвета действует независимо от моды на всех людей одинаково. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленными в определенной культурной традиции символическим смыслом. Для оформления словесного и графического товарного знака выбираются определенные цвета, которые в сочетании с другими элементами фирменного стиля создают запоминаемый образ. Компания «Билайн», проводя ребрендинг, основной акцент сделала на сочетание цветов черного с оранжевым, хотя эти цвета и считаются агрессивным; «Мегафон» ориентируется на запоминаемое, но не агрессивное сочетание зеленого цвета с белым. Также нужно обращать внимание на форму цветовых пятен в логотипе, так как одни цвета поглощают форму, такие как желтый или белый, другие ею поглощаются, такие как синий или черный.
Ученые сделали выводы о воздействии цвета на восприятие информации:
- черный цвет – способен настроить на меланхолию, в полиграфической рекламе его лучше не использовать (кроме шрифтов и таблиц);
- красный – ассоциируется со страстью, силой, стремлением, волей, чувственно воспринимается как аппетит, эмоционально – желание, временная категория – настоящее, имеет самое сильное действие на психику потребителя;
- синий – подразумевает авторитетность, ответственность и уравновешенность, связь с окружающими, объединение, считается цветом верности;
- коричневый – цвет земли, означающий серьезность, негатив, тоску, угнетенность, указывает на эмоции, непосредственно связанные с организмом, крайне редко употребляется в разработке логотипов, чаще всего только в сочетаниях с другими цветами;
- зеленый – освежающий и успокаивающий, цвет ума, весны, юности, целеустремленности, чувственно воспринимается как терпкость, эмоционально – гордость, по оптическим характеристикам – наименее утомляет;
- желтый цвет – свет солнца, интеллекта, веры, легкость, священность, настраивает на коммуникабельность, производит впечатление легкости и радости, выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость, освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений, символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья, направлен в будущее, рвется вперед – к новому, современному, развивающемуся, чувственно воспринимается как пикантность, эмоционально – полная надежд изменчивость.
Темные цвета оказывают более глубокое воздействие на человека. Существуют также цвета престиж: черное с белым и золото с серебром.
При выборе цвета нужно также учитывать и национальное восприятие, так как разные культуры трактуют символику цвета по-разному: в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный – честность, а белый цвет в отличие от общепринятого Европой и Америкой символа чистоты, мира и святости ассоциируется с подлостью, лживостью, трауром.
При разработке цветового решения логотипа желательно избегать многоцветия: чем больше цветов, тем сложнее добиться равновесия и гармонии слишком пестрый логотип хуже запоминается и может выглядеть раздражающе для восприятия; затраты на рекламно-сувенирную продукцию в случае многоцветного логотипа значительно возрастут. Для лучшего восприятия фирменного стиля или отдельного логотипа, цветовая гамма должна состоять не более чем из трех цветов, причем эти цвета должны сочетаться между собой не только в цветной печати, а так же в черно-белой. Всегда хорошо смотрится два цвета в логотипе, так как это стильно, качественно и логотип легче запоминается. При использовании нескольких цветов, градиентных заливок, теней, полутонов теряется практичность логотипа.
Тема влияния цветовой гаммы в формировании фирменного стиля на психологическое состояние человека очень интересна и волнует ученых многих специальностей, так как в первую очередь, цвет, который мы выбираем, может многое сказать о характере человека, состоянии его здоровья, страхах, особенностях восприятия. Разумеется, такие реакции происходят на бессознательном уровне. В своей книге «Учении о цвете» И. Гете писал: «цвет – продукт света, вызывающий эмоции». Концепция цвета, выработанная им звучит как: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света – желтый. Это основные цвета, из них происходят остальные. Цвета могут оказывать физическое и психическое воздействие. Психическое воздействие возникает при долгом взгляде на определенный предмет, физическое считается мимолетным.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: с помощью выбора определенного цвета можно управлять отношением потребителя к фирме, а создавая необходимую цветовую среду в фирменном стиле, можно вызвать требуемые эмоции и желание приобрести рекламируемый товар. Влияние цвета на человека используют многие мировые бренды для продвижения своей продукции. Цвет влияет на принятие человеком решений, на их изменение. Психологическая реакция на какую-то ситуацию может возникать под воздействием цветовых решений. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Материал тезисов может быть полезен для студентов дизайнеров, менеджеров, изучающих маркетинг и особенности разработки фирменного стиля.
Литература
1. Бер У. Что означают цвета / Бер У. – Р.-на-Дону: Феникс, 1997. – 48 с.
2. Гете И. Учение о цвете / Гете И. – М.: Либроком, 2013. – 82 с.
3. Иттен И. Искусство цвета / Иттен И.; пер. с нем. Л. Монаховой. – М.: Изд. Д. Аронов, 2000. – 96 с.
4. Миронова Л. Цветоведение / Миронова Л. – Минск: В. шк., 1984. – 57 с.
5. Подорожная Л. Фирменный стиль: его функции и основные элементы / Подорожная Л. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2012/01/17/firmennyjj_stil_funkcii_jelementy.html.