Зинюк О.В.
Исследование этнических элементов дизайна обуви c целью стимулирования сбыта
Исследование этнических элементов дизайна обуви
c целью стимулирования сбыта
-->Проблемы современного обувного рынка показывают недостаточность стандартных способов продвижения обуви на рынке. С целью формирования спроса и стимулирования сбыта проведено маркетинговое исследование, которое основывается на выделении в действующем ассортименте обуви этнических элементов ее дизайна. Выделенные элементы отвечают модным тенденциям и в тоже время являются характерной особенностью национальной обуви различных исторических этносов.
Актуальность проведенного исследования заключается в том, что на современном обувном рынке сформировался достаточно устойчивый спрос на этничность. [1]. Этнический стиль рассматривается не как имитация традиционной обуви, а как сплав из деталей, рисунков, способов кроя, методов декоративной отделки, характерных для одного или нескольких этносов. Этнический стиль привлекает потребителей экзотичностью, самобытностью, разнообразием вариаций, возможностью создавать индивидуальный неповторимый образ [2].
В качестве объекта исследования выбрана женская обувь в связи с наибольшим разнообразием ее видов, форм и элементов отделки. К основным модным тенденциям женской обуви можно отнести следующее: в моде господствует разнообразие – ретро и этно-стиль, восточные мотивы, агрессивное милитари и женственная классика [3].
Для формализации наиболее характерных элементов модной обуви ее популярные виды, формы деталей верха и низа, материалы и отделка [4] сведены в табл. 1, где показаны также присвоенные им классификационные коды для последующего создания аналитических баз данных.
Таблица 1. Формализация модных тенденций в обуви
обуви |
Конструктивные особенности, материалы, декор |
Классифи-кационный код |
Сапоги |
Сп | |
Уг | ||
Ботфорты (сапоги выше колена) |
Бф | |
Ботильоны |
Бо | |
Туфли |
Тф | |
Балетки |
Бл | |
Мокасины |
Мк | |
Эспадрильи |
Эд | |
Плетеные |
Пл | |
Сабо |
Открытая пяточная часть, закрытый носок |
Сб |
Кроксы |
Кр | |
Клоги |
Кг | |
Сандалии |
Сн | |
Вьетнамки |
Вт | |
Конструктивные особенности, материалы, декор | ||
Шнуровка |
Шн | |
Открытая носочная часть |
Он | |
Ремни, обвивающие голень |
Рг | |
Высокая платформа и танкетка |
Пп | |
Кружево и его имитация из кожи |
Кж | |
Трикотажные и тканые материалы для верха |
Тр | |
Меховая отделка |
Мх | |
Декор (аппликация, вышивка, принты, аксессуары) |
Дк |
В связи с проведением исследования с целью популяризации обуви как элемента этно-дизайна на российском интернет-рынке, представляется целесообразным провести анализ этнического состава России для включения в базу исследования национальных особенностей обуви народов, имеющих большую долю в национальном составе России. В связи с тем, что покупатели обуви в Интернет из Москвы составляют порядка 50% [6, 7], представляется целесообразным проанализировать также этнический состав Москвы.
Вышеперечисленные модные тенденции современной обуви (табл. 1) имеют исторические корни в различных мировых регионально-исторических культурных общностях (табл. 4). Наличие большого количества литературы и интернет-ресурсов по этнической обуви приводит к отсутствию необходимости в данном исследовании подробно рассматривать историю возникновения элементов этно-дизайна, в связи с чем в табл. 4 приведена только краткая характеристика конструктивных и декоративных особенностей обуви со ссылкой на соответствующий источник информации. В соответствии с классификационными кодами модных тенденций обуви (табл. 1) в табл. 4 выведен составной классификационный код рассматриваемых этнических особенностей, в который введено также кодирование страны (табл. 3) для возможности дальнейшей формализации и обработки данных.
Таблица 3. Классификационные коды этнических групп и стран
Страна (этнос) |
Код страны |
Страна (этнос) |
Код страны |
Австралия |
Ав |
Испания |
Ис |
Азербайджан |
Аз |
Италия |
Ит |
Америка |
Ам |
Китай |
Кт |
Армения |
Ар |
Народы севера |
Нс |
Белоруссия |
Бр |
Россия |
Рс |
Голландия |
Гл |
Татарстан |
Тт |
Греция |
Гц |
Турция |
Тр |
Грузия |
Гр |
Узбекистан |
Уз |
Египет |
Ег |
Украина |
Ук |
Израиль |
Из |
Франция |
Фр |
Индия |
Ин |
Япония |
Яп |
В табл. 4 показаны наиболее характерные исторические конструкции обуви, а также современная реконструкция элементов этно-дизайна в модных тенденциях. Поиск обуви с модными этническими элементами в соответствии с классификационными кодами (табл. 4) проводился в популярных интернет-магазинах, таких как «Wildberrie», «MBT», «Streetstore» [8], доступных по ценовому диапазону (от 2 до 7,5 тыс. руб.) для населения со средним уровнем дохода.
Таблица 4. Модные элементы дизайна в этнической обуви
Код вида обуви |
Конструктивные особенности, материалы, декор |
Код страны, этническое название |
Истори-ческая форма |
Современная реконструкция |
Код конструкции |
Сп |
Мягкая конструкция, мех внутрь |
Ав [9]Угги Гр [9] |
АвСпУг ГрСпУг | ||
Сп |
Мех наружу, декор |
Нс [10] Унты Нс [10] Пимы |
НсСпМх НсСпМхДк | ||
Сп |
Внутренний чулок с орнаментом |
Рс [11] Скифские Тт [12] Сарык Нс [10] |
РсСпТрДк ТтСпТрДк НсСпТрДк | ||
Сп |
Вязанные сапоги-чулки с орнаментом |
Ар [13] Аз [11] Джораб Гр [11] |
АрСпТр АзСпТр ГрСпТр | ||
Сп |
Аппликация из кожи |
Рс [11] Сафьяновые Тт [12] Читек Тт [12] Ичиги |
РсСпДк ТтСпДк ТтСпДк | ||
Сп |
Вышивка |
Ин [14] Уз [13] Аз [13] |
ИнСпДк УзСпДк АзСпДк | ||
Сп |
Выше колена |
Ис [10] Ботфорты Гц [11] Персикаи Гр [13] Мхедрули |
ИсСпБф ГцСпБф ГрСпБф | ||
Сп |
Голенища из кружева |
Фр [11] |
ФрСпКж | ||
Сп |
Шнуровка |
Гц [11] |
ГцСпШн | ||
Сп |
Шнуровка, открытый носок |
Гц [11] Эндромисы |
ГцСпШнОн | ||
Бо |
Аппликация или вышивка |
Рс [11] Ук [11] Черевички Фр [13] |
РсБоДк УкБоДк ФрБоДк | ||
Бо |
Шнуровка, открытый носок |
Ит [13] Calceus |
ИтБоШнОн | ||
Тф |
Плетеные |
Рс [14] Лапти |
РсТфПл | ||
Тф |
Крепление на голени |
Рс [14] Лапти с онучами Ук [11] |
РсТфПлРг УкТфПлРг | ||
Тф |
Туфли поверх чулок |
Бр [11] Чувяки |
БрТфТр | ||
Тф |
Овальная вставка |
Ам [14] Мокасины |
АмТфМк | ||
Тф |
Декор (разнообразный) |
Фр [13] Кт [11] Лотосы Ин [10] Моджари |
ФрТфДк КтТфДк ИнТфДк | ||
Тф |
Прообраз балеток |
Фр [13] Ин [10] Джутти |
ФрТфБлДк ИнТфБлДк | ||
Тф |
Подошва из веревок |
Ис [10] Эспадрильи |
ИсТфЭд | ||
Сб |
Деревянные башмаки |
Гл [14] Клоги, Кроксы |
ГлСбКг ГлСбКр | ||
Сб |
Платформа |
Ит [13] Chopines |
ИтСбПп | ||
Сб |
Каблук, закрытый носок, декор |
Ит [14] Мюлес Ар [13] Солер Ар [13] Католикоса Тр [13] Аз [11] Чарых |
ИтСбДк АрСбДк АрСбДк ТрСбДк АзСбДк | ||
Сн |
Подошва, прикрепленная к стопе ремнями |
Ит [10] Solea Гц [11] Из [10] Наалаим (обувь Иисуса Христа) |
ИтСн ГцСн ИзСн | ||
Сн |
Спец. крепление для большого пальца, декор |
Ин [13] Чаппалы Ег [13] Яп [10] Вьетнамки Яп [10] Дзори |
ИнСнВтДк ЕгСнВтДк ЯпСнВт ЯпСнВт | ||
Сн |
Крепление ремнями на голени |
Ит [13] Гладиаторы |
ИтСнРг | ||
Сн |
Платформа |
Гц [11] Котурны Тр [10] Каб-каб Ин [14] Падуки Яп [14] Гэта, Окобо |
ГцСнПп ТрСнПп ИнСнВтПп ЯпСнВтПп |
Анализ данных, показанных в табл. 4, дает возможность сделать следующий вывод: ряд этнических особенностей обуви имеют конкретное историческое происхождение и ассоциируются с одним этносом, например: Россия – валенки, Америка – мокасины и т.д.; тогда как большинство конструктивных этно-особенностей дизайна обуви присущи довольно большому количеству этнических групп, обладая при этом некоторой конструктивной спецификой и названием, например: Италия, Египет, Израиль, Греция – сандалии; Голландия, Франция, Армения, Турция, Азербайджан, Индия – сабо и т.д.
Анализ результатов поиска этно-элементов в современной обуви показывает, что большинство этнических традиций национальной обуви находит свое отражение в современных конструкциях, что дает возможность акцентировать внимание потребителей на этнических особенностях обуви, посредством чего достичь повышение спроса через удовлетворение таких потребностей, как самовыражение и индивидуализм покупателей, а также повысить их историческую информированность.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки сайта интернет-магазина, популяризующего современную обувь как этнический элемент костюма.
Литература
1. Рычкова Н.В. Этно-стиль // ТубаНур: сайт. 2012. URL: http://alsu-vahi.ya.ru/replies.xml?item_no=7260.
2. Этнический стиль // Энциклопедия моды: сайт. 2012. URL: http://wiki.wildberries.ru.
3. 2013 Biggest Women's Shoe Trends – Bye Bye Platforms? // SQUIDOO: сайт. 2012. URL: http://www.squidoo.com/shoe-trends.
4. Spring/Summer 2013. Footwear Trends // MILLIONLOOKS: сайт. 2012. URL: http://www.millionlooks.com/trends/shoe-trends/spring-summer-2013-footwear-trends/.
6. Российский рынок интернет-торговли: магазины одежды, обуви, аксессуаров. Аналитический обзор компании РосБизнсКонсалтинг // РБК. Исследования рынков: сайт. 2012. URL: http://marketing.rbc.ru .
7. Национальный состав населения Российской Федерации (по итогам переписи 2010 года) // Федеральная служба государственной статистики: сайт. 2011. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population.
8. Интерент-магазины обуви: «Wildberrie» // Wildberries: сайт. 2012. URL: http://www.wildberries.ru. «MBT» // MBT: сайт. 2012. URL: http://www.mbtshoes.ru. «Streetstore» // Streetstore: сайт. 2012. URL: http://streetstore.ru.
9. History of Ugg Boots // FANPOP: сайт. 2011. URL: http://www.fanpop.com/clubs/ugg-boots/articles/8875/title/history-ugg-boots.
10. The bata shoe museum // THE BATA SHOE MUSEUM: сайт. 2009. URL: http://www.batashoemuseum.ca/collections/permanent/china/index.shtml.
11. История обуви // История обуви: сайт. 2010. URL: http://www.obuv-it.ru/index.php/home/10-istoriya-obuvi.
12. Татарская обувь, ичиги, читек, сапоги. // Chitek: сайт. 2011. URL: http://chitek.livejournal.com.
13. История обуви – от древности до наших дней // ПРЕТИЧ: сайт. 2010. URL: http://www.pretich.narod.ru/History/Ne-voshed/obuv-kavkaz.htm.
14. Virtual Shoe Museum. Ethnic Shoes. // Shoe Icons: сайт. 2011. URL: http://eng.shoe-icons.com/collection/ethnic.htm.