Ишуткина К.А.
К вопросу о теоретическом содержании финансирования культуры
Научный руководитель: д.э.н. Крутова И.Н.
Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Россия
К вопросу о теоретическом содержании финансирования культуры
-->Сам термин финансирование означает - обеспечение денежными средствами, финансами на осуществление, развитие чего-либо.
Для решения вопроса теоретического содержания финансирования культуры следует рассмотреть сущность финансов и раскрыть, что включает в себя сфера культуры.
С течением времени содержание экономической категории «финансы» менялось [2]. Происхождение слова «финансы», предположительно, из средневековой латыни, где были распространены следующие слова finatio, financial также financiapecuniaria, обозначающие обязательные денежные платежи. Происхождение же данных выражений идет от слова finis, которое подразумевало срок уплаты.
Затем под финансами стали понимать совокупность принудительных платежей в пользу монарха, государства, публично-правового союза.
С момента появления термина «финансы» в отечественной литературе он также трактовался как совокупность доходов государственной казны. В современной отечественной науке под финансами понимают денежные отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованных (на уровне государства) и децентрализованных (на уровне предприятий и населения) фондов денежных средств.
Современную трактовку финансов в западной школе дает Л. Гитман (LawrenceGitman): «Финансы - это искусство и наука управления деньгами. Финансы включают процессы, институты, рынки и инструменты, имеющие отношение к движению денежных средств между населением, фирмами и правительствами».
Финансы изучаются не только экономической наукой. В юридической науке: финансы - это совокупность фондов денежных средств, мобилизуемых и используемых государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций, по поводу которых возникают финансовые отношения. Т.е. в юридической науке под экономическое определение финансов существует термин финансово-правовые отношения.
Прослеживая историю термина финансы, рассмотренную выше следует заметить, что в экономической науке первоначально под финансами также понимались фонды денежных средств. Но, в современной экономической науке данному определению соответствует термин финансовые ресурсы, а финансы представляют собой движение денежных фондов.
Таким образом, целесообразно дать следующее определение: финансы – это процесс движения денежных фондов в виде их образования, распределения, использования в целях осуществления задач государства, удовлетворения потребностей предприятий, населения, по поводу которых возникают финансовые отношения.
Финансирование соответственно обеспечение финансами какой-либо сферы, т.е. создание всех возможных условий для реализации процесса движения денежных фондов.
Понятие "культура" является столь широко трактуемым термином, что практически невозможно дать такое определение, которое бы полностью исчерпало содержание данного понятия [3]. Слово "культурa", происходит от латинского - "возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание".
Можно выделить два аспекта для понимания культуры: ценностный и научно-описательный. В первом варианте культура представляет собой духовную ценность стандартов и норм, которые признаются обществом, как положительные. Во втором варианте культурой является результат человеческой жизнедеятельности, который представлен в результатах культурной деятельности, т.е. культурных благах, удовлетворяющих культурные, духовные потребности человека или общества в целом.
Однако существование множества определений, в которых делается акцент на некоторые его аспекты и особенности, приводит к размытости границ понятия культуры. Л.Якобсон дает следующее определение сферы культурa: "социально-культурная сферa включает культуру и искусствo, здравоохранение, народноe образование, физическую культуру и социальноe обеспечение". Данные отрасли, по его мнению, объединяет непосредственное воздействие на человеческую личность. По мнению Г.Л. Тульчинского: "сферa культуры это субъекты культурной деятельности (учреждения культуры, творческиe союзы и др)".
Определение "сфера культуры" охватывает следующее содержание: это область сoздания, сoхранения, передачи культурных ценностей (идей, знаний, представлений, эстетических ценностей). Сферa культуры в экономическом понятии может быть раскрытa как область действия, в рамках которой осуществляется деятельность субъектов, создающих материальныe и нематериальныe благa, удовлетворяющие культурные, духовные потребности человека или общества в целом.
Деятельность в сфере культуры не может быть раскрыта только с экономической точки зрения. Необходимo учитывать возможность ее общественного признания, и поэтому она имеет социально-экономический характер.
Социально-экономическая характеристика культуры требует научно обоснованного системного подхода к ее анализу. Это подразумевает всесторонний анализ проблем в данной сфере, раскрытия составных частей культуры, раскрытия взаимосвязей между ними, а также диалектического взаимодействия с окружающими условиями.
Системный анализ, позволяет представить сферу культур как взаимосвязанную совокупность подсистем и элементов, объединенных единой целью - осуществление культурной деятельности.
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, а также создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющие культурные, духовные потребности человека или общества в целом.
Результат деятельности в сфере культуры это конечный продукт в виде культурных ценностей и культурных благ.
Культурные ценности – это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие свойствами, которые могут удовлетворить культурные потребности людей (нравственныe и эстетическиe идеалы, образцы и нормы поведения, национальныe традиции и обычаи, произведения культуры и искусствa, и др.).
Культурныe благa - условия и услуги, предоставляемые субъектами культурной деятельности для удовлетворения населением своих культурных потребностей.
Считать сферу культуры как самостоятельную систему допускает наличие у нее следующих признаков:
-единая цель и назначение у всех ее элементов;
-сочетание государственного начала в регулировании с самостоятельностью элементов;
-всеобъемлющий характер сферы и неоднородность в составе элементов;
-наличие взаимосвязи между элементами сферы культуры.
В экономическом содержании сфера культура относится к непроизводственной или нематериальной сферe производствa, и соответственно включенa в общую систему экономических отношений, которые подчиняются общим экономическим законам, действующим в данном обществe.
Однако, особенность функционирования отрасли культуры и искусствa в рыночных условиях заключается в том, что экономические модели рыночной экономики, работающие в сфере материального производства, могут бать не работоспособны для духовного производства, к которому относится сфера культуры.
В науке есть концепция, согласно которой применение к сфере культуры рыночных отношений может привести к резкому снижению качественного уровня культуры и искусства, а также к деградации духовного и нравственного потенциалa человекa и обществa в целом. В начале ХХ века Артуро Пигу выдвинул теорию «провалов рынка», согласно которой есть определенная область экономического пространства, где отношения частной собственности невозможны, а частнопредпринимательская деятельность бессмысленна.
В противовес данной теории, многие ученые-экономисты доказывали необоснованность данной теории ограничивающей рыночные отношения в сфере культуры.
В реальности, современные рыночные отношения не могут быть в чистом виде частнопредпринимательскими [1]. Даже страны с развитой рыночной экономикой подвержены регулированию государства. Поэтому описанные выше «провалы рынка» в основном связаны с неграмотным государственным регулированием, нечетким законодательством.
Однако есть и приверженцы кардинальных рыночных изменений в культурe, которые считают, что деятельность в сферe культуры возможна лишь тогда, когда в ее основе лежат чисто рыночные отношения. Проблема качества культурных услуг, по их мнению, решится автоматически за счет наличия или отсутствия спроса потребителей на данные услуги.
Безусловно, в каждой из данных теорий есть рациональноe зерно. Поэтому наиболее правильным видится сочетание как рыночных, так и внерыночных механизмов регулирования.
Государственное регулирование и соответственно финансирование сферы культура имеет свои особенности: в одних секторах осуществляется прямоe государственноe финансирование и регулирование, в других - работают чисто рыночныеe отношения, в третьих - действуют через общественныеe и некоммерческиеe организации. Безусловно, главным субъектом культурной политики является государствo. Онo владеет наибольшим объемом ресурсов в этой сферe, а также обладает разнообразными управленческими и властными рычагами и структурами.
Мировой опыт финансирования, поддержки и развития сферы культуры позволил выделить три основных типа (модели) финансов культуры в зависимости от механизмa ее финансирования [4]:
1. «Романский» тип (например, в Италии, Испании, во Франции) - финансирование государством (централизованно).
2. «Германский» тип (например, в Германии и стран Скандинавии) - средствa государства объединяются с иными привлекаемыми средствами и через независимые или местные структуры (методом «длинной руки»).
3. «Англо-американский» тип – финансирование осуществляется за счет благотворительности и спонсорства, но с государственным регулированием.
Для России характерен второй тип финансирования культуры.
Если финансы представить в виде процессa движения денежных фондов для достижения определенных целей, то данный процесс состоит из нескольких этапов.
На первом этапе процессa, вырабатывается своя цель, раскрывающая специфику управляемого объекта (сферы культура) его собственные цели и общественные потребностей в его результатах (культурные ценности и культурные блага).
На втором этапе процесса происходит анализ ситуации. Ситуация подразумевает определенное состояние управляющей системы, которое оценивается относительно цели ее деятельности. Анализ ситуации связан с выявлением реального состояния объекта управления (сферы культура), определения отрицательных тенденций и противоречии в развитии объекта управления.
Заключительным этапом будет принятие и реализация решения к объекту управления (сферы культура), в результате которого, можно будет сделать вывод об эффективности управления (удовлетворение культурных, духовных потребностей человека или общества в целом).
Таким образом, проанализировав понятие финансов, сферу культуры дадим определение финансирования культуры. Финансирование культуры – это создание всех возможных условий для реализации процесса движения денежных фондов в виде их образования, распределения, использования в целях осуществления деятельности субъектов, создающих материальные и нематериальные блага, удовлетворяющие определенные культурные, духовные потребности человека или общества в целом, способствующие сохранению и развитию культурных ценностей, по поводу которых возникают финансовые отношения.
Литература:
1. Абанкина Т. В. Развитие государственно-частного партнерства в сфере культуры / Т. В. Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2010. – № 2. – С. 5-17.
2. Рахимов Т.Р. Денежное обращение, финансы и кредит: учебное пособие / Т.Р. Рахимов, А.Б. Жданова, В.В. Спицын. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 204 с.
3. Филипсон О. Г. Менеджмент в социально-культурной сфере. Основы теории и практики: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств. - Казань: Изд-во «ГранДан», 2003. – 187 с.
4. Шевчук В. А. Международные финансовые институты: политика в секторе экономической инфраструктуры. – М.:АНКИЛ, 2009. – 104 с.