Кыдырбаева Э.О.
Благотворительность и меценатство в предпринимательской деятельности
Что касается мировой практики благотворительности, в Европе и в США их разделяют исторические ценности и сложившиеся жизненные уклады населения. В Европе к семейным традициям подходят очень тщательно. Европейские бизнесмены зарабатывая капитал как правило думают на много поколений вперед. Тем самым они стараются все деньги оставить в семье даже при отсутствии наследников. Другая важная особенность в том, что в Европе капитал накапливался веками и там не было шальных и случайных денег. В Америке же был быстрый и бурный рост в результате которого люди моментально становились очень богатыми.
К примеру, в конце 19 века, разбогатевшие американцы считали своим долгом открыть что либо буквально на пустом месте. Тот же университет Вандербильта, который получил имя своего основателя. В той же Англии мы не увидим такого университета, тем более созданного на частные деньги. В Европе среди бизнесменов принято подключаться уже к известному, сложившемуся университету или другому объекту, чем что создавать с нуля.
Здесь, конечно, прослеживается дух американского пионера, когда было принято осваивать новые территории, создавать все с нуля, Так же они относились и к музеям, библиотека и благотворительным фондам. И тут следует искать причины в американской истории.
Пионерами американской благотворительности по праву считаются Карнеги и Джон Рокфеллер. Но история не ограничивается этими тремя именами и можно выделить три следующие стратегии: основание фондов, накопление различных ценностей с последующей их передачей в общественное пользование и основание различных профилирующих учреждений.
Накопление ценностей приводило к открытию музеев и общественных библиотек. Благодаря такому способу именно в Америке появилась одна из самых лучших коллекций старинных английских произведений. Собрал ее железнодорожный магнат Хантингтон.
Основание различных просветительских учреждений в виде университетов. Так появился на свет знаменитый Стенфордский университет.
Американский опыт благотворительности показывает что данная деятельность требует таких же деловых навыков и знания рыночных механизмов как любой бизнес [3].
Ограничивая или не поощряя благотворительность (не предоставляя налоговых льгот), государство укрепляет свои позиции. У него есть два пути: первый дать возможность гражданам обобществлять и распределять по своему усмотрению часть подлежащих обобществлению средств, второй поставить экономического субъекта в такое положение, когда он вынужден осуществлять благотворительность среди принудительных (налоговых) форм обобществления.
Сегодня в Казахстане используется несколько модернизированный второй путь: государство рассматривает некоторую часть благотворительных пожертвований в качестве доходов благополучателя и облагает этот «доход» налогами. В современных условиях благотворительность и меценатство как знак «социального статуса» входит в набор моральных обязанностей, принимаемых тем или иным индивидом вместе со статусом. Так как принятие статуса осуществляется добровольно, то такого рода «благотворительность и меценатство» выступает в качестве морально-статусной нормы.
Список литературы:
1. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь справочник от А до Я/ Авторы – составители: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. – 256 с.
2.Вопросы Социального обеспечения: общественно – информационный журнал М.: Издательство «Взаимопомощь», 2010.– 49 с.
3.http://www.upmerf.ru/