Кенжетаева А.Ж., Лим И.М., Шамовский Н.Н.
Краудфандинг как социальное явление
КРАУДФАНДИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
-->Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd - «толпа», funding - «финансирование») - это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей - помощь пострадавшим от стихийных бедствий, поддержка со стороны болельщиков, поддержка политических кампаний, финансирование стартап-компаний и малого бизнеса, создание свободного программного обеспечения, получение прибыли от совместных инвестиций и многого другого.
Изначально должна быть заявленная цель, определена необходимая денежная сумма, составлена калькуляция всех расходов, а информация по ходу сбора средств должна быть открыта для всех.
На сегодняшний день такой способ финансирования проектов набирает всё большую популярность у разработчиков. И это неудивительно, ведь у краудфандинга масса плюсов: нет необходимости искать инвестора, который единовременно выплатил всю необходимую сумму для проекта, также более проста и зачастую более выгодна система возврата средств.
Что касается возврата средств вкладчикам, то здесь всё оговаривается заранее, относительно суммы вложений. К примеру, разработчик новой компьютерной игры размещает несколько фиксированных сумм: 20USD, 50USD и 100USD. Человек, пожертвовавший 20USD, получит фирменную футболку с логотипами игры и разработчика, за 50USD, помимо футболки, имя пожертвовавшего внесут в список разработчиков игры, а за 100USD в день официального выхода, вкладчик получит специальное коллекционное издание игры, которое невозможно будет купить в магазине.
Несколько важных особенностей краудфандинга: во-первых, просители никогда не несут ответственности за качество или вообще существование обещанного продукта или сервиса. Во-вторых, соответствующие сервисы забирают себе определённый процент от пожертвований (а также, по некоторым сведениям, часто дополнительно прокручивают деньги до того, как перевести их адресату) - то есть краудфандинг сам по себе бизнес, причём не обременённый вообще никакими стартовыми расходами.
В настоящее время, суммы, которые можно использовать через краудфандинг значительно возросли. В 2012 году проекты создания видеоигр Double Fine Adventure и Wasteland 2собрали по USD 3 336 371 и USD 3 040 299 через краудфандинговый сайт Kickstarter. Взносы сделали более 87 000 человек.
Kickstarter на сегодня является самым популярным сайтом для краудфандинга. Тот, кто хочет получить финансирование, должен зарегистрироваться и разместить описание проекта на Kickstarter. Kickstarter содержит рекомендации, какие проекты будут приняты.
Владелец проекта должен указать срок и минимальное количество средств, которое необходимо собрать. Если проект не собрал нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются жертвователям. Деньги собираются с помощью Amazon Payments, инициатору проекта требуется счёт в американском банке.
Kickstarter берет 5% от привлечённых средств; Amazon взимает дополнительные 3-5%. В отличие от многих форумов по сбору средств или инвестиций, Kickstarter не претендует на право собственности на проекты и работы, которую они производят. Тем не менее, проекты, осуществляемые на сайте, сохраняются и доступны для общественности. После того, как финансирование проектов завершается, загруженная информация и материалы не могут быть отредактированы или удалены с сайта.
Если рассматривать главные проблемы и препятствия в разработке программ и видеоигр, то среди них непременно будет нехватка средств и отсутствие подходящих инвесторов. Краудфандинг, в свою очередь, позволяет легко собрать достаточную, а зачастую и намного большую, сумму для реализации своего проекта.
К тому же, во время сбора средств, с вашим проектом познакомится большое количество пользователей со всего мира - что будет очень хорошей рекламой. То есть, после сбора средств и завершения проекта, ваше приложение не будет требовать такого интенсивного продвижения, как если бы оно создавалось по традиционной схеме. Можно сказать, что еще одна проблема в разработке приложений, пусть не полностью, но частично решена.
Для бизнеса у краудфандинга есть несколько минусов. Такой способ инвестирования малого бизнеса проигрывает с другими, более традиционными способами, такими как получение займов в микрофинансовой организации или кредитование в банке. Кроме того, в связи с тем, что основная технология сбора средств происходит с помощью интернета, шанс получить финансирование есть только у проектов интересных для прогрессивных аудиторий. И основной минус - это полная непредсказуемость результатов сбора средств таким способом.
Литература:
1 П. Вырупаев. Краудфандинг. Что это и зачем он нужен? crowdpublish, 2013