Бекзат А. Б.
Особенности организаций Финансирование в сфере культуры
магистрант, Казахского Университета технологий и Бизнеса
Особенности организаций Финансирование в сфере культуры
-->Понятие "культура" трудно определить однозначно. Существует великое множество формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Во многих определениях есть фраза, что культура – это картина мира. Мы понимаем культуру, как что-то, неразрывно связанное с духовной и творческой деятельностью человечества. Понятия морали, этики и нравственности также неотделимы от общепринятого понимания культуры. Безусловно, культура является важнейшей составляющей жизни любого общества.
Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. Во-первых, культура – это сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Во-вторых, культура – ценностное отношение к реальности. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы. В данной работе культура рассматривается с точки зрения первого аспекта и согласно его определению.
Культура — необходимое условие существования всякого общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Немыслимо представить современное общество, в котором не уделяют должного внимания сфере культуры. Необходимым для развития культуры является ее финансирование.
Финансовая поддержка искусства в основном лежала на плечах государства. Учитывая экономическую и политическую ситуацию в нашей стране в девяностые годы, очевидно, что финансирование культуры было далеко не первоочередной задачей правительства. В те годы значительно сократилось бюджетное финансирование культуры и средств массовой информации. За 2002-2007 годы сумма средств, отчисляемых из бюджета РК на поддержку и развитие культуры, уменьшилась на 40% и сокращалась волнообразно.
Сокращение расходов бюджета на культуру сопровождалось задержками выплат и, в конечном счете, невыполнением принимаемых решений о размерах финансирования.
При хроническом недофинансировании культура была обречена на медленное угасание. Тяжелыми социальными последствиями грозило продолжение принятия нереального бюджета, когда более двух третей предусмотренных бюджетом средств не попадали в сферу культуры, когда в ее учреждениях отключали за неуплату коммунальных платежей электричество, отопление и телефон, а нищенская зарплата творческих работников не выплачивалась по нескольку месяцев. А ведь именно на культуре во многом держалось тогда хрупкое равновесие российского общества.
Большинство учреждений культуры, в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия Казахстана, оказалось в тяжелейшем положении. Не менее половины памятников – в аварийном состоянии. Около 15 тысяч построек могли полностью разрушиться в ближайшие 10 лет. Работа по пополнению музейных собраний произведениями прошлых лет была почти прекращена, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов. Сложилось тяжелейшее положение с обеспечением сохранности библиотечных фондов и пополнением их новыми изданиями. Почти 90% издаваемых в Казахстане книг отсутствовали в библиотеках, резко снизились поступления иностранной научной литературы. Даже Казахстанской национальной библиотеках они уменьшились в два раза, что могло нанести ущерб национальным интересам нашей страны, поскольку усугубляло ее отставание. В освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождало информационный дефицит в науке, образовании и, в конечном счете, в экономике.
В то же время культура не являлась и сферой, привлекательной для вложения средств. Финансирование искусства ставили в один ряд с благотворительностью. Только кинематограф получал хоть какое-то внимание со стороны инвесторов, в то время как арт-рынок и театр оставались незамеченными. Несмотря на опыт европейских стран, где финансовая поддержка культуры всегда являлась не только престижной, но и прибыльной, в Казахстане с трудом верили в финансовую привлекательность вложений в произведения искусства и отказывались вкладывать деньги без гарантированной отдачи.
Однако, экономическая обстановка в нашей стране за последние 10 лет стала более стабильной, и потому у людей вновь проснулся интерес к искусству. В последние годы ситуация начала меняться, инвесторы, наконец-то, стали уделять внимание культуре и начали верить в прибыльность инвестиционных проектов в этой сфере. На самом деле, вложения такого рода могут принести не меньший доход, чем вложения в фондовый и валютный рынки. А специалисты, как отечественные, так и зарубежные, с полной ответственностью называют искусство одним из самых прибыльных способов вложения капитала.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику функционирования учреждений культуры;
3. Дать характеристику нормативно-законодательной базы регулирования расходов на культурные учреждения;
4. Рассмотреть особенности финансирования расходов бюджета на культуру;
5. Рассмотреть специфику спонсорской поддержки и меценатства в условиях рыночной экономики;
6. Изучить особенности процесса финансирования в зависимости от области деятельности организации в сфере культуры;
Литературы
1. Бабич А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы / А.М. Бабич, Е.В. Егоров. - Казань, 1996. - 242 с.- Библиогр.: 241с.
2. Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности / Г.М. Галуцкий. - М.: Ассоц. экономики, 2006. - 225 с., табл.
3. Гурвич М.М. Финансовое обеспечение культурной деятельности в США / М.М. Гурвич // Институты финансирования культуры: Опыт зарубежных стран / РАН. Ин – т междунар. экон. и полит. Исслед., Ин – т социальной экономики; отв. ред. А.Я. Рубинштейн. – М., 2010. – 194 с.
4. Гусейнова Н. Финансовые проблемы британских музеев / Н. Гусейнова Панорама культурной жизни зарубежных стран / РГБ. – 2008. – 85с.