Литвиненко В. Т.
Репрезентация государственности в условиях становления и развития социальной политики
Государство – это более категоричная и неизменная форма определённого этапа его существования с присущими ему – формой правления, национально-государственным и административно-территориальным устройством, политическим режимом, т.е. когда речь идёт о статической характеристике его без учёта эволюции и стадий развития. В этом контексте можно дать характеристику как государству – Древней Руси, Руси, разделённой на Белую, Малую и Великую, Российской Империи, Советскому Союзу, России, существующей в настоящее время.Государство как и государственность, как известно, так же исследовалось на протяжении всего периода своего существования. Вышеуказанный автор так охарактеризовал его в своих трудах: «Государство, - поясняет он, - есть высшая форма общежития, высшее проявление народности в общественной сфере. В нем неопределенная народность собирается в единое тело, получает единое отечество, становится народом. В нем верховная власть служит представительницей высшей воли общественной, каков бы ни был образ правления. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает, таким образом, твердый порядок в обществе» [3, c.368].
Таким образом, государственность в современных условия трансформации и модернизации социальной политики – это характеристика государства с учётом эволюционных и динамических процессов и, прежде всего в интересах общества, социальных групп, личности.
Сущностью же государственности является исследование государства как процесса динамического, связанного с изменением либо части существующего внутригосударственного порядка либо замены его в целом и возможные последствия можно прогнозировать при тщательном анализе этого феномена.
Государственность это продукт человеческой деятельности, и соответственно, все процессы в политической, экономической, социальной, культурной жизни, в межэтнических отношениях, воздействия на общественное и индивидуальное сознание, связаны с человеческим фактором.
Наглядным примером характеристики государственности и её сущности является выведенное историком – географом Л.Н. Гумилёвым, каковым он себя называл, понятие «пассионарности: «Пассионарность – это стремление действовать без всякой видимой цели или с целью иллюзорной….» [5, с.5].
В качестве пассионариев, т.е. лиц склонных к поведению в виде пассионарности Л.Н. Гумилёв выделил Александра Македонского, Корнелия Суллу из Рима, Наполеона, которые, как нам известно, оставили неизгладимый след в истории человечества.
По словам вышеуказанного учёного: «Она присутствует абсолютно во всех исторических процессах. Если её нет, то процессы не идут…..» [6, с. 7].
Функции же государственности заключаются в том, чтобы рассмотреть протекающие процессы в более развёрнутой форме, более детальном и подробном анализе этих явлений с целью более точного прогнозирования будущего, предвидения возможных последствий.
Общая нестабильность, частичная утрата значимости традиционных ценностей, отсутствие господствующей идеологии, плюрализм идеологических установок и норм, увеличение социальной поляризации не могли не отразиться на динамике общественного и индивидуального сознания. Поэтому чрезвычайно важно проанализировать изменения, которые произошли в последние годы в сознании людей, в том числе в их мнениях о моделях будущего, общественном идеале» [7].
Вышеприведённое суждение ещё раз подчёркивает особую значимость государственности в процессах становления нового общества, но не в виде априори, а знаний полученных из предшествующего опыта и при правильном применении его к настоящему.
Так, Де Голль во Франции, Аденауэр в Германии, Хатояма в Японии — условия, в которых им пришлось совершать переход от довоенной цивилизационной парадигмы к цивилизации второй половины ХХ века с её отказом от огромных социальных экспериментов, с правами человека, новыми педагогическими концепциями и концертами типа Life Aid, не настолько ужасны, как у нас. Их страны были разрушены, города разбомблены, экономики истреблены. Кроме того, Аденауэр так вообще руководил страной, проигравшей мировую войну. И, тем не менее, консерваторам удалось в короткий исторический срок не только возродить экономику и промышленность, но и изменить отношение населения к миру, отношение к себе. Помочь населению найти самоидентификацию, помочь поверить в то, что оно работящее, талантливое и умеет устраиваться в этой жизни.
Государственность, как особый, жизненно важный инструмент для мирового сообщества необходим и всегда требует к себе особого отношения при его использовании, в том числе и в решении межнациональных и религиозных конфликтов. К примеру, нерешенность этноконфессиональных проблем может стать важным фактором дестабилизации в государстве.
В этом контексте достаточно показательно, что после Второй мировой войны, когда Косово в очередной раз вернули в состав объединенной Югославии, Иосип Броз Тито запретил изгнанным сербам возвращаться в Косово во избежание столкновений на национальной почве. Экс-премьер-министр Словацкой Республики в 1991–1992 гг. Ян Чарногурский, противник Косовской независимости, тем не менее, следующим образом квалифицирует конфликт в Косово: «Спор о принадлежности края выходит за рамки территориального и политического конфликта, поскольку в его основе лежит эмоциональное восприятие противоборствующими сторонами своих национальных и культурно-исторических идентичностей» [8, с.7].
Государственность по своему содержанию весьма многообразна, многоаспектна и сложна, особенно если это касается сохранения целостности и безопасности государства и это подчёркивают политологи различных стран независимо от политического дискурса государства, гражданами которых они являются.
Литература:
1. Лев Тихомиров, «Монархическая государственность» © http://apocalypse.orthodoxy.ru/ == Каталог православных ресурсовв ==
2. Б.Н. Чичерин [«Опыты по истории русского права», С. 369
3. Б.Н. Чичерин [«Опыты по истории русского права», С. 368
4. Государство / Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство «Publishers». 1993. С. 65-70.
5. Л.Н. Гумилёв Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008 С.5.
6. Л.Н. Гумилёв Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2008 С.6
7. www.fom.ru/reports/frames/of014201.html.)
8. Авксентьев В. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы // Stavsu.ru. 2002. С. 7-8.