Задворная Е.В., Гринь А.С., Оленич Я.Н.
Формирование гражданского общества и социальная политика под призмой трансформации социума
Для стран, находящихся в условиях системной трансформации, сильное гражданское общество выступает неким идеалом, а независимые от государства общественные организации, многие из которых ранее находились к нему в оппозиции, стали трактоваться в качестве своеобразных школ демократии. Постсоветские страны находятся в трансформационном состоянии уже на протяжении более двадцати лет и значительны результатов этой трансформации никто не наблюдает. Более того, экономические показатели не зависимой Украины отличаются, в меньшую сторону, от показателей после распада Союза в 1991 году. Данный факт не может не волновать, что и представляет собой актуальность данного исследования.Хорошо, когда государство имеет большой ВВП и нестареющее население, и полную занятость населения. В такой идеалистической экономике фактически нет нужды в социальной политике. Однако жизнь наша отличается от идеализированной жизни в «богатой и здоровой» экономике, в дополнение к частным товарам в ней присутствуют «опекаемые блага», производство которых нуждается в бюджетных ресурсах. Важность исследования заключается в изучении отличий, между теоретическим идеалом и реальной ситуации [3].
Для достижения желаемой цели можно выделить следующие задачи исследования:
- изучение теоретических постулатов формирования гражданского общества;
- анализ проблематики становления гражданского общества на примерах развитых западноевропейских стран, в которых достаточно высокий уровень развития гражданского общества, способного влияния на решения государственного аппарата;
- сформулировать необходимость мотивирования населения СНГ для достижения развития гражданского общества;
- разработка необходимых мероприятий для достижения мотивирования населения.
Ведущими исследователями данной сферы смело можно назвать: К.Маркса, Г.Гегеля, А. де Токвиля, Ш.Монтескье, А.Смита, И.Канта, Д.С.Милля и прочих. Благодаря их исследованиям и трудам, у нас есть возможность преобразовать социум в лучшую сторону.
Теоретическое осмысление гражданского общества и его практическое применение, особенно среди мыслителей шотландского Просвещения, в полной мере относятся к XVIII в. При этом принципиальное значение имеет категория "цивилизованное общество". Оно опирается на стихийное развитие взаимоотношений между индивидами, объединенными для достижения общих целей, а также на принципы и традиции в рамках данного сообщества, предполагающие уважение права, или законопослушание.
Наиболее развернутый анализ понятия и практики гражданского общества, его взаимодействия и соотношения с государством дает Гегель, рассматривающий его как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках государства [1].
Концепция современного гражданского общества оказалась не только действенной в борьбе с деспотизмом, но и может стать инструментом критического анализа современных демократических институтов и самого государства. С этой концепцией связанно создание нового идеала, способного заменить устаревшие идеалы, включая государство всеобщего благосостояния, модернизацию, социализм и национализм.
С учетом всего вышеизложенного, на взгляд авторов, можно утверждать следующее. Во-первых, современное гражданское общество, установившее партнерские отношения с государством, способно поставить его под свой контроль. В нем возможность его членов реализовать свои права и обязанности дополняется способностью государства обеспечить безопасность общества и отдельных граждан. Во-вторых, это общество, которое контролирует не только государство, но и богатство страны, общество с развитыми партнерскими отношениями между обществом, государством и экономикой.
На примере не зависимой Украины, реальное воздействие на экономическое развитие страны оказывают преимущественно власть и бизнес. С трудом формирующееся гражданское общество остается в положении "стороннего наблюдателя". В этом заключается одна из основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие страны, поскольку именно "сторонний наблюдатель" составляет и представляет большинство ее населения.
Литература:
1. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 228.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 4. М., 1986. С. 137.
3. Федотова В. Г. Европейский "третий путь" и его символическое значение для России и других стран // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, N 1, с. 3-18