Кошкина О.В.
Казахстанко-Британский технический университет, Казахстан
Перспективы исламского финансирования в Казахстане
Оценкой процесса развития занимаются эксперты в Казахстане института ИФ и определили его как поступательно – умеренный. ИБР (Исламский Банк Развития) пришел на этот рынок в конце девяностых годов. К середине двухтысячных начинается активное привлечение в банки (БВУ) инвестиционных фондов. Несколько компаний появляются в последние два года он базируются на исламских финансовых продуктов. К таким банкам относиться «Al Hilal» банк, компания «Fattah Finance» – оказывающая брокерские услуги, «Такафул» – являющаяся страховым обществом халалного страхования и еще небольшая группа консалтинговых компаний. Инвестиционный акционерный паевой фонд под названием «Хадж-Фонд Казахстана» оказывает услуги халалного сбережения средств.
При насыщенности экономической системы инвестиционного финансирования позволяет сделать ее устойчивой, но приводит к увеличению экономических циклов. Есть необходимость в экономических гарантиях не только убытков и прибыли, а и рисков. ИФ имеет возможность, благодаря своей специфике имеют возможность убытки и риски после распределения списывать, не осуществляя их накопление. В привычном для нас банке в случае накопившихся убытков очень велика вероятность банкротства. Отсюда, чем выше часть исламского финансирования в финансовом секторе, тем экономика будет устойчивее ее цикличность увеличиться по срокам и уменьшится по масштабам колебаний.
Еще одно важное достоинство, которое присуще системе исламского финансирования, особенно исламским банкам, разделение рисков. Но в этом случае исламский банк имеет свою часть и может претендовать на существенные вознаграждения при получении прибыли по сравнению с традиционными банками. Технически исламские банки скорее модно позиционировать с инвестиционными банками. Поэтому основным недостатком исламских банков в Казахстане это несоответствие управленческих инвестиционных методов управления с их техническими проектами. По его мнению, исламские банки должны работать как инвестиционные банки, а именно заниматься максимальным развитием проектного управления и осуществлять непосредственное участие в финансируемых проектах. Но они имеют постоянное желание иметь страховку от рисков и предъявлять массу требований и ограничиться финансированием только тех проектов, где прослеживается гарантия прибыли. В исламских банках требования намного завышены по сравнению с традиционными банками. Зачастую это не имеет соответствия с уровнем рисков которые исследуются, скорее всего это связано с тем что исламские банки не умеют управлять в качестве инвесторов в финансируемых проектах.
Для Казахстана развитие ИФ дает целый ряд существенных потенциальных преимуществ для привлечения финансирования. Привлечение денежных средств от исламских стран позволяет Казахстану стать лидером в регионе стран ОИК. Огромная территория, громадные ресурсы, грамотность населения и еще ряд прочих параметров, по которым можно судить о том, что Казахстан намного опережает прочие страны ОИК. Они готовы предоставить Казахстану инвестиции, но выставляют условия по эффективности использования этих средств. Это означает построение долгосрочных приоритетов по странам и качественную реализацию данных приоритетов, а именно минуя коррупцию и прочие отрицательные явления.
Развитие исламского банкинга поддерживается на государственном уровне, уже создана правовая основа для деятельности исламских банков и организации исламского финансирования. Закон, принятый в феврале 2009 года, способствует выходу на казахстанский рынок крупных игроков. В республике уже функционируют организации, деятельность которых соответствует принципам исламского финансирования. Так, зарегистрирована первая исламская брокерская компания. На уровне глав государств Казахстана и Арабских Эмиратов была достигнута договоренность об открытии первого в Казахстане исламского банка «Аль-Хиляль» с объемом финансирования не менее миллиарда долларов. Чем же Казахстан привлекает восточных инвесторов и инвестиции? Ведь попытка запустить исламский банкинг предпринималась и десять, и пять лет назад, но только сейчас все сдвинулось. Есть несколько обстоятельств. Во-первых, есть не просто познавательный интерес, а практическая заинтересованность исламских банков инвестировать средства на новых для них рынках. Во-вторых, налицо подтвержденная делом готовность Казахстана создать такую финансовую инфраструктуру, которая отвечает традициям, нормам исламского банкинга. Например, помимо уже перечисленного, на Казахстанской фондовой бирже выделен отдельный список компаний, деятельность которых не противоречит принципам шариата. Важный фактор – имидж Казахстана на международной арене как страны растущей, реализующей национальные и инфраструктурные проекты, работающей в соответствии с правилами мирового рынка. Исламские инвесторы также ориентируются на страновые рейтинги, рейтинги компаний, банков. Есть общепризнанные международные правила игры на рынках, которых придерживаются все без исключения страны, вне зависимости от географии. Например, исламские банки, так же как и западные, рейтингуются. Язык рейтингов, листингов понятен для финансистов, для них это всеми принимаемая оценка надежности, стабильности, ответственности.
На первом этапе в рамках исламского банкинга финансироватся проекты, реализуемые под патронатом ФНБ «Самрук-Казына». И сумма в миллиард долларов складывается именно исходя из портфеля фонда (около 50 проектов), который представлен на рассмотрение партнерам из Арабских Эмиратов. Эта сумма может быть и больше. По официальным данным в планах на ближайшее время привлечь в рамках исламского банкинга до десяти миллиардов долларов под реальные инфраструктурные или реализуемые при поддержке ФНБ проекты. Не исключено, что Аль-Хиляль банк будет первой ласточкой и вслед за ним придут другие исламские банки и финансовые институты. Но возможно, именно этим банком будет освоен весь объем финансирования. Однако уровень так называемого потребительского кредитования останется не охваченным исламским банкингом. Но необходимо время. Расценивать исламский банкинг необходимо как альтернативный и долгосрочный вид банковской деятельности, который существенно расширит возможности, доступность для казахстанцев новых финансовых услуг. Однако не следует забывать, что это абсолютно новая для нас сфера, поэтому мы движемся в этом направлении постепенно, осваивая ее малыми шагами. Вместе с партнерами – Исламским институтом исследований ИБР – разрабатывается своего рода «дорожная карта» развития исламского финансирования. Она будет предусматривать учебу, формирование инфраструктуры, институтов исламского финансирования, пользовательской культуры. Ей, как всему новому, следует учиться. Клиентом исламского банкинга может быть любой клиент, вне зависимости от расы, пола, вероисповедания. Исламский банкинг не ставит ограничений, обусловленных этими характеристиками клиента. Девиз исламского банкинга – улучшить мир, способствовать укреплению мира, помочь развивающимся странам подняться на новую ступень развития, решать, в том числе и в масштабах планеты, вопросы улучшения экологии, образования, социальных задач. Другое дело, что при исламском финансировании есть ряд запретов, проистекающий из учений ислама, но понятных и поддерживаемых многими религиями. Например, запрет на финансирование производства алкоголя, оружия, терроризма. В целом же исламская финансовая система строится на запрете взимания процента. Исключается возможность проведения спекулятивных сделок. Принципы исламского финансирования основаны на доверии, честности, справедливости, определенности и транспарентности между участниками сделки. Отличительной его чертой является наличие совета экспертов шариата при каждом исламском банке. Совет экспертов существует для того, чтобы решать, соответствуют ли деятельность и операции банка законам шариата. Исламское финансирование имеет и ряд преимуществ. Бесспорное преимущество – разделение рисков между участниками сделки, что обеспечивает исполнение обязательств ими всеми. В целом исламские финансовые отношения содержат следующие основные запреты: Riba – ростовщичество – запрет на ссудный процент с долга; Gharar – неопределенность – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого, и неопределенность в контракте; Maisir – азарт – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств. Невозможны сделки с запрещенными товарами, услугами. Бай ал-Кали би ал-Кали – продажа долга за долг, например, продажа форвардного контракта с отсрочкой платежа за него. Возникает закономерный вопрос на чем же зарабатывают исламские банки. Особенность в том, что их прибыль формируется за счет вложения средств в различные проекты. При этом заключается договор о партнерстве, в соответствии с которым партнеры несут риски и разделяют прибыль или убытки от проектов пропорционально вложенным средствам. По этому принципу, в частности, будут финансироваться и проекты ФНБ «Самрук-Казына». Таким образом, ответственность за прибыльность проектов и возвратность инвестиций несут обе стороны контракта, тем самым обеспечивая его исполнение. Банки не могут привлечь средства для рефинансирования своих прежних займов, это противоречит принципам исламского финансирования: это продажа долга за долг.
Разберем чем же еще обусловлен интерес Казахстана к исламскому банкингу, и что это дает стране в перспективе. Основной акцент нужно делать на стратегической важности наличия альтернатив при финансировании экономики. Сегодня не нужно никого убеждать в том, что безальтернативность порой становится синонимом безысходности. Мировой финансовый кризис это наглядно показал. Вероятно, будь у большинства стран доступ к исламскому финансированию, многие вопросы, например, финансирование реального сектора, строительства во многих странах, а также и у нас могли бы решаться не столь болезненно. Не случайно и европейские страны в наступившем столетии также стали все более активно обращаться к средствам исламских банков. В частности, понятие «исламское финансирование и банкинг» достаточно прочно закрепилось в развитых государствах. Большой интерес к исламскому финансированию проявляют и немусульманские страны. Так, большую популярность исламский банкинг получил в США, Великобритании, Германии, Франции и других западных странах. Так в 2004 году в Германии были выпущены первые исламские облигации. В августе 2004 года Агентство финансового надзора Великобритании дало разрешение на открытие первого в стране Исламского банка Британии. В Великобритании Cordoba Financial Group запустила новые банковские карточки Master Card, функционирующие согласно принципам шариата. Многие крупнейшие банки мира также заинтересованы в исламском финансировании, открыв для своих клиентов так называемые исламские «окна», через которые предлагается ряд финансовых продуктов, соответствующих шариату. Казахстан пошел по иному пути, отказавшись от исламских «окон», развиваем отдельный сегмент финансового сектора – полноценный исламский банкинг. То есть эти примеры показывают, что исламские финансовые организации функционируют наряду с традиционными финансовыми организациями. Так же развивается, с учетом принципов шариата, и рынок исламских ценных бумаг. В 2003 году произошел крупнейший в истории выпуск сукука (долгосрочные и среднесрочные ценные бумаги, обеспеченные материальными активами, выпущенные по законам шариата) Катаром (Qatar Global Sukuk), общей стоимостью в 700 миллионов долларов, в 2006 году – первый выпуск сукука амери канским заемщиком (сделка East Cameron Gas Company).
Внедрение в стране принципов исламского финансирования будет способствовать развитию экономических связей с иностранными государствами. Казахстан привлечет инвесторов из мусульманских стран, которые теперь смогут инвестировать не только путем прямого финансирования, но и осуществлять портфельные инвестиции в акции компаний, находящихся в официальном списке Казахстанской фондовой биржи. Кроме того, приток инвестиций из мусульманских стран поможет экономике Казахстана справиться с недостатком ликвидности в краткосрочной перспективе и будет способствовать развитию экономики в долгосрочной.
Литература: Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты / Под ред. Р. Беккина. – М.: Андалус, 2004. Мировой рынок исламского финансирования //http://rfca.kz/uploads/islfin/ Mirovoy RynokIslamskogo Finansirovania.pdf