Международный экономический форум 2010

Даниленко О.В. Академия труда и социальных отношений

Прошлое и настоящее российской благотворительности

Авторы статей о благотворительности используют множество различных трактовок и определений этого явления. Но все они, так или иначе, жестко связаны с действующей социо-культурной моделью развития общества – каждое определение благотворительности отражает культурную норму той эпохи, в которой оно было сформулировано.

Благотворительность (1891 г.) - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.[1]

Благотворительность (2000 г.) - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.)[2]

В этих определениях благотворительность описывается через два различных понятия: «сострадание» т.е. совместное страдание – соучастие, и «материальная помощь» т.е. откуп. Важно отметить, что оба этих подхода одинаково ценны для общества, и не могут оцениваться по шкале «лучше-хуже». В современном обществе одновременно существует множество подходов к благотворительности и каждый жертвователь самостоятельно определяет для себя форму и срок участия в благотворительных акциях. Свободное волеизъявление является базовой ценностью любой благотворительности, но ее реализация для гражданина и корпорации несколько отличается. Частная благотворительность является неотъемлемой частью характера человека, его воспитания, корпоративная входит отдельным элементом в ценности бренда компании. В первом случае благотворительность управляется эмоциями и культурными императивами, во втором подчиняется законам развития бренда. Частная благотворительность может быть изменчива и импульсивна, корпоративная должна быть стабильна и долговременна.

История развития благотворительности в России. Для того, чтобы понять на каком этапе сегодня находится российская корпоративная благотворительность, необходимо проследить основные исторические этапы ее развития в связке с значимыми событиями отечественной истории.

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси[3]. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему - на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим».

В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках.

Великий князь Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях.

После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.

По указанию Ивана IV были изданы специальные законы, направленные на оказание помощи нуждающимся. В короткое время был создан ряд благотворительных учреждений, финансируемых как из государственной казны, так и за счет частных пожертвований. Милосердие и благотворительность стали основными ценностями православия: монастыри и церковные приходы содержали больницы, приюты, школы для сирот, библиотеки, организовывали бесплатные обеды.

Накануне Рождества и Пасхи, в ознаменование военных побед или рождения наследников, царь со свитой посещал тюрьмы и богадельни, где раздавал милостыню. Примеру царя следовали приближенные, духовенство, знатные горожане. Алексей Михайлович занимался благотворительностью не от случая к случаю: в царском дворце на полном обеспечении постоянно жили богомольцы, юродивые, странники.

Видным московским благотворителем был близкий советник царя Алексея Михайловича – Федор Ртищев. Он первым в России предпринял попытку объединить частную благотворительность с государственной. Во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-1656 годы) Ртищев организовал ряд больниц для раненых солдат, причем не только русских, но и пленных польских и шведских. На личные и государственные средства он выкупал русских солдат из плена. По его инициативе на улицах Москвы подбирали калек, немощных, старых и даже пьяниц, и свозили их в специальные дома, где лечили или содержали до конца жизни.

В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество – Воспитательное общество благородных девиц. В 1775 году императрица учредила Приказы общественного призрения – прообразы органов социальной защиты. Эти учреждения должны были организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое. Каждому Приказу из государственной казны выделялись 15 тысяч рублей, которые разрешалось выдавать под проценты. Сумма увеличивалась за счет частных пожертвований.

Частные лица поощрялись за устройство благотворительных заведений. При Екатерине были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для подопечных Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин.

В советский период все социальные функции взяло на себя государство в лице партийного аппарата. Корпоративная благотворительность перестала существовать т.к. все предприятия были национализированы. Частная благотворительность сузилась до дружеской поддержки и касс взаимопомощи.

В конце XX века отношение к благотворительной деятельности претерпело серьезные изменения. В последнее десятилетие XX века в связи с произошедшими кардинальными экономическими изменениями, повлекшими за собой формирование «Новых русских» и, как следствие, резкое расслоение населения на имущих и неимущих, тема благотворительности в России вновь стала актуальной. Однако основной проблемой благотворительности в современной России, является недоверчивое, а порой и враждебное отношение к благотворительности со стороны общественного мнения. “Люди думают: вы заработали нечестные деньги, а теперь какие-то копейки даете на благотворительность, пытаясь откупиться от праведного народного гнева”, – описал эту ситуацию председатель совета директоров консорциума “Альфа-групп” Михаил Фридман.

При этом на фоне неблагополучия большинства граждан нашей страны объем благотворительности со стороны богатых людей и крупных компаний очень незначителен. По данным исследования, проведенного российским Форумом доноров[4], 55% опрошенных в 40 городах России никогда не слышали о специализированных благотворительных организациях, работающих в России, и лишь 2% опрошенных сталкивались лично с этими организациями. Кроме того, 59% населения ждет помощи в решении своих проблем от государства. Многие люди настороженно относятся к иностранным благотворительным организациям. 16% населения считают иностранные фонды шпионскими организациями.

К сожалению, большинство благотворительных организаций, с начала 90-х гг. создаваемых у нас в стране, не выполняли заявленных ими функций. По данным различных юридических фирм, оказывающим услуги по оптимизации налогов, около 80% всех благотворительных фондов в России служат инструментами для различных оффшорных операций. Настоящих действующих благотворительных фондов, по данным экспертных опросов, около 5% от общего числа подобных организаций в нашей стране.

Сегодня, российские благотворители, по оценке исполнительного секретаря российского Форума доноров Натальи Каминарской, тратят в год около USD1,5 млрд. Как подчеркивает Каминарская, вклад российских некоммерческих организаций в ВВП страны составляет где-то 1,2%. Однако эти богатые пожертвования производит весьма ограниченное количество людей, компаний и фондов. В тоже время в США, богатые филантропы тратят не больше USD50 000–100 000 в год. И это считается гигантским взносом. Однако средства жертвуют многие, включая людей небогатых. Поэтому, по данным Фонда доноров, на Западе вклад некоммерческих организаций в ВВП составляет до 10–15%. В России не развита массовая благотворительность, которая держится не на деньгах десятка богачей, а на инициативе множества граждан.

В последние два-три года отношение к некоммерческим организациям, корпоративной благотворительности и частно-государственному партнерству меняется довольно существенно. Доказательством этому служит принятая в 2009 году Концепция развития благотворительности РФ.[5]

В этой концепции государство зафиксировало основные направления содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности в России. Положения концепции направлены на поддержку благотворительной и добровольческой деятельности граждан, в частности: расширение налоговых стимулов для участия граждан в благотворительной деятельности, формирование культуры участия в благотворительной и добровольческой деятельности, а также расширение моральных и иных стимулов для участия в добровольческой и благотворительной деятельности, содействие распространению корпоративных программ поддержки благотворительной и добровольческой деятельности, а также реализации организациями принципов социальной ответственности бизнеса, в том числе распространению корпоративной социальной отчетности.

В целях содействия развитию институтов благотворительности предусматривается включение в законодательство Российской Федерации о благотворительной деятельности некоторых дополнений, в частности предлагается выделить как приоритетные направления поддержки: социальную реабилитацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание безвозмездной юридической помощи гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения; безвозмездное изготовление и распространение социальной рекламы; содействие развитию научно-технического творчества молодежи; содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций.

Концепция предполагает расширить перечень областей деятельности некоммерческих организаций, гранты на поддержку которых не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль благотворительных организаций. Уделяется большее внимание развитию эффективных механизмов участия благотворительных организаций в деятельности органов управления государственных и муниципальных учреждений, а также иных некоммерческих организаций, являющихся получателями благотворительной и добровольческой помощи.

Одним из важнейших положений Концепции, дающим новый импульс развитию программ корпоративной благотворительности, является узаконенная возможность осуществлять формирование и пополнение целевого капитала некоммерческих организаций через пожертвование ценных бумаг и недвижимого имущества.

Особое внимание предлагается уделить развитию института социальной рекламы. Предполагается в ближайшее время четко разграничить в законодательстве Российской Федерации понятия "реклама" и "социальная реклама", обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности, проведение исследований для определения приоритетных и актуальных тем социальной рекламы, способов их подачи и оценки эффективности.

Предусматривается предоставление широкой информационной и консультационной поддержки благотворительным организациям и иным участникам благотворительной деятельности. В этой связи предполагается обеспечить целенаправленное распространение в средствах массовой информации материалов о благотворительной и добровольческой деятельности, благотворительных организациях и добровольцах, а также содействовать формированию понимания общественной значимости и престижности благотворительности и добровольчества.

Реализация данной концепции позволит в ближайшие три-четыре года существенно расширить сферу благотворительной деятельности в России и положительно повлияет на увеличение доли публикаций на эту тему. Словарь Брокгауза и Эфрона, 1891 Большой энциклопедический словарь, 2000 г. Российская благотворительность, Информационный центр «Благотворительность в России», http://www.infoblago.ru Взгляд на современную российскую благотворительность с точки зрения донорских организаций, Н.Г.Каминарская, Форум Доноров, 2008 Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 1054-р, http://www.government.ru