Международный экономический форум 2010

Кузьмина Е. М. Научный руководитель: Нестеренко Л. А. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Корпоративные развлечения и их роль в формировании корпоративной культуры предприятия

Разные сферы человеческой культуры — искусство, наука, военное дело и другие — тесно связаны с различными игровыми формами. И хотя наука управления персоналом сравнительно недавно стала развиваться в Украине, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что без корпоративных игр невозможно обойтись ни одной из компаний, стремящихся к выстраиванию корпоративной культуры высокого уровня, поскольку корпоративные игры могут служить для достижения ключевых целей управления персоналом.

Целью написания данной статьи является выявление степени влияния корпоративных развлечений на персонал предприятия, сплоченность коллектива, а в конечном итоге и на корпоративную культуры предприятия в целом.

Среди основных целей корпоративной игры выделяют: создание и развитие команды; проведение досуга; получение сотрудниками престижа, почета или вознаграждения; поднятие рабочего настроения коллектива; обучение сотрудников [2. c. 47].

Во многих компаниях такие развлечения для сотрудников устраивают давно в целях организации совместного досуга, приносящего максимальное удовольствие и развлечение. Мероприятие, проведенное в игровой форме и соответствующим образом оформленное, имеет огромное эмоциональное воодушевляющее воздействие на персонал. Сотрудники всегда рады побыть в неформальной обстановке вместе, что дает им время для более тщательного знакомства и установления тесных дружеских отношений. Кроме того, разного рода конкурсы дают возможность сотрудникам повысить собственную самооценку, предоставив возможность выделиться в коллективной среде личными результатами. Кроме того, через неформальное общение появляются общие интересы, осуществляется продуктивный обмен мнениями по поводу различных рабочих моментов и лучшей организации труда.

Еще одной вполне очевидной целью игры является получение новых знаний. Расширение знаний сотрудников о чем-либо происходит в компаниях, как правило, через процесс обучения. Распространенными формами обучения являются лекции, семинары или тренинги. Но, как показывает практика некоторых компаний, проводить обучение можно «оригинальным способом» — через игру. Дело в том, что обучение взрослых происходит по особым законам, а именно — по законам Э. Торндайка:

І закон «Закон готовности» (испытывать потребность; чувствовать желание; испытывать интерес; понимать и принимать получаемую информацию);

ІІ закон «Закон эффекта» (ничто так не обеспечивает эффект, как успех в ходе игры);

ІІІ закон «Закон практики» (практика приводит к совершенству; практика мотивирует обучающихся; необходима обратная связь во время обучения; необходимо достаточное время для практики) [1].

Иногда игра служит просто для поднятия настроения сотрудникам. Так, в ряде коммерческих компаний сотрудникам в пиковые дни продаж дарят конфеты или небольшие сувениры. По словам руководителей отделов по работе с персоналом этих компаний, такие действия особенно необходимы сотрудникам в сложные трудовые будни, когда они работают с отдачей 150% и, безусловно, очень устают. Подобная акция очень похожа на игру, на самом деле есть настоящая благодарность сотрудникам за хорошо выполненную работу. Даря сувениры, компания заботится о настроении сотрудников, которым напрямую определяется их дальнейший вклад в работу в последующие дни.

Как показывает опыт крупных предприятий, среди которых группа компаний «Luxury Homes», BBDO Russia одним из наиболее эффективных и новых способов сплотить коллектив является создание «корпоративного» фильма [3. c. 27]. Участниками творческой группы могут быть, например, служба персонала — отвечает за организацию создания корпоративного фильма (поиск киносъемочной группы: режиссера, оператора и монтажера) и процесс проведения съемки и активное участие в монтаже фильма, в то время как сотрудники отдела рекламы и маркетинга — за создание сценария фильма.

Главное — это непосредственно процесс реализации съемки, состоящий из следующих этапов: определение бюджета на создание «корпоративного» фильма; составление сценария; поиск киносъемочной группы; согласование плана съемки; съемка, озвучивание, титры и музыкальное оформление; запись на DVD и тиражирование. Кроме того, «корпоративное» кино может быть тематическим (например, создание правил сервиса для всей корпорации), что позволяет разработать определенные правила и одновременно внедрить их в использование персоналом.

Задачи, решаемые в ходе подготовки и осуществления мероприятия: воздействовать на сотрудников, вызывая их групповой энтузиазм в командном взаимодействии и развивая творческий потенциал.

Все перечисленные примеры игр для персонала в той или иной степени способны: воздействовать на сотрудников и вызывать групповой энтузиазм; повышать компетенции персонала в различных областях знаний о жизни компании; мотивировать персонал на достижение отличных результатов труда; информировать руководство о настроениях и особенностях мотивации сотрудников; развивать креативность и творчество сотрудников.

Во время проведения корпоративных развлечений для сотрудников компания может передать необходимые знания и энергию, внедрять определенные ценности. Таким образом, эти мероприятия выступают основой построения корпоративной культуры компании высокого уровня.

Литература Законы научения Торндайка [Електронний ресурс]. Режим доступу: http://msk.treko.ru/show_dict_669. Пашутин С. Зачем нужны «fun развлечения» для персонала [Текст] // Управление персоналом. – 2008. - № 19. – С.46-49 Чубарь А. Внедрение новых технологий ведет к увеличению эффективности ведения бизнеса [Текст] // Управление персоналом. - 2002. - № 3. – С. 26-27