Соловьева А.
Глобализация как социальный феномен
Обычно под глобализацией понимают объективный процесс возрастания и концентрации капитала, которому все теснее и теснее становится в рамках отдельных государств, ведущей в конечном счете к формированию единой всемирной экономики.Глобализация - новый, более высокий этап на пути реализации естественноисторической тенденции к объединению человечества в условиях промышленной и постпромышленной цивилизации. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности, а равно и отношения между ними.[1, стр.156]
В процессе глобализации человечество столкнулось со стремлением со стороны развитых стран мира превратить ее в новую, более завуалированную форму колониализма. Однако при этом забывают, что нынешние страны так называемого "третьего мира" - это не то, что было в них в XVII-XVIII вв., когда осуществлялась их колонизация. Все это требует от прогрессивных сил планеты разработки своей концепции глобализации, которая исходила бы из ее объективных тенденций и в то же время учитывала бы: а) цивилизационные и формационные различия различных народов и государств, их менталитет, традиции, культуру и т. д.; б) осуществлялась бы не в интересах тех или иных стран и их корыстных интересов, а в интересах всего человечества; в) проводилась бы без применения мер насилия, а на путях взаимовыгодного экономического сотрудничества и взаимопомощи со стороны развитых стран странам слаборазвитым.[1,стр.167]
В современных условиях возникла острейшая потребность перераспределения материальных ресурсов в мировом масштабе. Такая потребность в конечном счете вытекает из закона обеспечения гармонического соответствия и равновесия всех частей социума как определенной целостной системы. Эта необходимость стала, может быть, сильнее и острее, чем это было накануне двух мировых войн и революционных преобразований. Тогда в перераспределении материальных ресурсов возникла необходимость в региональном масштабе, чем в рамках отдельных стран. Теперь такая необходимость так или иначе затрагивает все страны мира. И это естественно, так как, с одной стороны, произошло гигантское увеличение числа населения, выросли его производственный потенциал и материальные ресурсы, а с другой - уменьшились природные запасы. На этом фоне произошло резкое обострение неравномерностей между развитыми и развивающимися странами. Такая неравномерность в соответствии с законом динамического равновесия структур системы рано или поздно должна быть устранена, но только не путем насилия. Процесс глобализации совершается в условиях, когда человечество переживает глобальный конфликт в рамках способа производства всей общественной жизни.[2,стр.14]
Помимо этого, в каждом из регионов существуют свои внутренние, присущие только им специфические противоречия. Наконец, в современных условиях обострился конфликт между развивающимися и развитыми странами мира. На развитые страны ныне приходится более 83% мирового дохода и менее 23% населения. А беднейшие 20% жителей Земли едва выживают, располагая 1,4% мирового дохода.[3,стр.122]
Современное мировое развитие, с одной стороны, ведет к усилению взаимозависимости различных народов и государств, а с другой - обостряет противоречия между ними.
В современных условиях происходит не только обострение глобальных проблем, но и меняется их соотношение к коренным социальным проблемам. Если на первоначальных этапах развития промышленной цивилизации в связи с обострением внутреннего конфликта между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни на первый план выдвигались социальные проблемы и необходимость их решения, то в современных условиях происходят существенные изменения в этой области. Прежде всего, в связи с тем что в развитых странах мира в результате развития промышленной цивилизации общество продвинулось далеко вперед на пути создания условий, достойных человеческой природы и адекватных ей, сужается удельный вес социальных проблем в общем балансе общественных проблем, стоящих перед народами этих стран.
Далее, в результате обострения отношений между компонентами в рамках способа производства общественной жизни увеличивается удельный вес глобальных проблем в общем балансе проблем, которые встали ныне перед человечеством.
Наконец, все это ведет к тому, что общественные проблемы и пути их решения в современных условиях следует анализировать с учетом как тенденции, вытекающей из социальных, так и глобальных противоречий, взятых в их совокупности. В этой связи чрезвычайно важным представляется анализ того, как повлияют глобальные проблемы на решение коренных социальных проблем: ослабят они или, напротив, усилят их остроту, - и в то же время какое влияние окажет решение социальных проблем на состояние глобальных, и наоборот. Учет этих обстоятельств имеет большое принципиальное значение для анализа положения в развитых странах мира.[3,стр.137]
До сих пор единое человечество воплощалось в многообразие племен, наций, рас, государств, цивилизаций и т. д. Именно в такой форме находил свое выражение закон единства и многообразия в рамках общества. Именно таким путем обеспечивалось взаимодополнение и взаимообогащение как самих общностей, так и всего человечества как целого. Возникает вопрос: а следует ли преодолевать национальные и государственные различия между людьми? Не приведет ли это к сужению индивидуальных особенностей и многообразия процесса развития в рамках человеческой популяции в целом?
Разумеется, при всех условиях единое человечество будет выступать в многообразии своих проявлений и структурном образовании. Однако такое многообразие не обязательно должно проявляться через его демографические и государственные общности, порождающие нередко взаимные раздоры и столкновения. Исторический опыт свидетельствует о том, что формы проявления целостности через многообразие менялись на протяжении предшествующего развития. Сначала единое человечество воплощалось в родах, затем в общинах, потом в племенах, нациях и т. д.[4,стр.154]
Делая выводы из выше сказанного, можно предположит, что и в будущем единое человечество будет реализовываться в различных общностях, но и они будут основаны на иных принципах, чем до сих пор. Вероятнее всего, это будут общности, основанные на своеобразии исторических типов личности, на общности их интересов, на многообразии форм исторической деятельности людей, а не только на демографических принципах.
Список литературы
1. Иванченко В. Глобализация и общественный менталитет // Вопросы экономики.- 2001. – №12. – С. 146-150.
2. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2004. – №9. – С. 3-18.
3. Заглядин Н. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – №8. – С. 123-138.
4. Абралава А. Глобальное технологическое пространство и национальная экономика // Общество и экономика. – 2004. – №. – С. 148-153.