Борисов Г.В.
Сраффианство и марксизм: общее и различное
Публикация в 1960 г. книги П. Сраффы «Производство товаров посредством товаров» оказала значительное влияние на марксистскую теорию. Во-первых, книга Сраффы побудила ряд экономистов, в том числе Р. Мика, сформулировать трудовую теорию стоимости в терминах модели затраты-выпуск.[1; 297] Отныне трудовая стоимость получила еще одну форму выражения - через леонтьевские коэффициенты удельных затрат. Во-вторых, сраффианцы предложили еще одну модификацию схемы превращения стоимостей в цены производства Борткевича, используя специфическое условие инвариантности. В-третьих, неорикардианцы предложили альтернативный подход к решению такой типично марксистской проблемы, как эксплуатация, составив, таким образом, конкуренцию экономистам-марксистам. В-четвертых, представители неорикардианства прямо критиковали марксистов за использование трудовой теории стоимости, предлагая в качестве альтернативы подход, предложенный Сраффой, что способствовало более глубокой проработке проблем, связанных с этой теорией.
Вопрос о том, является ли сраффианское учение продолжением марксистского направления в экономической мысли остается до сих пор дискуссионным. С одной стороны, сраффианцев и марксистов объединяют ряд априорных положений, используемых в обоих подходах. Оба направления выросли из классической теории с ее акцентом на изучении факторов, действующих в сфере производства. Представители обоих подходов настаивают на объективном анализе экономических процессов и стремятся исключить из сферы анализа любое субъективистское объяснение экономических явлений. И в общепринятой интерпретации марксизма, и в сраффианстве отрицается необходимость использования аппарата спроса и предложения при анализе экономики. Их роднит схожесть теоретических моделей, используемых, например, при анализе процесса ценообразования на факторных рынках. В рамках сраффианства активно используются некоторые типично марксистские понятия, как, например, эксплуатация. Ряд современных исследователей, включающий и таких известных марксистских теоретиков, как М. Добб и Р. Мик, пришли к выводу, что сраффианский анализ полностью совпадает с марксистским подходом.[4; 564] Некоторые из ведущих экономистов-неорикардианцев, например, Х. Курц, также уверены, что подход Сраффы относится к марксистской традиции.[3; 62]
С другой стороны, сраффианство и марксизм имеют ряд принципиальных отличий, важнейшим из которых является отношение к трудовой теории стоимости и причинам появления прибавочного продукта.
Маркс принимал, что прибавочный продукт – это набор товаров, стоимость которых создается трудом рабочих, но не поступает в их распоряжение, т. е. их стоимость создается за счет неоплаченного труда. Теория прибавочной стоимости базируется на основополагающей концепции марксизма – теории трудовой стоимости, предполагающей, что товары обмениваются согласно их трудовым стоимостям, а трудовая стоимость определяется количеством труда. Возникновение прибавочного продукта у Маркса объясняется исключительно наличием прибавочного труда, причем, подобное объяснение возможно только в терминах концепции трудовой стоимости. Действительно, если трудовая теория стоимости не действует, т. е. пропорции обмена товаров определяются не только величинами затраченного на их производства труда, а и другими факторами, то и ценность прибавочного продукта, и физические количества товаров, его представляющих, будут также меняться в зависимости от величины факторов, не связанных с трудом. Таким образом, марксово объяснение возникновения прибавочного продукта неразрывно связано с концепцией трудовой стоимости.
Литература:
1. Desai, Meghnad. The Transformation Problem. Journal of Economic Surveys. Vol. 2. Issue 4.
2. Blundell-Wignall A. On Exposing the Transformation Problem. Australian Economic Papers. December 1976. P. 286-287.
3. Kurz, Heinz D. Sraffa after Marx. Australian Economic Papers. June 1979.
4. Wolff R. D., Roberts B., and Callari A. Marx’s (not Ricardo’s) “Transformation Problem”: A Radical Reconceptualization. HOPE, Vol. 14. Issue 4.