Рекламная деятельность в России в период XV–XVII вв
В конце XVI в. с началом книгопечатания в Москве у Спасской башни создается место постоянного распространения печатных и рукописных книг, летучих листков, собирается народ для обмена новостями.
Особенность: для России XV–XVII вв. характерно отсутствие регулярного массового информирования.
Информационный вакуум в средневековых русских городах заполнялся молвой, которую переносили странники, юродивые, а также сказители, исполнявшие былины, исторические песни.
Следовательно, и в русской культуре вырабатывался богатый арсенал средств идейного и эмоционального воздействия, интеграция которых необходима для рекламой деятельности.
Значительный вклад в процесс развития рекламы внесли народные картинки – лубки. Первое упоминание о них относится к началу XVII в. В их основе лежит ксилография – искусство создания гравюр на дереве. Русские народные картинки были посвящены как серьезным – религиозным и политическим, так и развлекательным, «потешным» темам. Они в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в ярких и красочных изображениях.
Осуществлялся синтез различных средств рекламной деятельности: объявление оглашалось, параллельно его суть отображалась на «картинке» и тиражировалась с подробным разъяснением происходящего.
Во времена правления Петра I все шире распространялась продукция московских и петербургских типографий. Параллельно с изданием газеты «Ведомости» активно распространялись печатные «летучие листы». Они посвящались царским указам, манифестам, историческим и календарным датам.
Петровское время характеризуется обилием знаковых вариантов рекламирования: устная речь, лубок гравюра, печатные тексты и разнообразные рекламные акции (манифестации, фейерверки).