Конфликтологические знания в истории философии - Конфликтология (Кузьмина Т.В.)
Конфликт всегда занимал одно из ведущих положений в философии, но научную разработку в рамках данной науки так и не получил. Китайские мудрецы рассуждали о противоборстве положительных и отрицательных сил в человеке и в природе. Гераклит в Древней Греции полагал, что все развитие порождается борьбой противоположностей и эта борьба необходима и неизбежна. Война как социальный конфликт всегда была в центре внимания древних философов (Геродот, Ксенофонт, Фукидид, Тацид, Платон). Платон считал, что война – это зло, но иногда она необходима даже в «идеальном государстве». Эпикур был уверен, что военные и насильственные методы когда-нибудь впоследствии заменятся миром и согласием в обществе. У философов социальное противоборство в обществе было естественным явлением, необходимо было лишь определить критерии разумности столкновений. Цицерон полагал, что война может быть «справедливой и благочестивой» либо приносить «несправедливое» насилие.
В Средние века продолжалось осмысление неизбежности войны, появляются идеи санкционирования подобных действий со стороны государства. Фома Аквинский считал, что война может быть названа справедливой. Н. Макиавелли видел источник зла во власти, влиятельных людях, в частности дворянстве. Конфликт, по его мнению, неразрывно существует с обществом и может приносить как разрушение, так и положительные моменты. Т. Гоббс считал, что стремление людей к равенству всегда приводит к войнам и порождает соперничество. Ф. Бэкон подходил к природе конфликтов в обществе стеоретической стороны и поэтому смог многое объяснить в причинах возникновения противоречий. Одной из основных причин, по его мнению, была существующая бедность и ее политическое игнорирование в обществе.
В период Нового времени преобладали знания о конфликте как особом этапе исторического развития того или иного общества. В определенный момент времени общество перестает быть равным и однородным, теряется гармония существования, поэтому возникает необходимость заключения общественного договора. Подчиняясь ему, люди вновь обретают необходимые ценности, наступает мирное существование. Г. Гегель считал, что конфликты может урегулировать только государство, так как только оно обладает действенной силой.
Позже конфликт рассматривался как неграмотное урегулирование ситуации, так как конфликт обладает лишь отрицательными функциями и тормозит нормальное развитие общества. Само понятие «конфликт» появляется в научном мире в 1970е гг.