Экономические теории неолибералов и социалистов – утопистов
Неолиберализм сформировался в 30-х г.г. 20 века как одно из основных направлений буржуазной политэкономии периода общего кризиса капитализма. Неолиберализм выступает против марксизма-ленинизма.
Социальное рыночное хозяйство, по мнению неолибералов, – идеальный тип хозяйства. Современный капитализм рассматривается как «извращенная историческая форма рыночного хозяйства». Поэтому они проповедуют принципы ордолиберального «социального рыночного хозяйства», основными из которых они считают:
- товарно-денежное хозяйство без монополий;
- свободные цены;
- конкуренцию цен и свободное ценообразование;
- частную собственность и частную конкуренцию.
Неолибералы в условиях капитализма не могли отрицать роли государства, хотя это противоречит их трактовке «свободного рыночного хозяйства». Чтобы примирить эти противоречия, либералы заявляют, что ордолиберальное «социальное рыночное хозяйство» – это не анархия производства, а гармоничное развитие, синтез между свободным и социально обязательным общественным строем.
Первые идеи утопического социализма возникли в позднее средневековье. Однако расцвета достиг в эпоху становления капитализма. Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, социалисты – утописты выступали с разоблачительной критикой капитализма. Утописты впервые указали на исторически переходящий характер капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются вечными и естественными. Развитие человеческого общества рассматривали как исторический процесс, в котором происходит смена предшествующей стадии другой, более высоко развитой. Идеи проектов утопистов: отсутствие эксплуатации, ликвидация противоположности между умственным и физическим трудом, исчезновение частной собственности. Пролетариат выступал союзником буржуазии в борьбе с остатками абсолютной монархии и феодальной эксплуатации. В то время господствовала мануфактура, а фабричное производство только зарождалось. Социалисты-утописты не видели реальных путей перехода к обществу социальной справедливости, не понимали исторической миссии пролетариата, хотя и отмечали противоположность классовых интересов. Они хотели прийти к социализму без классовой борьбы, посредством разума и гуманности.