Социалисты-утописты - История экономических учений (Роньшина Н.И.)
Западноевропейский утопический социализм
К представителям западноевропейского социализма-утопизма можно отнести таких ученых, как Клод Анри де Рубруа Сен-Симон, Роберт Оуэна, Шарль Фурье.
Эти ученые во многом согласны с классиками, например в том, что следует как можно больше развивать производство, а также новые изобретения, стремясь к научно-техническому прогрессу. Они старались выстроить модель идеального общества в своих произведениях. У каждого из них было свое представление об идеальном обществе. Главное их отличие от классиков в том, что они не признавали, а порой и критиковали частную собственность. Также они осуждали свободную конкуренцию, потому что именно в этом, по их мнению, проявляется эксплуатация, имеющая цель снизить издержки производства. Они отрицали возможность каких-либо экономических преобразований, которые приведут к лучшей жизни. Однако они все же опираются в своих трудах на идеи социальной справедливости.
Взгляды этих ученых во многом схожи, но при этом сильно отличаются друг от друга. Сен-Симон и его сторонники предлагали объединить всех в один большой коллектив. Оуэн и его последователи утверждали обратное. По их словам, человек не должен терять своей индивидуальности в громадном коллективе.
Экономические взгляды Симона де Сисмонди
Жан-Шарль-Леонар Симон де Сисмонди (1773 – 1842) – французский историк и экономист. Родился в Швейцарии, являлся одним из критиков закона Сэя и сторонников Томаса Мальтуса. Они оба практически в одно время выдвигали очень похожие идеи о капитализме и несостоятельности закона Сэя. Симон де Сисмонди – автор знаменитой двухтомной работы «Новые принципы политической экономии» («Новые начала политической экономии») (1819). Известен он также и по другим работам, таким как двухтомник «История Итальянских республик» (1807), «Литература Южной Европы» (1813).
Симон де Сисмонди родился в Женеве. Все его детство прошло в родовом имении отца недалеко от Женевы. Его отец был пастором. Сначала Симон закончил духовную кальвинистскую «коллегию», после чего поступил в университет, который так и не смог закончить из-за пошатнувшегося финансового положения отца. Ему пришлось устроиться на работу в один из банков Лиона. Во время французских революций Сисмонди и его отец попали в тюрьму. Затем его семья была вынуждена уехать. Сначала они отправились в Англию, где двадцатилетний Сисмонди познакомился с таким трудом Адама Смита, как «Богатство народов». Потом его семья переправилась в Италию, где он стал управлять хозяйством отца и начал писать свои труды.
В главной работе своей жизни Симон де Сисмонди пишет о собственном методе и понимании политической экономии. Также здесь изложена его точка зрения на разделение труда, доход, реформы, воспроизводство, народонаселение.
Сисмонди, так же как и Адам Смит, предположил, что богатство – это общественный труд, а предмет политической экономии – материальное положение людей. Зато в другом вопросе их мнения противоположны, например по поводу теории о разделении труда. Он полагал, что разделение труда способствует более быстрому появлению новых машин, а они в свою очередь способны вытеснить большее число человек, оставляя их без работы. В конце своей работы Сисмонди пишет о том, что не относится к тем, кто не желает прогресса или встает на его пути. Прогресс в зависимости от конкретных обстоятельств может быть как полезным, так и вредным.
По его мнению, капитализм может развиться, лишь постоянно расширяя рынки. Поскольку внутренний рынок нельзя расширить до бесконечности, следовательно, надо постоянно искать новые внешние рынки. Чтобы хоть сколько-то увеличить объем продаж на внутреннем рынк, следует поднимать зарплату простым рабочим. Его идеальное общество – мелкие производители, которые работают сами на себя на своей земле.
Утопические мечты Роберта Оуэна
Роберт Оуэн (1771 – 1858) – один из великих социалистов-утопистов, учитель Уильяма Томпсона. Долгое время он был крупным фабрикантом. Роберт Оуэн составил рациональную конституцию, состоящую из 26 законов. Известен Роберт Оуэн еще по таким работам, как «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836 – 1844).
По своим взглядам на экономику он во многом соглашается с представителями классической школы. Роберт Оуэн считал, что взгляды классиков несправедливы лишь относительно того, что ценность товара должна включать в себя прибыль. Это, по мнению Оуэна, являлось вопиющей несправедливостью по отношению к простым рабочим, и именно эта несправедливость – причина экономических кризисов и постоянного обнищания рабочего класса. Также Роберт Оуэн являлся рьяным противником теории Томаса Мальтуса о народонаселении. Он высказывал предположение, что если правительство будет правильно руководить физическими работами, то можно будет прокормить бесконечно возрастающее число жителей.
Роберт Оуэн одним из первых стал заботиться о рабочих на своих фабриках. Он построил для них столовую, торговую лавку, сберкассу, ясли, детский сад, улучшил жилищные условия. Еще Оуэн велел ввести на его фабриках такие изменения, как:
- 10-часовой рабочий день для взрослых;
- отмена использования детского труда, т. е. тех, кому нет 18;
- школы для детей рабочих;
- отмена системы штрафов, которые были очень распространены в то время.
Роберт Оуэн никогда не являлся сторонником революции или другого насильственного переворота. Он полагал, что несправедливый строй будет изменяться постепенно и правильно, с использованием «научных начал». Оуэн считал, что лишь мудрое правительство способно начать такие изменения, создавая при этом подходящие условия, поэтому главная роль в его работах отведена правительству. К подходящим условиям он относил следующие:
- повсеместное применение машинного труда, а не человеческого, даже в домашнем хозяйстве;
- труд должен стать единственным измерителем ценности;
- у денег должна быть собственная стоимость, которая не превышала бы стоимости стали и железа;
- население следует просвещать, особенно используя печатную продукцию: книги, газеты, журналы.