Начало экономического развития Руси - История экономических учений (Роньшина Н.И.)
Общая характеристика социально-экономического развития Киевской Руси
Во времена Великого переселения народов славянские племена, спасаясь от гуннов, укрывались в лесах или направлялись на запад. Но после упадка державы гуннов славяне возвращаются на берега Дуная и Днепра, в леса вдоль рек Припяти, Десны, в верховья Оки. В V – VI вв. н. э. произошел демографический взрыв славянского населения.
В это время в славянском обществе укрепляется значимость племенных вождей, старейшин, вокруг них образуются боевые дружины, начинается деление населения на богатых и бедных, опять начинается торговля жителей Дуная и Днепра с Балканами и Грецией.
В V в. н. э. в бассейнах Днепра и Днестра складывается сильный союз восточнославянских племен, которых именовали антами. Одновременно с этим на севере Балканского полуострова сформировался племенной союз склавинов (славян), родственный союзу антов. С V в. н. э. анты двигались к Балканскому полуострову, к территории Византийской империи.
В V в. н. э. на берегу Днепра славянским вождем Кием была основана будущая столица Руси – город Киев. Киев стал центром одного из племен союза антов – полян. В это время происходят попытки Византийского государства наладить мирные отношения с вождями антов, стремления антов освоить новые территории в противоборстве со здешними славянами. Славянские дружины осваивают юг, Балканы, запад и восток. Позднее в Приильменье возникает еще один славянский центр – союз новгородских (приильменских) словен.
В течение VI – VII вв. славяне вели постоянную борьбу с аварами, которые вторглись в Восточную Европу. В конце VIII в. славяне в союзе с франкским королем Карлом Великим нанесли аварам сокрушительное поражение.
В это же время через Нижнее Поволжье в Северное Причерноморье, заняв земли в предгорьях Кавказа, в Восточную Европу пришла новая тюркская орда – хазары. Часть славянских племен попала в зависимость от хазарского владычества. Через Хазарию славяне вели торговлю с Востоком. Так как славяне старались освободиться от влияния хазар, мирные отношения часто чередовались с военными конфликтами.
В VIII – IX вв. после разгрома хазар и освобождения своих земель от их давления в жизни восточного славянства наступает длительный мирный период. Образуется по меньшей мере 15 подобных антам союзов славянских племен. На рубеже VIII – IX вв. полянам удается избавиться от управления хазар и уплаты им дани. Другие племена (северяне, вятичи, радимичи) еще оставались хазарскими данниками.
Наиболее развитыми среди славянских племен были поляне, так как они жили в условиях благоприятного климата, на торговой дороге, постоянно контактировали с более развитыми южными соседями. Здесь сосредотачивалось наибольшее количество населения. Также у разных племен имелись свои особенности хозяйственного развития. Они оказали большое влияние на формирование общества у восточных славян, на возникновение у них желания создания государства.
В древности понятие государства было объединено с властью вождя-лидера. Ими у восточных славян стали племенные князья при помощи своих дружин. Первые признаки государственности появились у тех племен, чье хозяйство развивалось быстрее, чем у других. Это были поляне и новгородские словены.
К концу IX в. установилась достаточно ясная иерархия общества. На ее вершине был князь. Он полностью управлял всем племенем или союзом племен, опираясь на старших и младших дружинников (личную охрану). Все дружинники были профессиональными воинами. Со временем появилась племенная знать – будущие бояре из числа глав родов. Наиболее многочисленной частью племени были люди (смерды). Но и они разделялись на «мужей„ (наиболее зажиточные), „воев“, т. е. тех, кто имел право участвовать в войнах и мог обеспечивать себя необходимым снаряжением. Мужам подчинялись женщины, дети, другие члены семьи. Их называли «челядь“. На нижних ступенях общества были бедные, попавшие в зависимость от богатых людей, неполноправные – сироты и холопы. На самой низкой ступени общества находились рабы – как правило, военнопленные.
После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Таким образом люди попадали в определенную зависимость от князя и государства. Князья смогли присвоить себе наиболее плодородные и лучшие земли. А свободные люди, кроме того, что платили князю дань, постепенно попадали от него в зависимость. Их привлекали к различным работам в хозяйстве князя; так появлялась поземельная зависимость от господина. Появляются первые княжеские домены – комплексы земель, на которых жили люди, зависимые непосредственно от правителя государства. В это же время возникают личные земельные владения и хозяйства княжеских бояр и дружинников. Князья предоставляли им возможность управления своими владениями, а в качестве платы – присваивать часть прибыли с этих хозяйств. Такой порядок назывался «кормлением». Позднее князья передают свои владения в наследственную собственность своим вассалам. Такие земли на Руси назывались вотчиной. Но право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эти земли, а мог и отнять или предать другому лицу. В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих владений уже своим дружинникам, чтобы те могли на них жить и имели возможность приобретать военное снаряжение – в XI в. на Руси складывалась система, аналогичная западноевропейской. Такой участок передаваемой земли назывался феодом, а вся система многоступенчатой зависимости – феодальной; владельцы земель с крестьянами или городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами.
Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
В VIII – X вв. у славян появляется разделение труда. Источники средств существования становились более разнообразными – например, появляется военная добыча. Наряду с разделением оседлых и кочевых племен, земледельческих и скотоводческих, племен, охотящихся и занимающихся производящим хозяйством, началось внутриродовое разделение труда: появились профессионалы-ремесленники, профессионалы-воины.
Восточнославянские города становились месторасположением власти, центрами торговли и ремесла, местами отправления религиозных культов, позволяли защититься от врагов. Они возникали там, где селились ремесленники, а именно – на пересечениях торговых путей, где жили племенные вожди, находились религиозные святыни.
Торговые пути соединяли между собой города, земли, помогали контактировать и устанавливать связи с другими народами, приобщали восточнославянские земли к развитым территориям – Византии, Западной Европе, восточным странам.
В это время появился знаменитый путь «из варяг в греки». В местах, где этот путь проходил по русским землям, и возникали крупные восточнославянские города: Киев, Смоленск, Любич – на Днепре; Новгород – рядом с озером Ильмень, на берегу реки Волхов; Псков – рядом с Ладожским озером.
Но, кроме связи с другими народами, торговые пути обладали и отрицательными свойствами. Они также использовались как военные дороги. Причем не только славяне шли по ним в разные стороны света, но и другие народы пользовались ими для нападений на славян.
Внутреннее развитие Руси
В 862 г. в славянские и угро-финские земли прибыло три брата-варяга. Старший – Рюрик – княжил в Новгороде, который основал в 863 г. После смерти братьев Синеуса и Трувора он объединил под своей властью весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. После смерти Рюрика князь Олег в 882 г. объединил два государственных центра – Новгород и Киев. Олег продолжал объединение и других восточнославянских земель, освобождая их от дани чужеземцам; он придал княжеской власти большой авторитет и международный престиж. В это время Русь не уступала по территории Франкской или Византийской империи. Но многие земли были слабо заселены и малопригодны для жизни. Разница в развитии разных частей государства была большой. Уже тогда Русь была многонациональной.
Игорь, сын Рюрика, продолжил объединение восточнославянских племен. В состав Руси вошли угличи. В это время появляется официальное название Руси – Русская земля.
Зависимость территорий и населения от великого князя выражалась данью. Это было одним из признаков государства и означало конец племенной жизни. Но славяне были против этой зависимости и не раз поднимали восстания против великого князя. Процесс сбора дани княжеской дружины назывался полюдьем. Дань не была точно определенной, ее брали примерно. Во время такого полюдья в 945 г. в земле древлян князь Игорь был убит.
Древляне отделились от Киева и перестали платить дань. Однако княгиня Ольга, жена Игоря, после разгрома древлян опять наложила на них тяжелую дань. Единство государства было восстановлено. Затем Ольга провела реформы, в ходе которых был установлен твердый размер дани. Были определены места, куда местные жители должны были сами привозить дань (погосты). Оттуда представители княжеской власти отправляли ее в Киев. Это было концом полюдья и началом организованной системы обложения налогами.
Сын Игоря и Ольги Святослав продолжал объединение восточнославянских племен. При нем в состав Руси вошло княжество вятичей. Также Святослав продолжил укрепление системы управления. Он первым отправил своих сыновей в качестве наместников в наиболее важные русские земли.
Сын Святослава Владимир продолжал политику отца в объединении земель, в укреплении системы управления страной. Он оградил южные границы от печенегов посредством строительства крепостей. В эти крепости Владимир привлек смелых и опытных воинов со всей Руси – богатырей.
В 1019 г. начинается правление Ярослава, сына Владимира. Он продолжал укреплять систему управления страной. Он посылал своих сыновей в крупные города и земли, требовал их беспрекословного подчинения, а сам же стал «самовластцем». Ярослав ввел первый письменный свод законов Руси – «Русскую Правду», содержавшую вопросы общественного порядка. В конце своего правления Ярослав завещал передачу великокняжеской власти на Руси по старшинству в роду.
Принятие христианства и крещение Руси
Принятие христианства в 988 г. стало одним из основных государственных преобразований князя Владимира. К этому времени христианство уже было известно на Руси. Много христиан было в среде бояр, купцов, горожан. Государственные деятели также не однажды становились христианами. Однако влияние язычества на Руси было огромным.
Причины Крещения Руси:
- интересы развивающегося государства требовали отказа от многобожия и внедрения монотеистической религии: единое государство, один князь, один бог;
- это было необходимо для международных отношений – почти вся Европа перешла к христианству, и Руси не выгодно было оставаться языческим краем;
- христианство проповедовало гуманное отношение к людям, укрепляло семью;
- христианство могло способствовать развитию культуры, письменности, духовной жизни страны;
- изменения в обществе (появление неравенства) требовали новой идеологии.
Князь Владимир среди всех монотеистических религий выбрал византийское православное христианство из-за тесных торговых и политических связей с одним из центров мировой цивилизации в то время – Константинополем.
Значение крещения Руси велико. Христианство содействовало развитию грамотности, культуры, книжного дела, укреплению и расширению связей с Византией. Церковь способствовала развитию хозяйства страны на земельных владениях монастырей. Христианство приучало людей к терпимости, гуманизму, уважению к родителям, детям, женщине-матери. Церковь содействовала усилению единства Руси.
Однако церковь преследовала языческую культуру, осуждала христианство римского образца, что затрудняло связи со странами Западной Европы. Некоторые церковные деятели участвовали в политических интригах. В церковных хозяйствах применялся труд подневольных людей. Многие монастыри и служители церкви обирали жителей. Все это вызывало недовольство людей.
Деньги и их роль в Киевской Руси
В Древнерусском государстве собственных монет практически не имелось. Как средство обмена деньги существовали у восточных славян задолго до образования Древнерусского государства. Южные славяне в древности при обмене в качестве денег использовали скот. На севере население занималось охотой и деньгами был мех ценных зверей. Торговые отношения на Руси появились благодаря высокому уроню развития ремесел, скотоводства, земледелия, строительству городов. Народное хозяйство Киевской Руси было глубоко натуральным и торговля еще не занимала в нем значительного места, широкое распространение имел натуральный обмен. Гораздо более развитой была внешняя торговля. Русские купцы торговали с Византией, Скандинавией, Центральной Европой, Средней Азией, арабскими странами.
Во внешней торговле Киевская Русь использовала византийские и арабские монеты из золота и серебра, а свои деньги на Руси почти не чеканили. Чеканили монеты из привозного сырья, так как на протяжении веков считалось, что на Руси нет месторождений драгоценных металлов.
Уже в XI в. в Киевской Руси были неплохо развиты кредитные отношения.
Самой большой денежной единицей была новгородская гривна. Были еще куны и ногаты – не новгородского происхождения.
Функции денег в древней Руси:
- деньги являлись эквивалентом обмена;
- деньги служили штрафами за провинности и преступления;
- деньги являлись мерой богатства, как и имущество.
Существовала ли такая функция денег, как средство сбережения, неизвестно, так как быстро обратить деньги в товар было затруднительно из-за наличия торговли только в крупных городах и редкости ярмарок.
В конце X в. при князе Владимире Святославиче появились первые русские монеты – «златники» и «сребреники», но их выпуск продолжался недолго из-за невысокой торговой надобности – не более 30 лет, по начало XI в. Далее за более чем три столетия монетная чеканка на Руси не возобновлялась. Высокая степень развития денежного обращения могла быть достигнута только в течение длительного времени. Денежное обращение существовало прежде всего в наиболее развитых городах. Взимание дани, налогов, накопление драгоценных металлов у феодалов также свидетельствуют о наличии денежного обращения.