Австрийская школа - История экономических учений (Роньшина Н.И.)
Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое стали называть «маржинализм», т. е. «предельный» Позже маржинализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».
Представители классической школы полагали, что стоимость товара – это количество труда, которое затрачено на его производство. Соответственно цена – стоимость в денежном выражении.
Представители австрийской школы придерживались совершенно противоположного мнения: ценность любого товара или услуги – это субъективное отношение к ним потенциального потребителя. Сам по себе товар лишен каких-либо экономических свойств.
Следовательно, главное – это конечный результат, который оценивает сам потребитель, опираясь на свои потребности и вкусы, а не на объем затрат на производство этого товара. К тому же, по мнению австрийцев, полезность каждой следующей единицы не остается на одном месте, а постоянно снижается. (В жаркий день человек очень хочет пить. Он готов отдать 10 или 20 руб. за стакан минеральной воды, но за второй стакан он не согласен платить столько же, потому что хочет пить не так сильно. В холодный же день он не согласится отдать за эту воду даже 2 руб., так как совершенно не хочет пить.)
Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным. Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него. (Снег для детей обладает полезностью, но не имеет ценности, так как его количество практически безгранично зимой.)
Маржиналисты разделили все блага на экономические (редкие) и свободные. В основном человека окружают экономические блага.
Цена на экономические блага зависит от потребности в них человека, а не от затрат на их производство.
Австрийцы полностью отрицали теорию трудовой стоимости, которую выдвинул в свое время Карл Маркс. Они также считали, что цена не имеет никакой объективной основы.
Теорию предельной полезности постоянно критиковали. Возможно, сама теория и ошибочна во многом, но она стала сильным толчком для дальнейших исследований в экономической области, например для разработки концепции «предельных величин» (предельных издержек, предельного дохода и т. д.).
Сейчас эта теория используется в микроэкономике, показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.
Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) – дворянин и друг детства Фридриха фон Визера, ученик Карла Менгера. Окончил юридическое отделение университета в Вене, где учился вместе со своим другом, хотя был государственным деятелем высшего звена (министром финансов, председателем Верховного апелляционного суда). А преподавателем он был сравнительно недолго (1880 – 1889). Свои известные работы он писал лишь в начале карьеры. Бем-Баверк получил пожизненное членство в верхней палате парламента. Его работы оказали огромное влияние на экономическую науку. К ним относят «Права и отношения с точки зрения учения о народнохозяйственных благах» (1881), двухтомник «Капитал и процент» (первый том – «Капитал и прибыль» (1884 г.), а второй том – «Позитивная теория капитала» (1889 г.)), «Основы теории ценностей хозяйственных благ» (1886), «К завершению марксистской системы» (1890).
Главная цель книги «Основы теории ценностей хозяйственных благ» – это доказательство правильности «закона величины ценности вещи». По этому поводу Бем-Баверк пишет так:
«Ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи».
Ойген Бем-Баверк, так же как и Карл Менгер, полагал, что чем больше у человека в распоряжении однородных благ, тем меньше ценится каждая отдельная штука, если все другие условия одинаковы. По его мнению, человек на практике быстрее осознал пользу предельной полезности, чем наука вывела это определение.
Бем-Баверк не без основания считается одним из крупнейших представителей «австрийской школы». Теория о проценте и капитале – вот самая главная заслуга О. Бем-Баверка. Он подчеркивал три причины, по которым появился и существует процент:
- люди склонны ожидать, что, возможно, ресурсы будут редки и повысятся в цене;
- люди склонны недооценивать свои потребности в будущем;
- использование капитала увеличивает получение прибыли, а также время получения.
Беем-Баверк полагал, что цена – субъективная стоимость, которая опирается лишь на желания покупателей, а никак не зависит от издержек на производство этого товара. Также он полагал, что предмет ценен лишь тогда, когда является полезным и редким (например, соль в тех местах, где ее нет в свободном доступе, а лишь привозят изредка торговцы.). Процесс приобретения товаром ценности можно разбить на два этапа: сначала появляется необходимость приобрести товар, а затем его становится мало, возникает ажиотаж с возможным повышением цены, если рассматривать тот же пример с солью. Таким образом, посредством спроса и предложения на рынке создается усредненная цена.
Учение Карла Менгера
Карл Менгер (1840 – 1921) – дворянин по происхождению, экономической теорией занялся в 1867 г., до этого занимался юриспруденцией. И все же это не помешало ему стать первым заведующим кафедрой экономической теории в университете Вены. Карл Менгер – один из ярчайших представителей экономистов своего времени. Недаром он стал главой австрийской школы. Он является автором работ «Основание учения о народном хозяйстве» («Основание политической экономии») (1871)
и «Исследование о методе общественных наук и политической экономии в особенности» (1883), а также статьи «Деньги» (1909). Над первой книгой он работал усерднее всего, и она даже была переиздана, хотя и после смерти автора. В мировом масштабе Карла Менгера не признавали около полувека, ведь его первая работа была переведена на английский лишь через пятьдесят лет после смерти автора. Это стало стимулом для его последователей, и они еще усерднее взялись за продолжение исследований в направлении, указанном им Карлом Менгером.
Его по праву считают родоначальником маржиналистской революции, хотя были и другие ученые, которые начинали вместе с ним. Возможно, это связано с тем, что Менгер достаточно сильно опирается на произведения представителей классической школы и лишь расширяет и уточняет их исследования. С другой стороны, он вводит много нового. Например, Карл Менгер полагает, что цена – это субъективное свойство товара и совершенно не зависит от издержек на производство этого товара. Лишь спрос и предложение могут регулировать цены на товар.
В своей первой работе Карл Менгер пишет, что благо – предмет, который удовлетворяет какую-либо человеческую потребность. Когда Карл Менгер проводил свои исследования, он опирался лишь на единичное хозяйство, которое было взято отдельно от других, т. е. были созданы идеальные теоретические условия, но практика все же выходит за рамки этих исследований.
Карл Менгер и его последователи делят все блага на порядки: первый порядок удовлетворяет непосредственные желания человека, а остальные (второй и т. д.) необходимы для получения первого.
Также Карл Менгер вводит понятие хозяйственных благ. У человека есть два желания, но в данный момент выполнить он может только одно, поэтому придется выбирать, что представляет собой большую пользу, и целесообразно его использовать (экономить блага).
Карл Менгер делит все блага на два типа: экономические и неэкономические. Затем он описывает переход одних в другие. (Если какого-то блага в данный момент больше, чем его требуется, то оно перестает быть экономическим.) Таким образом, товар или благо ценны, пока они редки.
Он считает, что обмен должен быть выгоден обеим сторонам, а иначе получается «шило на мыло и обратно».
Считается, что именно Карл Менгер первым разработал теорию о существовании дополняющих товаров, т. е. когда один товар совершенно не нужен без другого.
Все его исследования считаются огромным вкладом в развитие экономической мысли того времени, да и современности тоже.
Экономические воззрения Фридриха фон Визера
Фридрих фон Визер (1851 – 1926) – барон, представитель австрийской школы, друг и шурин Бем-Баверка, ученик и последователь К. Менгенра. Стал заведующим кафедры после него, а до этого работал в Университете Праги. Получил пожизненное членство в верхней палате парламента. Известен как автор трудов «О происхождении и основных законах экономической ценности» (1884), «Естественная ценность» (1889), «Теория общественного хозяйства» (1914), «Социология и закон власти» (1926).
Фридрих фон Визер полагал, что государство не должно запрещать частную собственность, а иначе все вновь соберется в руках государства, а точнее – его чиновников. Из этого вряд ли выйдет толк, поскольку государство не сможет управлять всем так же мобильно, как частный собственник. К тому же чиновники скорее всего сами пожелают стать владельцами частной собственности, что опять-таки приведет к безалаберному управлению этой собственностью. Ведь у чиновников и так достаточно дел, кроме управления собственностью как таковой. Этот ученый критикует тех, кто выступает против частных владений и частной собственности. Ведь частная собственность – это толчок к развитию общества в целом. Человек эгоистичен по своей природе вообще и поэтому никогда не будет работать на кого-то так же хорошо, как на себя. А работать на себя человек имеет возможность, лишь обладая частной собственностью.
Он первым предложил способ определения суммарной полезности.
Фридрих Визер был также практиком, работая какое-то время министром торговли. Он запомнился как человек, который дал маржиналистам множество терминов (предельная полезность, первый закон Госсена).
Визер считал, что нужно применять равновесный подход (ценность производительных благ не может меняться, так как все производственные комбинации являются оптимальными).
Фридрих Визер усовершенствовал теорию своего учителя Карла Менгера, чтобы не существовало остатка, который не распределили, и назвал эту теорию «вменением». По его мнению, существовали два вида вменения:
- общее;
- специфическое.