Социально-экономические взгляды Ибнхальдуна - История экономических учений (Татарников Е.А.)
В экономической литературе в числе наиболее значимых представителей средневековой экономической мысли на Востоке, как правило, упоминается видный идеолог арабских государств Ибн Хальдун (1332–1406). Он жил в Североафриканской стране Магриба. Государство располагало большим фондом земельных угодий и пополняло казну налогами.
Ибн Хальдуну принадлежит заслуга трактовки общества как совокупности людей, объединенных на основе труда, на базе производства материальных благ.
Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство сохраняло за собой права владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с доходов населения. Причем с тех пор как в начале VII в. мекканский купец Мухаммед – первый проповедник Корана – оповестил мусульманский мир о новой (исламской) религиозной идеологии, ослабить «всесилие» антирыночных постулатов, казалось, ничто не смогло бы.
Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т. е. в то, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими, а также в богоугодность бартерной, по существу, торговли, на всех этапах эволюции общества от «примитивности» до «цивилизации» попытался укрепить в душах всех правоверных и Ибн Хальдун. С этой целью он выдвинул концепцию некой «социальной физики». Вместе с тем последняя не лишена отдельных поучительных идей и исто-рико-экономических обобщений, таких, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и, соответственно, избыточному производству материальных благ, позволит, по мнению Ибн Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».
Мыслитель указывает на обусловленность проблемы достатка и недостатка в обществе материальных благ прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности и делает следующие выводы:
- с ростом города растет достаток «необходимого» и «лишенного необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города;
- малочисленность населения города является причиной дефицита и дороговизны всех необходимых его населению материальных благ;
- расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижающихся размеров налогов, включая пошлины и поборы правителей на городских рынках.