Средневековые учения западной Европы. Салическая правда - История экономических учений (Татарников Е.А.)
Средневековая европейская мысль испытывала сильное влияние Античности.
Особенностью средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получения дохода стали для церкви так же важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали принимать участие монахи – каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.
Характеристика экономической мысли Средневековья:
- экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого содержания;
- имело место отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла). Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранения. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища. Их сохранение – одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью;
- наличие крупного производства благодаря концентрации крестьян;
- происходило расширение городов с их торговлей, промышленностью;
- экономическая политика феодального поместья занимала особое место в развитии экономической мысли.
Салическая правда (по точному названию – «Салический закон» – Lex Salica) представляет собой судебник – собрание старинных судебных обычаев франков, записанных в течение VI–IX вв.
Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.
Особое внимание в Салической правде уделяется аллоду. Аллод (от нем. а11оЬ, фр. al – «полный» и od – «владение») у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы – свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев – в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.
Салическая правда свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли – животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство, а также охота и рыболовство. Однако основную роль в хозяйстве франков играло земледелие. Они сеяли зерновые культуры, лен, имели огороды, где выращивали бобы, горох, капусту, репу. Франки были хорошо знакомы с плугом и бороной. Пахота производилась на быках. Порча вспаханного поля каралась штрафом. Урожаи хлеба были богатыми. Урожай с полей франки увозили на телегах, в которые впрягали лошадей. При доме каждого свободного франкского крестьянина имелись хозяйственные постройки. Полученный урожайскладывался в амбары и риги. В хозяйстве франков были нередки водяные мельницы.