Учения Платона - История экономических учений (Татарников Е.А.)
Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.)
Основная задача учения Платона – выход из кризиса рабовладельческого государства.
Его проекты были новым явлением в истории экономической мысли Греции.
Их смысл состоит в следующем:
- преувеличение роли государства – государство может своими предписаниями полностью регламентировать все отношения экономической и политической жизни;
- сохранение классов – одни должны работать, другие – воевать, третьи – управлять, причем положение не может изменяться;
- общественный строй Спарты – первичный и наиболее чистый.
Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства (города) на две части: на богатых и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а ихэксплуатация – как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.
Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.
В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия:
- философов, призванных управлять государством;
- воинов, чья обязанность – защищать народ;
- землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев, обязанностью которых является материальное производство необходимых всему обществу благ. Они не могут обходиться без личной заинтересованности в результатах своего труда, и им разрешено иметь частную собственность.
Рабы не включались ни в одно из этих сословий. Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий «аристократический коммунизм».
Проект Платона, изложенный в «Политике и государстве», претерпел неудачную попытку осуществления.