Экономические взгляды Аристотеля
Проект идеального государства этого философа изложен в его трудах «Никомахова этика», «Политика». В них он настаивает на делении общества на свободных и рабов, их труда на умственный и физический, и указывает на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли. Свою приверженность принципам натурального хозяйства ученый продемонстрировал в выдвинутой им концепции об экономике и хрематистике.
Эта концепция заключается в том, что все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли можно соотнести с одной из двух сфер:
- естественной (экономика), которая представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья содействуют удовлетворению жизненных потребностей населения;
- неестественной (хрематистика), которая строится на бесчестных крупных торговых и посреднических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние.
По рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально – хозяйственных отношений (а это обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к издержкам хрематистики.
Истинное богатство состоит в совокупности из средств, необходимых для жизни и полезных для государственной и семейной «общины». Подобная форма богатства естественна и не безгранична в отличие от неестественного стремления наживать деньги – для такой формы богатства «нет никакого предела».
Аристотель различает справедливость «распределяющую», которая относится к области права, и «уравнивающую» – к сфере обмена. «Уравнивающая» справедливость предполагает равную долю для всех, «распределяющая» – каждому по заслугам.
Аристотель положил начало традиции выяснения этических (нравственных) основ поведения участников хозяйственной деятельности. Аристотелевская этика предписывает как необходимо поступать.
В «Никомаховой этике» утверждается, что наука о государстве законодательно определяет, какие поступки следует совершать и что для одного человека благом является тоже самое, что и для государства.
Экономические взгляды Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую тему рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах видно стремление выделить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки.