Имперский тип воспроизводства: иерархия власти и собственности
Имперский или азиатский тип производства – это такой способ производства, при котором государственные органы стремятся полностью контролировать сам процесс производства необходимого и прибавочного продукта, а также распределение его и потребление.
Такой способ производства характерен для восточных государств, в экономическом развитии которых присутствуют следующие общие черты:
1) общинно-государственная форма ведения хозяйства.
Частная собственность встречалась намного реже, власть стремилась ограничить ее. Как только начинало расти крупное частное землевладение, доходы казны резко падали. В ответ на это государство облагало крупные землевладения повышенными налогами, иногда на некоторое время запрещалась продажа земли, в редких случаях земли у богатых землевладельцев конфисковались. Государственное хозяйство представляло собой единый комплекс и управлялось централизованно. Власть стремилась утвердить свою монополию на разработку недр и использование водоемов. Государственное производство охватывало судостроение, добычу угля, литейный промысел и др.;
2) государственное устройство в формевосточной деспотии.
Деспотия — форма самодержавной власти, в переводе с греческого означает «неограниченная власть». В разных государствах она имела некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и являющийся собственником всей земли. На местах власть осуществляли чиновники. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали строительство, сельскохозяйственные работы, осуществляли суд;
3) наличие общин крестьян и ремесленников, которые являлись основными производителями материальных благ.
Восточные общества были построены по сословному (или кастовому) принципу. Каждая социальная группа выполняла определенную хозяйственную функцию. Принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали, гораздо, большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т.е. жила натуральным хозяйством, сама производило все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном, когда нужно было собирать налоги или вести войну. Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины и как правило их нельзя было продать.
Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних обычаев. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативна;
4) экономика была основана на использовании принудительного труда свободных жителей, выполняющих трудовую повинность.
Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни;
5) строгая иерархичность и феномен «власти-собственности».
Каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Поэтому восточное общество часто изображают в виде пирамиды. В зависимости от занимаемого положения, каждый имел право распоряжаться определенной частью прибавочного продукта. Таким образом, каждому уровню власти соответствовала строго определенная часть государственной собственности.