Деловой этикет (Капкан М.В., 2017)

Мозаика этикетных ситуаций в деловой практике

В самолете

Пребывание в самолете – одна из тех окказиональных ситуаций, которая связана не только с тесным общением людей в ограниченном пространстве, но и с повышенной опасностью. Поэтому правила поведения на борту самолета достаточно строги в силу того, что здесь сочетаются собственно правила этикета и правила безопасности полетов. Сами эти правила условно можно разделить на правила общения с другими пассажирами и правила взаимодействия с членами экипажа.

К таким правилам относятся следующие:

- Необходимо выполнять все распоряжения и просьбы стюардессы. Обращаться к ней с просьбой можно лишь тогда, когда она проходит мимо. В случае срочной необходимости можно воспользоваться кнопкой вызова стюардессы.

- Если во время полета вы собираетесь вздремнуть, предупредите стюардессу, чтобы она не беспокоила вас, предлагая еду и напитки.

- Экипажу самолета никогда не оставляют чаевые, однако при случае вполне уместно поблагодарить его членов.

В некоторых странах после удачного приземления принято аплодировать экипажу. При выходе из самолета не забывайте поблагодарить стюардессу за заботу о вас, проявленную в полете.

В самолете, как и в вагоне поезда, следует помнить о покое других людей, находящихся рядом. Поэтому не следует:

  • оглашать салон возгласами восторга и удивления, а порою и страха, при взлете и посадке самолета;
  • рассказывать соседям страшные истории о катастрофах и авариях авиалайнеров;
  • занимать чужое место только потому, что там можно смотреть в иллюминатор.

В самолете не принято знакомиться, представляться соседям: достаточно приветственных слов. Во время полета можно беседовать с соседом, если знание языков позволяет это делать.

В отеле

Правила хорошего тона следует соблюдать и в ситуации проживания в отеле. Главное здесь – взаимоуважение и вежливое отношение как к соседям по номеру, так и к обслуживающему персоналу:

- Останавливаясь в отеле всего на 1–2 дня, необязательно представляться соседям по номеру. Но здороваться и прощаться, поддерживать разговор все же надо. Когда же предстоит прожить вместе в отеле достаточно долгое время, лучше познакомиться, чтобы чувствовать себя более естественно и комфортно.

- Заселяясь в номер, лучше сразу же договориться с соседями об основных моментах, важных для совместного проживания: времени подъема и отхода ко сну, пользовании ванной, просмотре телевизора, отношении к табачному дыму и т. п.

- Как место встречи можно использовать холл гостиницы. Но для проведения деловых бесед, переговоров и других ситуаций, предполагающих участие нескольких человек, целесообразнее разместиться в конференц-зале, которым располагает каждый уважающий себя отель.

- Правила хорошего тона рекомендуют, входя в лифт, приветствовать людей, находящихся в нем. Для этого достаточно приветливо улыбнуться, кивнуть головой или произнести «Добрый день» или «Здравствуйте». Принцип целесообразности подсказывает, что мужчина должен входить в лифт первым, поскольку это зона опасности. А покидать лифт первым должен тот, кто стоит ближе к двери.

- Не рекомендуется появляться в ресторане отеля в пижаме, спортивной одежде или пляжном костюме.

- За рубежом в большинстве стран принято давать чаевые носильщику, горничной или швейцару перед отъездом из отеля. Но в каждой стране существуют свои особенности, как правильно это делать.

- Если возникли какие-то претензии, замечания к отелю или работе обслуживающего персонала, следует высказать их в корректной, спокойной форме. Это можно сделать и при отъезде, заполнив анкету, которая часто предлагается отъезжающим в номерах. Корректность не помешает и при написании отзывов на интернет-сайтах.

В ресторане и кафе

В России посещение ресторана чаще всего воспринимается как неординарное событие, позволяющее отдохнуть, провести время в хорошей компании, не говоря уже о возможности вкусно поесть, попробовать оригинальные блюда, послушать музыку и повеселиться. Не случайно поэтому такие ситуации принято относить к типу так называемых «окказиональных», т. е. носящих необычный, неповседневный характер и потому требующих большей строгости в манерах поведения, одежде, украшениях и т. п.

Соответственно, в заведениях подобного рода принято соблюдать определенные правила этикета:

- Когда мужчина приходит в ресторан или кафе с женщиной, то он должен прежде всего помочь ей снять пальто и только после этого раздеться сам. Номерок за сданные в гардероб вещи он оставляет у себя. Не принято, чтобы женщина помогала мужчине снимать пальто. Исключение делается лишь для престарелых, инвалидов, больных, раненых. Но в таких случаях обычно на помощь приходят служащие данного предприятия.

- У зеркала в гардеробе можно поправить прическу, но причесываться, подкрашиваться, завязывать галстук и т. д. можно только в туалете.

- В гардеробе оставляют покупки, пакеты; желательно, чтобы мужчины оставляли портфели.

- После того как дама приведет свою внешность в порядок (о местонахождении туалета спрашивает каждый самостоятельно), мужчина вводит ее в зал, пропуская в дверях, но затем идет вперед, чтобы выбрать место. В ресторанах вошедших встречает официант или администратор (метрдотель). Тогда мужчина снова пропускает даму вперед – вслед за служащим ресторана.

- Проходя между столиками, не следует разглядывать присутствующих и блюда перед ними.

- К столу женщина садится справа от мужчины или против него.

- За столиком наиболее удобным считается место у стены, т. е. лицом к залу. Если столик находится в центре зала, то почетным местом для дамы будет лицом к входу.

- На стол не кладут сумочки, перчатки, а тем более носовой платок.

- В случаях, когда свободных столиков не остается и приходится выбирать варианты отдельных мест за уже занятыми столиками, лучше всего обратиться за помощью к официанту. Можно, конечно, найти место и самому. Для этого надо справиться, свободны ли остальные места, и спросить разрешения присесть, не настаивая в случае отказа.

- В переполненных столовых и кафе нельзя занимать предварительно места, положив на них сумочку или посадив детей.

- Условившись о встрече с женщиной в кафе или ресторане, мужчина обязан быть на месте несколько раньше, чтобы успеть найти свободный столик, что иногда занимает определенное время. Если случается, что женщине приходится одной ждать своего партнера в ресторане, не нужно из этого делать трагедии. Мужчина обязан извиниться и объяснить причину своего опоздания, женщина же – великодушно простить и не портить себе и партнеру вечер.

- Если в ресторане намерены встретиться несколько человек, то пришедшие вовремя ожидают опаздывающих около двадцати минут, после чего могут поступать так, как считают нужным.

- Мужчина всегда вначале предложит посмотреть меню даме (даже посторонней) или старшему по возрасту. Так же должна поступать и девушка по отношению к старшим.

В свою очередь дама может предложить спутнику прочесть вслух его содержание. В большой компании кто-нибудь один читает вслух названия блюд.

- Не стоит стыдиться обратиться к официанту с просьбой объяснить, что кроется под названием того или иного блюда.

- В случае общего обеда или ужина в ресторане заранее должно быть оговорено, кто и как рассчитывается: каждый участник за себя или один за несколько человек. Иначе может возникнуть неловкая ситуация.

- Если за столом приглашенные, то меню рассматривает угощающий. Он предлагает спутникам те или иные блюда и в соответствии с их пожеланиями делает заказ, а по окончании трапезы – и расплачивается. Приглашенным на ужин или обед лучше не выбирать самых дорогих блюд. И количество заказываемой еды не должно быть слишком большим. Не надо рассчитывать на то, что у пригласившего есть необходимая сумма денег. Пригласивший в ресторан может заранее самостоятельно, без учета пожеланий приглашенных, составить меню. В этом случае он заказывает для всех одно и то же.

- Если за столом собираются знакомые, каждый выбирает сам и сообщает набор блюд одному из мужчин, который производит общий заказ, но расплачиваются порознь.

- В общественных местах проходящих мимо стола знакомых, даже женщин, приветствуют не вставая. Но невежливо не встать, если вы обращаетесь к проходящему или он обращается к вам. Если знакомый остановился, чтобы перекинуться всего несколькими словами, представлять его не нужно. Подошедший легким наклоном головы здоровается с сидящими за столом, которые отвечают ему тем же. Такие разговоры должны быть краткими. Если же беседа затягивается, то более правильным будет пригласить знакомого к своему столу или, извинившись перед своими спутниками, отойти для продолжения разговора к его столу.

- Приглашая знакомого присоединиться к компании, следует представить его всем сидящим за столом. Подошедший, которого представляют, – независимо от того, мужчина это или женщина, – стоит.

- Когда к столику подходит мужчина, сидящие за столом мужчины, с которыми его знакомят, встают из-за стола, женщины при этом остаются сидеть. Когда же подходит женщина, то встают все – и мужчины, и женщины.

- Мужчина старается во всем помочь обслужить спутницу: наливает ей воду, подает блюда и подкладывает пищу на тарелку. Впрочем, если за столом собрались близкие люди, женщины также могут активно участвовать в сервировке и раздаче блюд, подкладывая отцу (мужу, сыну) закуски, мясо и пр.

- Если понадобилось обратиться за чем-нибудь к сидящим за соседним столиком, следует подойти к ним и попросить: «Будьте добры, подайте горчицу (соль, меню и т. п.)». Разумеется, это делают мужчины или младшие из сидящих за столом.

- Делать замечания, просить переменить прибор или поданное блюдо нужно спокойно, сдержанно, не привлекая внимания сидящих за соседними столиками.

- По отношению к официанту нужно вести себя вежливо. Когда просят счет, то официанта подзывают либо голосом, либо делая вежливый знак поднятием руки, а не стучат ножом по тарелке или бокалу, не щелкают пальцами, не зовут громко через весь зал: «Эй, официант! Сколько с меня?»

- Администратора (в случае необходимости) вызывают через официанта.

- В ресторане оплата должна производиться по счету.

Проверка счета не считается мелочностью, тем более если это касается большой компании. В случае ошибки в счете следует вежливо указать на это официанту.

- Если женщина не была специально приглашена на ужин или обед, а встретила знакомого уже в кафе, она может платить за себя сама. И дискуссия на эту тему не должна проходить в присутствии официанта.

- Если женщина решила уплатить сама, сначала рассчитывается она, затем ее спутник. Расчет в подобных случаях выглядит так: когда подходит официант, женщина напоминает ему заказанные ею блюда и получает свой счет.

Партнер получает свой. Мужчина в этом случае может взять на себя оплату стоимости вина.

- Если мужчина рассчитывается и за женщину, то она никак не вмешивается и не комментирует его переговоры с официантом.

- Ни в коем случае нельзя требовать счет в момент, когда партнерша или партнер еще едят, это невежливо по отношению к ним.

- В рестораны никакой еды с собой приносить нельзя.

Что касается возможности унести с собой из ресторана остатки пищи или хлеб, то хотя многие заведения предлагают такую услугу, пользоваться ею стоит лишь в исключительных случаях.

- Первым предлагает покинуть ресторан тот, кто был инициатором встречи. Если столик заказан на двоих – первым предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: «К сожалению, мне пора».

- Уходя из-за стола, прощаются с остающимися («Спасибо за компанию», «Приятного аппетита»), на что те кивают головой или благодарят за приятно проведенное время.

- Выходя из ресторана, мужчина сам подает своей спутнице пальто, не оставляя эту функцию гардеробщику.

На выставке

Художественная выставка – это одновременно и форма представления произведений искусства, и особая коммуникативная ситуация, в которую вовлечены художники (в широком смысле слова), критики, организаторы выставки (кураторы, галеристы), коллекционеры, зрители и представители средств массовой коммуникации. Соответственно, правила этикета призваны регулировать как поведение зрителя в отношении выставляемых произведений искусства, так и межличностные взаимодействия участников мероприятия.

Этикетный минимум посетителя выставки включает следующие правила:

- Считается хорошим тоном приходить на выставку или в музей подготовленным. Перед посещением стоит собрать хотя бы общую информацию о выставке, художнике, его биографии, творческом пути, наиболее значимых работах и т. п.

Это в равной степени касается и классического, и современного искусства.

- Если в процессе осмотра выставки возникают вопросы, допустимо задавать их сотрудникам музея или галереи.

Но делать это нужно максимально корректно. Пренебрежительный или осуждающий тон неприемлем.

- Если в музее или галерее разрешено фотографировать, вполне допустимо этим воспользоваться (следует только помнить, что фотовспышка вредна для картин, поэтому ее нужно отключить). Но фотографироваться на фоне произведений искусства – дурной тон.

- Развитие технологий и появление новых каналов рекламы привело к росту популярности социальных сетей. Нет ничего предосудительного в том, чтобы поделиться на странице своего профиля фотографиями, сделанными на выставке. Но следует помнить, что в этом случае требуется не просто загрузить фотографию художественного произведения, но и указать его название, автора и местонахождение.

- Во время экскурсии не принято громко разговаривать, отходить слишком далеко от экскурсовода, перебивать его или отвлекать частными вопросами (их можно будет задать в конце экскурсии).

Особую этикетную ситуацию представляет собой открытие выставки, поведение на котором также подчиняется правилам:

- На открытии выставки, или вернисаже, необходимо поздороваться с художником и организаторами. С остальными знакомыми допустимо ограничиться кивком головы, помахиванием рукой и другими неформальными способами приветствия.

- Беседы на открытии выставки, как правило, непродолжительны, поскольку предполагается, что за сравнительно короткое время присутствующие должны иметь возможность пообщаться с максимально большим числом людей.

Соответственно, не следует утомлять собеседника долгим разговором, достаточно ограничиться несколькими содержательными репликами.

- Высказывая мнение о выставке или отдельных экспонатах, следует помнить, что оценка произведения может восприниматься адресатом как оценка личности автора и переживаться очень остро. Особенно важно помнить об этом, общаясь с представителями современного искусства, ведь «в контексте постконцептуального искусства, где едва ли возможно… провести водораздел между личностью художника и его творением, оценочные суждения затрагивают не только конкретную картину или скульптуру, но распространяются дальше, в “личную зону”»39. Поэтому во время открытия выставки свои суждения следует облекать в максимально тактичную форму. В случае личного знакомства с художником принято обязательно подойти к нему и поздравить. Но даже от незнакомого человека, которому искренне понравилась выставка, поздравления и теплые слова вполне уместны.

- Добрых слов заслуживает не только главный герой выставки, но и другие представители творческой среды, присутствующие на открытии. Формат мероприятия не позволяет уделить каждому много времени, но уместный комплимент оказывается необременительным знаком внимания и способом поддержать хорошие отношения. Наиболее подходящими поводами для комплиментов в этом случае служат недавние выставки собеседника и его самые заметные недавние успехи.

- Насколько щедрым необходимо быть на комплименты, настолько осторожным в критических оценках. Сложилось даже правило, условно называемое «правилом шести кварталов»: негативное мнение о выставке следует высказывать, лишь отойдя на шесть кварталов от места ее проведения. Конкретное расстояние, конечно же, может меняться, но базовый принцип сохраняется: уничижительно отзываться о выставке, выйдя из зала, бестактно, поскольку этот отзыв может быть услышан. Это правило распространяется и на другие культурные мероприятия.

- Во время вернисажа и на ужине после него вполне допустимо обсуждать различные деловые темы, однако финансовые вопросы затрагивать не принято. Это касается как профессионалов в сфере искусства, так и зрителей: если произведения искусства не продаются, об их цене спрашивать неприлично.

- Коллекционер на выставке не должен рассказывать художнику или галеристу о произведениях искусства, приобретенных не у них.

- Художнику, присутствующему на открытии выставки коллеги, не следует заводить с куратором или галеристом разговор о собственных работах.

- Организаторы должны обеспечить всех присутствующих безалкогольными и алкогольными напитками и легкими закусками. Однако стоит помнить, что гастрономическое удовольствие не должно преобладать над эстетическим, и уделять внимание экспонируемым работам, а не фуршетному столу.

- Открытие выставки зачастую завершается ужином, на который можно оставаться только при наличии официального или устного приглашения от художника или организаторов.

В театре и на концерте

Посещение спектаклей и концертов академической музыки также относится к числу окказиональных ситуаций, отличающихся от повседневного этикета большей строгостью приличий и сдержанностью поведения. Ведь сама атмосфера театра и концертного зала в силу элитарности этих культурных пространств требует от зрителей повышенного внимания к манерам. Хотя история театральных представлений насчитывает уже несколько тысячелетий, а концерт как особое явление культуры сформировался лишь в XVII в., в этикетных требованиях, предъявляемых к зрителям и слушателям, немало общего.

Все правила театрально-концертного этикета можно разделить на общие требования к поведению в пространстве театра, филармонии, концертного зала и правила поведения во время спектакля или концерта. Первая группа правил едина для всех подобных учреждений культуры, во второй же существуют отличия, обусловленные спецификой видов искусства и историческими особенностями различных типов представлений. Так, например, концерты были ориентированы на широкую аудиторию, в которой сословная принадлежность не имела значения, в то время как театры, явно или скрыто, оставались преимущественно элитарным способом времяпрепровождения, что не могло не сказаться на нюансах поведения публики.

Общие требования к поведению зрителей касаются манеры вести себя до начала спектакля или концерта, по завершении его, а также в антракте. Одним из основных этикетных требований в данном случае является пунктуальность. В XIX в. в светских кругах было принято приезжать на концерты и театральные представления с опозданием. Плата за спектакль взималась непосредственно в зале, поэтому прийти можно было в любое время. Но с тех пор изменилась и театральная практика, и правила этикета, а потому в наши дни опаздывать к началу концерта или спектакля нежелательно. Если же избежать опоздания не удалось, следует сесть на ближайшие свободные места или на балкон, чтобы не мешать тем, кто пришел вовремя. На свои места можно пересесть во время антракта. Также стоит помнить, что входить и выходить из зала во время исполнения произведения нельзя, необходимо дождаться его окончания.

Помимо требования точности, поведение человека, пришедшего в театр или на концерт, подчиняется еще целому ряду частных правил, касающихся различных ситуаций взаимодействия:

- При входе в театр мужчина, держа билеты в руке таким образом, чтобы контролер мог их видеть, пропускает женщину вперед. Входя в вестибюль, мужчина снимает головной убор. При выходе он может надеть его только в дверях. В гардеробе мужчина помогает женщине снять верхнюю одежду и лишь после этого раздевается сам. После окончания спектакля или концерта порядок меняется: мужчина сначала одевается, а затем помогает одеться женщине.

- Если билетер не показывает путь к местам, указанным в билетах, мужчина идет чуть впереди. Однако если в театр, кино вместе приходят несколько мужчин и женщин, то первым между рядами проходит мужчина, за ним женщины. Последним проходит также мужчина. При такой рассадке женщина не будет сидеть рядом с незнакомыми людьми.

- Проходить на свои места между рядами в зрительном зале следует только лицом к сидящим. При этом женщина проходит первой, а мужчина следует за ней. Проходя по ряду, следует извиниться перед уже сидящими зрителями за причиняемое беспокойство. В свою очередь, сидящие поднимаются со своих мест, чтобы дать возможность пройти остальным.

- Если место оказалось занято, лучше попросить билетера или кого-либо из служащих театра выяснить недоразумение, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

- Перед концертом или спектаклем считается хорошим тоном приобрести в фойе программу, в которой в зависимости от типа представления указывают состав исполнителей, краткое содержание спектакля, перечень исполняемых произведений, а также дополнительную информацию о спектакле или концерте. Мужчина покупает программу и передает ее своей спутнице. Ознакомиться с содержанием программы лучше до начала представления. Во время концерта или спектакля программы, как и театральные бинокли, держат на коленях. Неприлично разглядывать в бинокль окружающих.

- Есть в фойе или зрительном зале считается неприличным.

Это можно делать только в буфете. Но даже в очень хорошем театральном буфете не следует задерживаться слишком долго.

- Прогуливаться в театре под руку не принято.

- По окончании концерта или спектакля не надо бежать в гардероб или к выходу: покидать зал, пока исполнители находятся на сцене, невежливо.

Отдельного внимания заслуживает внешний вид зрителей.

Несмотря на то что современный этикет достаточно демократичен и не предусматривает особого дресс-кода для посещения спектаклей, не стоит приходить в театр или на концерт в джинсах, и уж совершенно недопустимы в одежде элементы спортивного стиля. Впрочем, неуместна и другая крайность – подчеркнуто торжественный вечерний наряд. Наиболее удачным решением считается деловой костюм; женщины также могут надеть нарядное платье или костюм.

Во время спектакля и концерта основное требование к поведению зрителей и слушателей – соблюдение тишины. Именно этим требованием продиктованы многие частные правила поведения:

- Мобильные телефоны и другие средства связи должны быть выключены. Другим зрителям и артистам может мешать и звук виброзвонка, и свечение экрана.

- Не следует приносить в зал никаких предметов, создающих шум. Полиэтиленовые пакеты лучше оставить в гардеробе, при выборе цветов отдать предпочтение букетам без целлофановой упаковки, а шоколадом в шуршащей обертке угоститься в антракте в буфете.

- Хотя формально не существует запрета на посещение спектаклей и концертов во время болезни, от подобных культурных мероприятий стоит воздержаться, если болезнь сопровождается кашлем и чиханием.

- Во время концерта и театрального представления не следует разговаривать. Обсуждать содержание пьесы, игру актеров и мастерство музыкантов лучше в антракте, а не во время действия, но и в антракте надо стараться говорить негромко.

Зрители могут нарушать тишину в зале лишь выражением одобрения. За столетия существования театральных и концертных мероприятий сложилась целая система способов проявления положительных эмоций, которая подчиняется особым правилам.

Прежде всего, артистов и музыкантов благодарят аплодисментами. В разных видах искусства сложились собственные традиции, определяющие, когда именно аплодисменты наиболее уместны:

- В театре: по окончании актов и всего спектакля, перед антрактом, иногда – при выходе на сцену ведущих актеров до начала действия.

- В опере: при появлении дирижера за пультом, по окончании актов и всего спектакля, иногда – после исполнения сольной арии.

- В балете: при появлении дирижера за пультом, при первом выходе исполнителя главной партии, по окончании актов и всего спектакля, после исполнения наиболее сложных и эффектных номеров.

- На концерте: при появлении дирижера за пультом, при выходе на сцену солиста, после окончания произведения, в завершение концерта.

Наибольшие сложности в соблюдении данных правил вызывает концерт, поскольку пауза в исполнении может означать не конец произведения, а перерыв между частями. С этой точки зрения упоминание ведущим концерта количества частей в исполняемом произведении не является формальностью. Оно позволяет слушателям не попасть в неловкую ситуацию. В XVIII–XIX вв. на аплодисменты не налагалось никаких ограничений. Они выражали эмоциональную реакцию зала и могли раздаваться в конце произведения или его части и даже после удачно исполненного пассажа.

Табу на аплодисменты между частями многочастного произведения (сонаты, симфонии, концерта) было установлено австрийским композитором и дирижером, директором Венской национальной оперы Густавом Малером. Логика этого решения была проста: любые звуки, пусть даже и одобрительные, разрушают целостность восприятия музыкального произведения. С тех пор, хотя аплодисменты между частями не относятся к числу самых грубых нарушений концертного этикета, все же лучше от них воздерживаться. Существует надежный знак, позволяющий определить, окончено ли исполнение всего произведения: после окончания солист встает из-за инструмента или опускает его, а дирижер опускает руки и поворачивается лицом к залу. Аплодировать, пока дирижер стоит лицом к оркестру, не принято.

- Аплодисменты могут дополняться восклицаниями «Браво!» и «Бис!». Важно помнить, что первое просто выражает одобрение и восхищение, а второе представляет собой просьбу повторить исполненное произведение. Следовательно, во время концерта уместны оба возгласа, на спектакле же следует ограничиться вариантом «Браво!»: повторять монолог по просьбе зрителей актер не станет.

- Кроме аплодисментов, исполнителей благодарят цветами. Также допустимы небольшие презенты: коробка конфет, сувенир и т. п. Но если букет цветов можно преподнести в любое время, то сувениры и подарки уместны только по завершении концерта.

- Существует множество примет и суеверий, которые предписывают актерам и работникам театра не проходить по сцене без крайней необходимости. Тем более это недопустимо для посторонних. Поэтому цветы дарят из партера, не поднимаясь на сцену.

- Во время спектакля или концерта нельзя свистеть.

В академической среде свист означает не одобрение, а выражение недовольства игрой исполнителя.

На презентации

Непременным атрибутом деловой жизни в последние годы стала презентация. И если раньше формат презентации использовался исключительно в сфере бизнеса (презентации товаров и услуг), то сегодня презентации проводятся повсеместно. Например, это может быть презентация новой книги, фильма, культурного проекта, дополнительных образовательных услуг и т. п.

Презентации нацелены на развитие социальных, культурных или бизнес-проектов, на укрепление старых связей и установление новых, расширение круга партнеров, клиентов и т. п. Успешное проведение презентации во многом определяет дальнейший успех представляемого проекта или продукта. Презентация считается успешной, если она «разжигает любопытство и желание получить больше информации по данному вопросу».

Презентация – это способ проведения официального делового мероприятия, но не прием. Поэтому правила организации и проведения презентаций включают в себя следующие рекомендации:

- Необходимо продумать и подготовить программу презентации, включающую в себя следующие основные моменты:

  1. Тема и цель презентации.
  2. Сроки и место проведения презентации.
  3. Список приглашенных.
  4. Подготовка приглашений. Самая удобная форма приглашений – отпечатанные – с просьбой подтвердить присутствие, так можно заранее узнать количество гостей.
  5. Разработка сценария презентации.

- Любая деловая презентация состоит из трех частей – вступления (приветствие, представление ведущего, сообщение о теме презентации), основной части и заключения (краткое резюме, комплимент аудитории, выражение искренней благодарности за внимание, предложение задавать вопросы).

- Официальная часть презентации длится не более 30–40 минут. Выступления должны соответствовать цели и теме презентации. Основная часть презентации может сопровождаться демонстрацией образцов, слайдов, фото- и видеоматериалов, прослушиванием звукозаписей и т. п. Презентация может сопровождаться концертными и эстрадными номерами.

- Участникам презентации вручаются сувениры (рекламные подарки). Обычно используются недорогие предметы: записные книжки, календари, авторучки, значки и т. п. На эти предметы наносится название фирмы, а иногда ее адрес и характер деятельности.

- После официальной части обязательно выделяют время для свободного общения участников, установления новых знакомств и контактов. В этой ситуации наличие визитных карточек окажется очень кстати.

- Время проведения презентации обычно ограничивается 1,5–2 часами. Требования к одежде – повседневный костюм для мужчин, костюм или платье – для женщин.

- Считается, что презентации лучше всего проводить после обеда, примерно с 15 часов, с тем чтобы после нее можно было организовать кофе-брейк, коктейль или фуршет (17.00–19.00). В особо торжественных случаях презентации завершают самыми респектабельными видами приемов – «официальным обедом» или «официальным ужином».

На презентациях сервировка стола и правила поведения не отличаются строгостью. Главное – создание непринужденной приятной обстановки для установления контактов, знакомства, общения.

Этикет в ситуации устройства на работу

Ситуация устройства на новую работу – это как раз та ситуация, в которой наиболее полно и концентрированно проявляется знание правил делового этикета и умение производить на окружающих хорошее впечатление.

В России в последние годы начал формироваться новый этикет поиска работы. Одним из его важных элементов является умение представить свое личное резюме или CV (curriculum vitae (лат.) – жизненная карьера, путь жизни), т. е. перечень профессиональных навыков. CV – это не автобиография и не выписка из трудовой книжки, а, скорее, профессиональный автопортрет. В личном резюме следует дать информацию об образовании, профессиональных достижениях, ученой степени, печатных трудах, прежних местах работы, круге обязанностей и т. п. Иначе говоря, это должны быть значительные моменты профессиональной деятельности, которые могут заинтересовать работодателя в отношении той должности, на которую объявлен конкурс. Важно не столько указывать точное название прежних должностей, сколько четко описать прежние обязанности и результаты работы. При этом следует избегать ненужных деталей, таких как номера дипломов, адреса прежних мест работы, имена детей, место работы супруга и т. п.

В качестве варианта изложения CV может быть предложена следующая структура:

  • фамилия, имя, отчество;
  • возраст (число, месяц и год рождения);
  • образование;
  • профессиональные достижения;
  • квалификация;
  • последнее место работы;
  • знание иностранных языков;
  • владение компьютером;
  • семейное положение (хотя вполне допустимо его не указывать);
  • увлечения (хобби);
  • наличие водительского удостоверения;
  • номер контактного телефона.

Резюме должно быть отпечатано четким шрифтом на хорошей бумаге. Весь текст желательно уместить на одной стороне листа формата А4.

Наряду с личным резюме неплохо иметь и письменные рекомендации от прежних руководителей, известных специалистов в данной профессиональной сфере или от влиятельных людей, с которыми доводилось сотрудничать. Такие рекомендательные письма могут сыграть положительную роль в случае, когда работодатель будет выбирать из нескольких претендентов. Причем желательно, чтобы эти рекомендательные письма выглядели не стандартными характеристиками-отписками, а ответственными рекомендациями солидных людей.

Если представленные документы заинтересовали работодателя, он приглашает претендента на собеседование, которое также потребует от соискателя этикетных знаний и умений.

Прежде всего, важно тщательно продумать, как следует вести себя, что говорить, как выглядеть, чтобы произвести нужное впечатление. Ведь наниматель хочет, чтобы претендент соответствовал его требованиям, для него главное – найти нужного, подходящего для данной работы человека. Задача соискателя – убедить его (при этом особо не настаивая), что он именно тот человек, который нужен. При этом надо помнить, что, скорее всего, претендента увидят впервые и судить о нем будут по тому впечатлению, которое он успеет произвести в начальные минуты общения. Оценят его одежду, лицо, фигуру, голос, манеру говорить и сидеть и т. п., то есть весь облик, а уже после этого станут вдаваться в смысл рассказов о достижениях и успехах, квалификации и опыте работы, о планах, связанных с новой работой, и о том, что соискатель сможет дать новой фирме. При этом важно помнить высказывание К. Гольдони: «Тот, кто говорит много, не может говорить хорошо».

Прежде чем отправиться на собеседование, следует спланировать свой путь и время, чтобы прибыть на собеседование без опозданий. Желательно прийти даже чуть раньше, чтобы иметь возможность осмотреться и освоиться в новой обстановке. Если же получилось прибыть слишком рано, лучше подождать на улице.

Некоторые руководители могут расценить такое раннее появление как неумение спланировать свое время.

Кроме того, очень важно привести в порядок свой внешний вид. Лучше всего надеть деловой костюм, не слишком изысканный, но и не небрежный. Для женщин это может быть и просто темная юбка, белая хлопчатобумажная блузка и изящные (модельные) туфли. Колготки обязательны. Однако дать универсальный совет, как одеться, невозможно. Многое зависит от того, к какой сфере деятельности относится выбранное учреждение: если сфера коммерции, то следует приходить в костюме, если рекламное агентство, то вполне уместно позволить себе более яркие одеяния. Существенно лишь то, чтобы чувствовать себя в этой одежде уверенно. Но женщине следует обратить внимание на то, чтобы новая юбка не была слишком короткой, а вырез на блузке слишком глубоким. Важно позаботиться и о том, чтобы туфли были удобны, имели не слишком высокий каблук, обеспечивающий ровную, уверенную походку. Желательно соблюсти и следующие требования:

  • одежда должна быть в хорошем состоянии, чистой и хорошо отглаженной;
  • обувь должна быть вычищена;
  • на одежде не должно быть шерстинок любимых домашних животных.

Важно понимать, что умело организованный гардероб свидетельствует об организованности человека, в том числе и на рабочем месте.

Придя на место, следует сообщить секретарю, кто пришел, к кому и по какому делу и подождать. Разговаривая с секретарем, также надо помнить, что его могут спросить о впечатлении, произведенном соискателем. Поэтому следует держаться уверенно, не забывать о прямой осанке, улыбке, приветливости и доброжелательности.

Входить в кабинет можно только после того, как последует приглашение. Входя, следует поздороваться в дверях, назвать свое имя и, если хозяин кабинета протянул руку, пожать ее крепко, но сдержанно. («Вялое» рукопожатие будет свидетельствовать о неуверенности и безволии.) Соискателю недопустимо протягивать руку для рукопожатия первым.

Сесть можно только после того, как это будет предложено сделать. Если же ожидание слишком затянулось, уместно спросить: «Где вы позволите сесть?»

Сидеть следует прямо и смотреть собеседнику в глаза, но не слишком пристально. Не стоит ломать в волнении пальцы, теребить в руках платочек или сумку. Надо продемонстрировать спокойствие и уверенность в себе.

Если предложат чай, кофе или прохладительные напитки, не стоит отказываться. Надо поблагодарить и сделать хотя бы один-два глотка.

Если собеседование проводится за трапезой, то важно соблюдать все правила приличий за столом: не говорить с полным ртом, не начинать беседовать о делах, пока не будет сделан заказ официанту, есть не торопясь и не приводить себя в порядок прямо за столом. При заказе блюд стоит выбирать хорошо известные блюда, с которыми не возникнет проблем в процессе еды.

Кроме того, во время собеседования, следует избегать:

  • передвигать мебель. Стул для соискателя обычно стоит там, где хочет наниматель;
  • подробно рассказывать, почему пришлось уйти с прежнего места работы;
  • разговоров о личных делах и проблемах семьи, если об этом не спрашивают;
  • заводить разговор о зарплате первым, лучше подождать, пока это сделает наниматель;
  • прерывать собеседника, чтобы вставить свое замечание;
  • забывать и путать имена;
  • спорить или использовать даже умеренно бранные и жаргонные слова;
  • быть фамильярным с собеседником, даже если он дружелюбен и дает почувствовать себя свободно;
  • высказывать свои политические и религиозные взгляды, пока об этом не попросят;
  • делать вид, что есть и другие, не менее выгодные предложения.

Во время беседы хорошо держать наготове в сумке или кармане небольшой блокнот и ручку, чтобы при необходимости сделать нужные записи. Стоит заранее продумать вопросы, которые хотелось бы задать относительно будущей работы.

В то же время надо быть готовым к тому, что наниматель задаст следующие вопросы:

  • Что заинтересовало вас в этой работе? Какой вклад вы можете в нее внести?
  • Каковы ваши планы относительно будущей карьеры?
  • Намерены ли вы учиться, повышать свою квалификацию?
  • С какого рода людьми вам трудно иметь дело на работе?
  • Сколько времени будет занимать ваша дорога на работу и утомительна ли она?
  • Какими видами транспорта вы будете пользоваться?
  • Какая у вас ситуация в семье?
  • Ваше состояние здоровья?

Если ведущий собеседования встал, то это сигнал того, что визит окончен. Следует поблагодарить собеседника и спросить о дальнейших действиях, подтверждая тем самым искренний интерес к предлагаемой работе. Если протягивают руку, надо пожать ее, но не предлагать свою руку первым. Хорошо расстаться на положительной ноте, сказав: «Спасибо, что вы встретились со мной. Я очень заинтересован в этой работе. Я думаю, что смогу выполнять ее хорошо».

Не стоит падать духом, если визит не увенчался успехом, возможно, это лишь следствие очень сильной конкуренции. В любом случае эта встреча позволит приобрести очень важный опыт.