Деловой этикет (Капкан М.В., 2017)

Этикет внешнего облика делового человека

О. де Бальзак писал: «Тайна туалета заключается не в платье, а в известной манере носить платье». Не случайно этикет всегда содержал в себе целый раздел правил и требований, относящихся к культуре ношения одежды и украшений. С момента своего возникновения одежда имела не только чисто утилитарную функцию, но и предоставляла человеку возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки внешности, отражала определенное представление о красоте, выполняла эстетическую и знаковую функции. Не случайно русский историк С. М. Соловьев высказывал мысль, что человек именно одеждой завершает процесс творчества самого себя.

Внешний вид делового человека – один из ведущих факторов успеха, поскольку для потенциального партнера именно внешний облик (костюм, прическа, атрибуты) служит своеобразным кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности.

В основе этикета внешнего вида лежит принцип эстетической привлекательности. Облик человека должен радовать глаз окружающих или по крайней мере не вызывать раздражения. Вместе с тем мало в чем обнаруживается такое несходство взглядов, как в представлениях о красоте. Безусловно, они зависят от национальной традиции, веяний моды, требований конкретной профессиональной отрасли, в которой работает человек, и многих других переменных.

Однако в этикете красота чаще всего ассоциируется с отсутствием вычурности, броскости, эпатажа. Это своего рода эстетика скромности.

Такое понимание принципа эстетической привлекательности обнаруживается уже в дореволюционных книгах по этикету. Так, в книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» (СПб., 1889) читаем: «Порядочный человек всегда должен быть так хорошо и гармонично одет, чтобы ни одна часть его одежды не бросалась в глаза. Величайшая элегантность заключается в величайшей простоте. Если кто-нибудь из ваших знакомых или приятелей хвалит ваш галстук или жилет ваш, будьте уверены, что этот галстук или жилет красивы более, чем нужно, иначе они не бросались бы в глаза, а если это так, то, стало быть, комплимент вашему галстуку или вашему жилету вовсе не комплимент для вас самих, а напротив, прямое порицание вашему вкусу...»; «Безупречная чистота – первое качество светского человека. Вам скорее простят потертое платье, чем жирное пятнышко на вашем жилете..»; «…не следует думать, что одеваться дорого и вычурно значит одеваться хорошо, напротив, простота, соединенная со вкусом или опрятностью, всегда стоит неизмеримо выше вычурности...».

Эти правила этикета, касающиеся культуры одежды, украшений, макияжа, в наше время не только сохраняются, но и дополняются новыми, в особенности в деловой сфере.

Австралийский исследователь униформы Дженнифер Крейк относит деловую одежду к разряду так называемой квазиформы – способа одеваться в соответствии с общепринятыми нормами: «Квазиформу носят люди, одевающиеся индивидуально, но похожим образом – например, бизнесмены, члены клубов, спортивные болельщики». Квазиформа призвана одновременно и подчеркнуть статус и профессионализм своего носителя, и нивелировать индивидуальность, обозначив его принадлежность к определенной социально-культурной группе. Это свойство квазиформы приводит к тому, что деловой костюм функционирует по иным законам, нежели другие виды одежды. Он в минимальной степени подчиняется требованиям моды, а зачастую даже оказывается противоположен модным тенденциям.

Требования к деловому костюму складывались в европейской культуре на протяжении нескольких веков. Цветовая гамма восходит к принципам протестантской трудовой этики. Темная одежда была характерна для предпринимателей – приверженцев кальвинизма. Темные цвета – черный, темно-синий, темно-зеленый – символизировали надежность, верность долгу и призванию, профессионализм. В XIX в. утвердился новый покрой деловой одежды, с незначительными изменениями дошедший до наших дней, но цветовая гамма осталась прежней, сохранив и свою семантику.

В России деловой костюм долгое время сохранял связь с форменной одеждой. Не последнюю роль в этом сыграла Табель о рангах, устанавливавшая соответствия между военными и гражданскими чинами. Подобно тому как каждому военному чину предписывались свои знаки отличия в одежде, гражданские мундиры, получившие название вицмундиров, также различались особенностями отделки. Изначально они шились по образцу фрака – самого популярного предмета мужского гардероба в начале XIX в.

С 1830-х гг. основой делового костюма для гражданских чиновников стал сюртук, который носили с панталонами без складок. Хотя фасон повседневных сюртуков часто менялся, сюртуки служащих не зависели от причуд моды, а их ткань и отделка регламентировались указами. К концу XIX в. в мужском деловом обиходе утвердились пиджаки, которые к началу Первой мировой войны почти полностью вытеснили сюртук и из деловой, и из повседневной сферы.

Таким образом, история делового костюма демонстрирует устойчивость требований к нему и его внеположенность моде. В наши дни в деловой одежде этикетная эстетика скромности реализуется в правилах, которые должны соблюдаться неукоснительно вне зависимости от того, какую должность занимает сотрудник и в какой профессиональной сфере он работает:

  • Деловой костюм нельзя сочетать со спортивной обувью.
  • Абсолютным табу на работе являются мини-юбки, глубокие декольте, высокие разрезы.
  • Колготки или чулки обязательны в любое время года и в любую погоду.
  • Белые носки несовместимы с деловым дресс-кодом.
  • Изменение температуры воздуха не повод вносить существенные изменения в стиль одежды.
  • Татуировки и пирсинг в рабочей обстановке неприемлемы.
  • Изделия крупной вязки не носят на работе даже зимой.
  • Использование полупрозрачных и прозрачных тканей недопустимо.
  • Использование в одежде синтетических материалов считается дурным тоном.
  • Очки с затемненными стеклами можно носить только на улице.
  • Изделия с драгоценными камнями (особенно бриллиантами) можно надевать только в вечернее время.

В последние годы этикет внешнего вида тесно связан с понятием дресс-кода – формы одежды, требуемой при посещении организаций и мероприятий. Хотя в обыденном сознании существует представление о некоем унифицированном дресс-коде, едином для всех профессиональных сфер и любых ситуаций делового общения, в реальной практике требования, предъявляемые к деловой одежде, могут значительно различаться. Основные факторы, которые влияют на выбор той или иной версии делового костюма, – это сфера деятельности и ситуация ношения. То, что является эталоном стиля для сотрудников банковской сферы, может быть неприемлемо для представителей креативных индустрий.

Авторы книги «Дресс-код. Путеводитель по деловому стилю для успешных мужчин» предлагают следующую градацию делового стиля, которая с некоторыми уточнениями применима и к женскому бизнес-стилю:

– Корпоративный стиль. Наиболее строгий стиль, использующийся в крупных инвестиционных банках и юридических фирмах.

Корпоративный стиль предполагает для мужчин наличие костюма, светлой (предпочтительно белой) рубашки и галстука, для женщин – юбки до колен и светлой блузки.

– Нестрогий деловой стиль. Это стиль, допускающий отклонения от корпоративного. Например, мужчине возможно обойтись без галстука или надеть вместо костюма пиджак и брюки (для корпоративного стиля подобное сочетание неприемлемо). Женщина может носить деловой костюм с цветной блузкой и добавить акцент в виде яркого аксессуара.

– Свободный деловой стиль. Это стиль пятницы. Пиджак не требуется, хотя и желателен. Обязательными остаются рубашка или тонкий пуловер. В женском гардеробе появляются платья, комбинации платья с жакетом, а также брючные костюмы.

– Условно-деловой стиль. Строго говоря, этот стиль не вписывается в традицию делового стиля. Он допускает и отсутствие галстука, и даже отсутствие пиджака. В рамках данного стиля возможно скомбинировать костюм с аккуратной футболкой. Также допустимо надеть просто рубашку или свитер без пиджака. Основным критерием такого стиля является не определенный набор предметов гардероба, а общая аккуратность облика: туфли должны быть начищены, а джемпер чист и отглажен.

Можно предложить и другую типологию, основанную на ситуационном критерии. В этом случае допустимо выделить три основных типа делового костюма:

– Повседневный деловой костюм. Это костюм, предназначенный для ежедневной работы в офисе в привычном кругу сотрудников и клиентов. Он может определяться нормами корпоративной культуры, но чаще следует негласным предписаниям, сложившимся в той или иной профессиональной сфере.

– Деловой костюм для встреч и переговоров. Данный вид одежды предназначен для встреч с деловыми партнерами. Это своего рода «официальный язык» в одежде, призванный уравнять статусы участников и обеспечить общность требований к одежде безотносительно частных корпоративных требований и индивидуальных предпочтений.

– Дресс-код официальных торжественных мероприятий. Требования к одежде, надеваемой по торжественным поводам, наиболее формальны, так как подчиняются соображениям не целесообразности, а традиции и светских ритуалов. Как правило, конкретная разновидность такого дресс-кода указывается в приглашении.

Эти варианты дресс-кода различаются как содержанием требований, так и строгостью, с которой они должны соблюдаться.

Требования, предъявляемые к повседневному деловому костюму, распространяются лишь на некоторые профессиональные сферы.

Это, прежде всего, государственная служба, юриспруденция, банковское дело. Кроме того, этим требованиям обязаны следовать руководители высшего звена большинства учреждений. В большинстве других отраслей повседневная одежда либо допускает большую свободу, либо вовсе не регламентирована. Также, как правило, достаточно свободны в выборе одежды сотрудники, не взаимодействующие с клиентами. Наиболее консервативен как для мужчин, так и для женщин деловой костюм для встреч и переговоров, на который мода оказывает минимальное влияние. Что касается дресс-кода официальных торжественных мероприятий, то его строгость разнится. Мужской костюм представляет собой детально регламентированную традиционную форму одежды, которая с XIX в. претерпевает лишь незначительные изменения. Женский же допускает значительную свободу выбора в пределах, намеченных правилами. Наконец, если в повседневной рабочей обстановке чаще всего допустимы небольшие отклонения от требований делового стиля, то на официальных мероприятиях любая ошибка может стать роковой для репутации.

Деловой дресс-код мужчины

Основа мужского делового гардероба – костюм-двойка, сшитый из шерстяной ткани средней плотности и состоящий из брюк и однобортного или двубортного пиджака. Цветовая гамма делового костюма очень ограничена: он может быть темно-серым или темно-синим. Хотя исторически в профессиональной одежде активно использовался черный цвет, в современной деловой культуре он сохранил лишь два значения: торжественной утонченности и траура. Ни то ни другое значение не годится для повседневного делового общения, а потому черный костюм в большинстве ситуаций оказывается неуместен. Что касается коричневых оттенков, то они постепенно проникают в одежду представителей деловых кругов, однако до сих пор считаются недопустимыми с точки зрения строгих правил этикета.

Костюм может быть дополнен жилетом, сшитым из той же ткани, т. е. трансформироваться в костюм-тройку.

Вторым обязательным элементом делового костюма служит рубашка с длинным рукавом. При этом длина рукава должна быть такой, чтобы манжеты примерно на 1 см выглядывали из-под рукава пиджака. Цвет рубашки может варьировать от белого до светлоголубого, розового, синего. Серого следует избегать: этот цвет приличествует лишь костюму. Хотя эталоном делового стиля считается однотонная рубашка, вполне допустим мелкий узор в полоску или клеточку. При этом желательно, чтобы издалека даже рубашка с узором производила впечатление однотонной. Важно помнить, что клетка считается более неформальным рисунком, нежели полоска. Вопрос о нагрудном кармане рубашки остается спорным.

По современным меркам наличие такого кармана допустимо при отсутствии жилета (этот карман, по сути, появился как раз взамен жилетных карманов), но он должен быть пуст. Авторучка, мобильный телефон и даже носовой платок в нем неуместны. Европейские эксперты в области этикета уделяют особое внимание воротнику рубашки. По их мнению, для строгого, корпоративного стиля идеален высокий косой воротничок, который плотно прилегает к шее, но не сдавливает ее. Свободный деловой стиль включает также воротник на пуговицах, с помощью которых концы воротника пристегиваются к передней части рубашки.

В деловой обстановке к костюму обязательно надевают галстук. Хотя галстук выступает в качестве одного из акцентов делового костюма, он должен быть максимально незаметен. Чем крупнее рисунок, тем более экстравагантно выглядят галстук и его обладатель. Поэтому дизайн должен быть простым, а цвет – соответствовать ситуации. Уместны классические узоры: полоска, мелкий горошек, «турецкие огурцы» или абстрактные линии. Вычурные узоры или забавные рисунки, во-первых, отвлекают собеседника от сути разговора, а во-вторых – заставляют задуматься об уме того, кто носит такой аксессуар. Кроме того, если рубашка также с рисунком, то узор на галстуке должен гармонировать с ним. Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки. Однотонный черный галстук в повседневной жизни носят только в ситуации траура. Что касается материалов, то на работу принято надевать галстук, выполненный из шелка. Кожа, шерсть и другие модные материалы в бизнес-среде неуместны. Ширина галстука должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.

В целом, костюм следует формировать по принципу «два однотонных предмета – один предмет с рисунком».

Как известно, среди деталей внешнего облика одной из наиболее значимых является обувь. Наиболее уместным дополнением к деловому костюму служат черные полуботинки из гладкой кожи со шнуровкой. Лакированная обувь допустима только в вечернее время, а замша не относится к числу материалов, подходящих для деловой обстановки.

Важным, хотя и обычно незаметным элементом мужского костюма являются носки. Опасность заключается в том, что при несоблюдении правил этикета эта часть одежды может стать чересчур приметной. Правильная длина носков определяется очень просто: носок должен закрывать часть голени, которая может быть видна под брючиной. Если для галстуков этикетом предусматриваются разнообразные узоры, к носкам это не относится, они должны быть однотонными, в тон брюкам или туфлям.

Отдельного внимания заслуживают аксессуары, которые призваны подчеркнуть статус их обладателя, а также служат единственным проявлением индивидуальности в деловой сфере. Аксессуары могут быть обязательными и необязательными. К обязательным относятся часы, портфель (или атташе-кейс), ремень. К необязательным – запонки, булавка для галстука, платок, очки, кольца, брелоки.

- Аксессуары должны быть качественными, но не кричаще дорогими. Кроме того, важна уместность. Если на встречу с деловыми партнерами или собеседование в крупной корпорации допустимо надеть дорогие часы или кольцо-печатку, то на встрече с благотворительной организацией они произведут дурное впечатление.

- Одновременно мужчина не должен надевать больше трехчетырех украшений. Классический набор аксессуаров включает наручные часы, обручальное или иное кольцо и запонки.

- Все аксессуары должны быть выполнены из кожи или металла. Вещи из ткани (за исключением платка), кожзаменителя и пластика – неудачное дополнение делового облика. На кожаных изделиях нежелательно тиснение, особенно имитирующее кожу крокодила или змеи.

- Классический аксессуар, дополняющий деловой костюм, – это часы. Даже наличие функции индикатора времени в мобильном телефоне не отменяет необходимости носить часы на запястье. Это одновременно и символ статуса, и знак бережного отношения ко времени и пунктуальности. Предпочтительны часы на кожаном ремешке или металлическом браслете. Но в любом случае их не принято выставлять напоказ. Лучше, если они будут полускрыты под манжетой.

- Ремень должен сочетаться с обувью и по цвету, и по качеству кожи. С деловым костюмом можно надевать только кожаный ремень. При этом следует обратить внимание на ширину и толщину ремня: узкий и тонкий дополняет костюм строгого, корпоративного стиля, широкий и толстый (4 см) подходит только для нестрогого стиля. Цвет пряжки должен совпадать с цветом металла на каком-либо аксессуаре – часах, кольце, запонках, застежках ботинок, металлических элементах портфеля.

- Наиболее уместное дополнение к деловому костюму – портфель из черной или темно-коричневой кожи или атташекейс тех же цветов. В последнее время все чаще мужчины отдают предпочтение сумкам для ноутбуков, как более необходимым аксессуарам, но в таком случае сумка также должна быть кожаной, а не текстильной.

- Хотя швейная индустрия предлагает готовые комплекты, выполненные из одной ткани и включающие галстук и нагрудный платок, правилами этикета не рекомендуется, чтобы рисунок на этих двух аксессуарах совпадал. Достаточно, чтобы они были в одной цветовой гамме.

- Особый род аксессуаров – это письменные принадлежности, особенно ручки. Статус канцтоваров должен соответствовать статусу их обладателя. Это не обязательно должен быть Parker с золотым пером, но не стоит использовать на рабочем месте ручку из пластика, да еще с рекламной надписью, выдающей ее происхождение.

- Существуют и такие аксессуары, которые всегда должны быть спрятаны. К ним относятся в первую очередь ключи, бумажник и мобильный телефон. Последний, вопреки распространенной практике, не стоит носить на ремне. Лучше всего держать его в портфеле. Допустимый, хотя и менее удачный вариант – носить мобильный телефон в переднем кармане брюк, однако необходимо следить за тем, чтобы там не скапливалось лишнего.

Повседневный деловой костюм

В ряде профессиональных сфер требования к повседневному деловому костюму почти не отличаются от требований, предъявляемых к деловому костюму для встреч и переговоров. Но все же в большинстве организаций одежда на каждый день регламентируется менее строго.

Цветовая гамма повседневного нестрогого делового стиля расширяется. Ее основой служат синий и голубой цвет различных оттенков, а также светло-серый, песочный, хаки и коричневый. Кроме однотонных деловых костюмов, допустимы костюмы в тонкую полоску. В качестве дополнительных цветов вполне уместны и более яркие – зеленый, красный, желтый. Важно лишь не злоупотреблять ими.

В творческой среде в качестве повседневного делового цвета активно используется черный. Это может быть черный костюмдвойка или черный джемпер-водолазка.

В различных сферах деятельности существуют свои негласные правила повседневного дресс-кода, порой допускающие существенное разнообразие фасонов. Так, нестрогий деловой стиль позволяет сменить костюм на сочетание пиджака и брюк или включить в гардероб пиджак спортивного покроя, сшитый из твида или шотландки. Помимо классических брюк из тонкой шерсти повседневный деловой стиль может включать вельветовые брюки в крупный рубчик.

В ряде случаев в деловой обстановке оказываются допустимы вещи из качественного трикотажа, комбинируемые, однако, с предметами классического делового стиля. Например, джемпер из тонкой шерсти, предпочтительнее с V-образным вырезом, сочетается с классическим воротником рубашки и галстуком.

Отдельного разговора заслуживают джинсы. Непредставимые в официальном дресс-коде, они, тем не менее, прочно утвердились в повседневном гардеробе представителей многих профессий – от специалистов в области IT-технологий до преподавателей университетов. Но в этом случае важен фасон и цвет джинсов, так как даже небольшая погрешность может перевести их из статуса деловой одежды свободного стиля в разряд одежды для отдыха или физической работы. Деловые джинсы должны быть темно-синего цвета, с относительно высокой посадкой; потертости и дыры исключаются. Дополняет такой образ неширокий ремень.

В летнее время свободный деловой стиль допускает ношение светлых хлопчатобумажных брюк, которые можно сочетать с блайзером или спортивным пиджаком.

Соответственно, меняются и требования к цвету и фасону обуви. Помимо черных туфель, допустимы и иные оттенки. Но следует помнить: обувь может быть темнее костюма, но никогда – светлее и тем более – совсем светлой. Светлая открытая обувь символизирует неуверенность и создает ощущение, что человек нетвердо стоит на ногах. Коричневая обувь может сочетаться только с костюмом коричневого или синего цвета. Ко многим вариантам костюма подходят кожаные туфли без шнурков.

Несмотря на все допустимые отклонения, следует помнить, что «составляя рабочий гардероб, всегда лучше ошибаться в сторону классики». В случае сомнений в уместности того или иного стиля правильнее будет предпочесть более строгий вариант дресс-кода.

Летний вариант делового дресс-кода

Требования этикета внешнего вида обусловлены не только эстетическими принципами, но и соображениями комфорта и практичности, а потому в летнее время повседневный деловой костюм немного корректируется с учетом погодных условий. Однако и в этих коррективах нужно соблюдать меру.

- Летом деловой костюм допустимо поменять на более легкий и светлый. К привычным темно-серым и темно-синим тонам добавляются светло-серый, оливковый, хаки, цвет кофе с молоком. Однако белый костюм уместен только на отдыхе, а не на рабочем месте.

- Короткий рукав остается источником конфликта между требованиями этикета и соображениями комфорта.

Если внутренние требования конкретного учреждения позволяют летом рубашку с короткими рукавами, ее допустимо надевать. Но следует помнить, что этикетом подобные рубашки не приветствуются (это летний вариант одежды обслуживающего персонала), а потому для деловых встреч и официальных мероприятий обязателен длинный рукав. Даже в неофициальной обстановке в сильную жару лучше закатать до локтя длинный рукав, нежели надеть рубашку с коротким.

- Лето не повод отказываться от носков. Длинные носки в тон костюму обязательны при любой погоде.

- Сандалии и шорты недопустимы в деловой обстановке. Эта одежда предполагает, что ее можно носить лишь с обнаженными ступнями. Предел свободы – мокасины, к которым необходимы носки, и брюки из легкой ткани.

Дресс-код официальных торжественных мероприятий

Деловая жизнь включает в себя не только общение внутри офиса и встречи с партнерами и клиентами, но и ряд окказиональных и церемониальных мероприятий, которые предусматривают как особые формы поведения, так и специфические требования к одежде. Как правило, в приглашениях, рассылаемых участникам подобных мероприятий, указывается форма одежды. Существуют различные градации официального дресс-кода. Но в целом можно выделить три специфических варианта.

White tie. Это наиболее формальный и торжественный вариант дресс-кода, использующийся в особо торжественных случаях, например на вручении Нобелевской премии, государственном приеме, балу в Венской опере и т. п. На такие мероприятия традиционно принято надевать парадную военную форму или фрак. Хотя изначально фрак создавался как одежда для верховой езды (отсюда и вырезы на передних полах, и первоначальный компаньон – бриджи), он уже давно стал своего рода символом торжественности и элегантности. В современной отечественной деловой практике фрак не используется, но он активно функционирует в качестве парадного костюма за рубежом. Современный фрак должен быть черного или темно-синего цвета. К фраку обязательны черные брюки без обшлагов с двумя шелковыми галунами по боковым швам; белый пикейный жилет; белая сорочка с накрахмаленной грудью, жестким стоячим воротничком и манжетами под запонки; белый галстук-бабочка (именно он дал название соответствующему дресскоду); лакированные черные туфли и черные носки.

Black tie. Изначально такое обозначение указывало, что с фраком необходимо надеть черный галстук-бабочку. Когда фрак постепенно начал сдавать свои позиции в качестве парадного костюма, на первое место выдвинулся смокинг, который в начале XIX в. стал первым парадным мужским костюмом черного цвета: до этого мужская мода была не менее многоцветна, чем женская. Но «в конце 1810-х годов стало элегантным по вечерам появляться в черном, и с тех пор черный закрепился в вечерней одежде навсегда»32. Смокинг представляет собой вечерний костюм, состоящий из черного пиджака с открытой грудью и лацканами, обшитыми атласом, и брюк с атласной тесьмой-галуном по боковым швам. К смокингу надевают белую сорочку со стоячим воротником с загнутыми углами и двойными манжетами под запонки, черный галстук-бабочку, черные, желательно лакированные туфли и темные носки. Классическая деталь – белый носовой платок в левом нагрудном кармане.

Альтернативой смокингу может стать черный костюм. В некоторых случаях (не в вечернее время) допустим и костюм синего цвета, но тогда он должен быть безупречен как с точки зрения пошива, так и качества ткани. Галстук подбирается в тон костюма.

Come as you are («Приходите как есть»). Такая формулировка широко распространена в англоязычных странах и редко встречается в отечественной практике, что совсем не означает, что соответствующие поводы и форма одежды в России также отсутствуют. Это обозначение подразумевает, что специальный вечерний костюм не требуется и можно приходить в одежде, отвечающей требованиям делового дресс-кода, т. е. мужчина должен быть в костюме и галстуке. Так принято одеваться на различные творческие неофициальные или полуофициальные мероприятия – презентации книг, литературные чтения, модные показы, художественные выставки и пр.

Вне зависимости от того, к какому стилевому регистру относится костюм, этикет предписывает определенную манеру его ношения:

- Манжеты рубашки должны быть застегнуты на все пуговицы или закреплены запонками. Хотя в современном российском дресс-коде запонки порой воспринимаются как старомодный аксессуар, правила европейского этикета по-прежнему рекомендуют использовать их с классическим костюмом.

- Длина брюк должна быть такой, чтобы спереди они свободно лежали на туфлях, а сзади закрывали верхнюю часть каблука.

- Галстук должен касаться пряжки ремня. Слишком короткий галстук выглядит нелепо, но и чересчур длинный считается погрешностью против хорошего вкуса.

- В рабочей обстановке пиджак должен быть застегнут, когда человек стоит, и расстегнут, когда человек сидит. Нижняя пуговица пиджака не застегивается никогда. Это же правило относится и к жилету. Единственное исключение – форменная одежда (мундир).

- Многие зарубежные эксперты по дресс-коду и этикету замечают, что в России принято носить один и тот же костюм несколько дней подряд. Но в настоящее время эта традиция постепенно уходит, и рекомендуется менять одежду ежедневно.

Говоря о внешнем виде делового мужчины, стоит согласиться с лордом Честерфилдом, который в своих знаменитых «Письмах к сыну» (1739–1749) заметил: «...забота о красоте одежды – большая глупость; и вместе с тем не меньшая глупость не уметь одеваться – так, как приличествует твоему званию и образу жизни... хлыщ кичится своим платьем, а человек здравомыслящий потихоньку посмеивается над своей одеждой и вместе с тем знает, что не должен ею пренебрегать». Облик современного делового человека в большинстве случаев должен свидетельствовать не о знании модных тенденций (если только мода не является сферой его деятельности), а об аккуратности, респектабельности, умении гармонично сочетать элементы костюма. Все это служит указанием на профессионализм, надежность и точность в деловых вопросах.

Деловой дресс-код женщины

Женский деловой костюм куда более вариативен, нежели мужской, но и здесь есть свои требования. С одной стороны, стремление следовать моде – естественное желание женщины, которое может реализовываться и в сфере деловых отношений. С другой стороны, как уже было отмечено, в рабочей обстановке гендерные различия не имеют значения. Деловой костюм призван подчеркнуть профессионализм сотрудника, а не женственность своей обладательницы. Он, конечно, должен учитывать особенности фигуры и цветового типа, тем самым позволяя скрыть недостатки и отчасти подчеркнуть достоинства внешности, но дресс-код существует независимо от требований моды, а потому во многом ограничивает разнообразие цветов и фасонов.

В официальных случаях дресс-код предписывает женщине надевать костюм из юбки и жакета. Костюм может быть сшит из шерстяной, льняной или хлопчатобумажной ткани, в зависимости от сезона. Деловой костюм подразумевает прямую юбку длиной до колена или немного ниже, со шлицей сзади. Плиссированные или расклешенные юбки не считаются принадлежностью строгого делового стиля, а потому на деловых встречах и переговорах неуместны.

Юбку комбинируют с блузкой или топом светлых тонов. Наиболее строгие правила предписывают надевать блузку исключительно белого цвета. В любом случае цвет блузки должен гармонировать с цветом костюма. Фасон блузки может быть любым, но рюшей, чересчур облегающих силуэтов и излишне броских деталей все же следует избегать. Самыми подходящими материалами для блузки считаются хлопок и шелк.

К деловому костюму надевают туфли-лодочки из черной гладкой кожи без пряжек и других украшений. Высота каблука не может превышать шести сантиметров, а с брюками многие эксперты рекомендуют носить туфли на еще более низком каблуке, чтобы не выглядеть чересчур нарядно.

В рабочей обстановке необходимы колготки или чулки, предпочтительно телесного цвета. Недопустимы колготки с рисунком или швом, а также слишком плотные и цветные.

Повседневный деловой костюм

Повседневная деловая одежда женщины достаточно разнообразна и может включать следующие варианты костюмов – от наиболее строгого до наименее формального:

  • юбку и жакет;
  • юбку и блузку;
  • платье и жакет;
  • платье;
  • юбку и тонкий джемпер;
  • брючный костюм.

К каждому из этих костюмов предъявляются свои правила:

- Фасон делового платья должен быть строгим, а материал – плотным. Романтические летящие фасоны не следует надевать на работу даже летом.

- С жакетом уместно платье-футляр.

- Джемпер и другие вещи из трикотажа (например, двойка из кардигана и топа одного цвета) должны иметь четкий силуэт. Бесформенным кофтам свободного кроя не место в деловом гардеробе.

- Брюки делового костюма не должны быть слишком облегающими, а жакет должен прикрывать бедра.

- Между нижним краем брюк и верхним краем носков не может быть видна голая нога, поэтому длина носков должна соответствующим образом сочетаться с длиной брюк. Это правило перешло из мужской моды в женскую вместе с брюками.

Что касается цвета одежды, то сейчас в женской деловой одежде на каждый день допустима большая свобода, нежели в мужском гардеробе. Помимо уже классических деловых цветов – темно-синего, серого, темно-коричневого, бежевого – можно надевать вещи и более ярких оттенков. Вполне уместен и черный цвет. В качестве дополнительных цветов можно использовать даже модные оттенки, если они сочетаются с цветом костюма.

Аксессуары в современной моде играют в костюме женщины гораздо большую роль, нежели в мужском. По своей начальной сути украшения служат для того, чтобы произвести впечатление, привлечь к себе внимание, выделиться. Более того, каждая вещь практически выступает в той или иной мере знаком социального престижа. По вещам человека можно с достаточно большой долей вероятности определить его или ее социальный статус. Все эти функции с успехом выполняют и аксессуары, подбираемые к деловому костюму. Однако злоупотреблять этим символическим языком не следует, а потому общее количество аксессуаров не должно превышать пяти.

- Неизменным атрибутом облика деловой женщины является черная или темно-коричневая кожаная сумка строгого фасона, без заклепок, золотых цепочек и других декоративных элементов. Сумка может быть заменена кожаным портфелем.

- Как и в мужском гардеробе, часы считаются самым необходимым аксессуаром. Следует подбирать часы, соответствующие полноте запястья руки. Слишком маленькие часы зрительно увеличивают руку. Электронные модели считаются не столь элегантными, как механические. Кроме того, женщинам не рекомендуется носить мужские часы.

- Канцелярские принадлежности, которые используются в деловой обстановке, особенно на встречах, должны быть высокого класса. Это относится и к блокнотам и ежедневникам, и особенно к ручкам.

- Крупные украшения или аксессуары в этническом стиле не сочетаются с деловым костюмом, равно как и излишне блестящие и яркие.

- В дневное время не принято носить ювелирные украшения, им следует предпочесть бижутерию. Однако бижутерия должна быть высокого класса. Из ювелирных украшений допустимы лишь тонкие кольца общим числом не более трех (включая обручальное), тонкие серебряные и золотые цепочки и неброские серьги. Ювелирные украшения уместны только после 18.00 и лишь в торжественной обстановке, как часть соответствующего дресс-кода.

Под влиянием моды порой в состав женского гардероба входит галстук. Казалось бы, этот аксессуар призван подчеркнуть деловой характер костюма. Однако, как уже было замечено, деловой женский костюм хоть и исключает женственность, но не должен содержать элементов гендерной неопределенности. Поскольку галстук однозначно прочитывается как деталь мужского костюма, в женском гардеробе он неуместен.

С точки зрения повседневного этикета, прическа, макияж и маникюр не относятся к аксессуарам. Однако в деловой среде они рассматриваются в ряду аксессуаров, которые должны выглядеть максимально естественно и аккуратно. Если волосы короткие, необходима укладка. Длинные волосы собираются в аккуратную прическу.

Распущенные волосы несовместимы с рабочей обстановкой.

Макияж и маникюр подчиняются общему требованию: они должны присутствовать, но не должны быть заметны. Предпочтителен макияж в натуральных тонах и бесцветное покрытие ногтей либо французский маникюр. Насыщенные оттенки лака для ногтей и губной помады, а также интенсивный макияж глаз недопустимы.

Летний вариант делового дресс-кода

В летнее время камнем преткновения становится мера обнаженности. В целом, обнажать можно лишь те части тела, которые хорошо выглядят. Но даже самые безупречные части тела не обязательно выставлять напоказ.

- В повседневной рабочей обстановке можно позволить себе вещи с короткими рукавами, но полное отсутствие рукавов недопустимо.

- Сарафаны, топы, открывающие живот, прозрачные блузки и вещи в бельевом стиле нельзя надевать на работу даже в жару.

- Даже в жаркую погоду носок рабочей обуви должен быть закрытым, а туфли с открытой пяткой допустимы лишь в неофициальной обстановке.

- Летом цветовая гамма делового костюма расширяется за счет использования светлых пастельных тонов. Однако ослепительно белый костюм исключается даже в жаркую погоду.

Дресс-код официальных торжественных мероприятий

Женский торжественный костюм в современном мире гораздо менее регламентирован, чем мужской. Дресс-код в данном случае лишь задает ориентиры, которым необходимо следовать. Это позволяет проявить индивидуальность и оригинальность в одежде, но и усложняет задачу выбора максимально уместного наряда.

White tie. Изначально женской версией данного дресс-кода было бальное платье. В настоящее время женщина надевает открытое, обязательно длинное платье, желательно однотонное. Открытые плечи должны быть прикрыты меховым палантином или накидкой. В качестве аксессуаров допускаются маленькая вечерняя сумочка и ювелирные украшения с драгоценными камнями. Длинные перчатки традиционно также были атрибутом данного дресскода, но в настоящее время их ношение не является обязательным, хотя и приветствуется. Волосы должны быть уложены в прическу.

В закрытом помещении прическа должна быть украшена (например, диадемой), на открытом воздухе обязательна шляпа. Обувь – туфли-лодочки на высоком каблуке.

Black tie. Данный тип женского дресс-кода наиболее вариативен, поскольку его требования меняются в зависимости от того, в какое именно время проводится мероприятие и в каком качестве приглашена на него женщина – как независимый участник или как спутница мужчины. Основой торжественного костюма выступает вечернее платье или платье-коктейль, желательно не черного цвета.

Чем позднее начинается мероприятие, тем более длинным и открытым может быть платье. Согласно правилам этикета, до 18 часов не принято надевать одежду с декольте. Обнаженные плечи уместны лишь начиная с 19 часов. Декольте допустимо после 20 часов.

Глубокое декольте уместно ближе к полуночи (после 22 часов). Длина платья в любом случае не может быть выше колена. Если женщина приходит на мероприятие в качестве самостоятельного делового участника, ее костюм должен выглядеть более строго; если же она сопровождает мужчину, то допустимы более изысканные и сложные наряды. В основе этого правила лежит завуалированный принцип целесообразности: в длинном платье женщине сложнее передвигаться, ей требуется помощь мужчины, в то время как в удобном деловом костюме она вполне способна действовать активно и самостоятельно. В качестве аксессуара необходим элегантный клатч. Хотя к платью можно надеть высококачественную дорогую бижутерию, ювелирные украшения также приветствуются.

Требования к прическе сходны с вариантом White tie, но диадема недопустима. Обувь – туфли на высоком каблуке.

Come as you are («Приходите как есть»). Для мероприятий, требующих такого дресс-кода, возможны разные варианты одежды. Идеальным считается деловой костюм, однотонный или цветной, скомбинированный с яркой блузкой. Также не будет нарушением правил однотонное платье или элегантный брючный костюм.

Важно, чтобы одежда была выполнена из высококачественных натуральных материалов. Образ дополняется элегантной сумкой, бижутерией, шелковым шарфом или платком. Обувь – классические туфли-лодочки на каблуке средней высоты.

Таким образом, и в деловой обстановке женщина может выглядеть элегантно, пусть даже проявления женственности должны быть сведены к минимуму. Следует помнить наставление конца XIX в., не утратившее актуальности до сих пор: «Роскошь туалета заключается не в богатстве его, но в изяществе и вкусе. Изящной женщиной называется не та, которая увешана драгоценностями, наподобие витрины ювелира, но та, костюм которой сообразен с требованием хорошего вкуса и хорошего общества»34. Именно умение одеваться уместно, гармонично и в меру скромно в немалой степени позволяет выстроить имидж успешного профессионала.

Этикет внешнего вида и невербальная коммуникация

Общее впечатление от внешности зависит и от того, как мы ходим, стоим, садимся, от характерных поз и жестов. Походка вразвалку, манера горбиться может испортить впечатление от самой красивой внешности. Более того, изящная осанка и гармоничность телодвижений не только украшают внешний вид человека, но и являются наглядными свидетельствами состояния его здоровья.

Люди общаются между собой не только при помощи слов.

Позы, взгляды, жесты, прикосновения – все это также призвано передавать информацию. В совокупности все эти каналы передачи значений образуют невербальную систему коммуникации.

Среди многих видов невербальной коммуникации для делового этикета наиболее значимы проксемика, кинесика и ольфакция.

Проксемика – наука о пространстве коммуникации. Этикетная проксемика определяет расположение участников взаимодействия относительно друг друга. К ней можно отнести базовые оппозиции «впереди – сзади», «справа – слева», «сидя – стоя», которые отражают различия социальных статусов и зачастую национально специфичны. Так, «правое» обычно ассоциируется с правдой, правильным, правотой и соотносится с высоким социальным и возрастным статусом, в то время как «левое» – с ложью, неправильным, неправотой и низким общественным положением.

Особое место среди требований этикетной проксемики занимает дистанция общения. Американский антрополог Эдвард Холл в начале 1960-х гг. выделил на основе анализа норм североамериканской культуры четыре типа личного пространства, или пространственные зоны:

1. Интимная зона (от 15 до 46 см). Эта зона разделяет людей достаточно близких и не желающих посвящать в свои дела третьих лиц. В эту зону разрешается проникнуть только тем, кто находится в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. Из всех зон эта считается самой главной, поскольку именно ее человек охраняет так, как будто это его собственность. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона человека.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Эта зона, которая определяется как дистанция, которую индивид склонен поддерживать между собой и всеми другими в ситуациях повседневного общения, на вечеринках, официальных приемах, встречах, в дружеских компаниях и т. д.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии человек предпочитает держаться от посторонних людей, например водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в его доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых он не очень хорошо знает.

4. Общественная зона (более 3,6 м). Эта зона определяется дистанцией, сохраняемой при встрече двух и более людей на публичных собраниях, в аудитории, когда человек обращается к большой группе людей.

Эти четыре зоны характерны для большинства культур, но конкретные расстояния могут различаться в зависимости от многих факторов. Так, сельские жители, как правило, предпочитают сохранять бóльшую дистанцию по сравнению с городскими. Замечено также, что женщины при общении между собой находятся ближе, нежели мужчины. Существуют и национальные различия.

Все это требует особого внимания к поведению собеседника. Если во время разговора он делает шаг назад, отодвигает стул или отклоняется верхней частью корпуса, это недвусмысленно означает, что общение происходит в той зоне, которую он считает непригодной для данной ситуации. В этом случае не следует придвигаться ближе, пытаясь восстановить исходную диспозицию. Нарушение границы, предписанной отношениями собеседников, может быть воспринято как оскорбление или угроза.

Объектом кинесики – науки о языке тела – выступают мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения.

Существует целый ряд поз, которые демонстрируют пренебрежение или безразличие к собеседнику или ситуации, а потому их следует избегать. Недопустимо:

  • стоять, опираясь на спинку стула и выпячивая нижнюю часть корпуса, а также прислонившись к стене или повернувшись спиной к собеседникам;
  • сидеть широко расставив колени и повернув ступни ног внутрь;
  • разваливаться на стуле или сидеть на самом краешке сиденья стула;
  • закидывать ногу на ногу, особенно сидя в низком кресле или на диване. Если для мужчины такая поза неуместна с точки зрения семантики, то для женщины она еще и неэстетична.

Сидя в кресле или на диване, ноги следует держать вместе, т. е. прижать их друг к другу, обе голени наклонить в одну сторону. При этом одну ступню следует заложить за другую.

Ольфакция, т. е. наука о семантике запахов и их роли в коммуникации, относится к наименее теоретически разработанным частям невербальной семиотики, но ее роль в повседневной практике очевидна каждому. Строго говоря, в деловой обстановке любой интенсивный запах неуместен. Это, прежде всего, означает, что необходимо свести к минимуму естественные телесные запахи.

Что касается парфюмерии, то главный критерий, которым следует руководствоваться, – это умеренность. Кроме того, следует помнить, что каждое средство для ухода за телом (дезодорант, гель для душа, лосьон для бритья и пр.) также имеет собственный аромат. Чтобы избежать смешения запахов, рекомендуется использовать средства одной марки и линии. Совершенно недопустимы тяжелые, удушливые ароматы.

Запах должен ощущаться только на расстоянии вытянутой руки.

Многие специалисты по этикету и имиджу рекомендуют регулярно менять парфюмерию, так как постоянное использование одного и того же средства приводит к тому, что человек перестает улавливать его запах и теряет способность правильно его дозировать.

Таким образом, при всем многообразии правил этикета, относящихся к культуре внешности человека, главный смысл этих требований остается прежним – чувство меры, гигиеничность и здравый смысл. Современный деловой дресс-код очень вариативен, он отражает не только общие ценности профессионализма, точности и надежности, но и частные идеалы отдельных сфер деятельности – творческой, научной, предпринимательской и др. А потому как никогда значимо не просто знание соответствующих правил, но умение выбирать вариант дресс-кода, наиболее уместный в конкретной ситуации.