Деловой этикет (Капкан М.В., 2017)

Современный этикет: игра по правилам

Свое название этикет как система норм и правил, регулирующих внешние формы поведения людей в обществе, получил в начале XVII в. от французского слова l’étiquette – надпись, ярлык, этикетка. Однако определенные нормы и правила, регулирующие допустимые (приличные) и недопустимые (неприличные) формы поведения людей в обществе, этикетные (культурные) способы оформления человеческих взаимодействий существовали и в более ранние времена истории человечества.

Ту или иную ситуацию общения людей мы можем определить как этикетную по двум основным признакам: во-первых, когда люди, вступающие в общение, различаются по своим социальным статусам и ролям (мужчины и женщины, старшие и младшие, знакомые и незнакомые, начальники и подчиненные и т. п.), а во-вторых, когда они выстраивают общение с учетом этих различий.

Ситуации же, в которых эти различия не принимаются в расчет и не влияют на стратегию общения, строго говоря, не являются этикетными. Это ситуации чистого общения, которые встречаются в нашей жизни крайне редко.

В любом обществе существуют свои этикетные нормативы, позволяющие поддерживать определенный порядок в отношениях между людьми, согласовывать их действия и поведение, устранять возможную коммуникативную напряженность.

Этикет – это всегда некая социальная игра по определенным правилам. Действия человека в этикетных ситуациях строго регламентированы и формализованы, ориентированы на типическое, общее, коллективное. Сама природа этикета во многом нацелена на формирование человека конформистского типа, который стремился бы соответствовать определенным культурным образцам, нормам, авторитетам.

Наряду с этим этикет заключает в себе и некий парадокс, связанный с тем, что при всей формализованности он способен рождать у людей чувство морально-психологической комфортности, защищенности, стабильности его отношений с обществом, повышенное чувство собственного достоинства и самодостаточности.

Этикет реализует стремление человека к определенности, порядку. Именно за счет обращения к стереотипным, устоявшимся, отточенным историей и опытом других поколений формам поведения и правилам, регламентирующим их, человек обретает ценностную опору, устойчивость, обоснованность выбора вариантов поведения. Наличие готовых стереотипов приличного поведения избавляет нас от необходимости конструировать каждый раз заново схемы общения.

С одной стороны, этикет – это маска, лицедейство, маскировка, которые подчас скрывают подлинное в человеке, ограничивают его, задают рамки. Не случайно еще французский моралист XVII в. Жан де Лабрюйер писал, что человек, воспитанный на нормах этикета, «всегда владеет своим лицом, взглядом, жестами; он скрытен и непроницаем, умеет таить недоброжелательство, улыбаться врагам, держать в узде свой нрав, прятать страсти, думать одно, а говорить другое и поступать наперекор собственным чувствам…».

Но, с другой стороны, именно эта «маска» этикета позволяет человеку сохранять свое достоинство и достоинство своего партнера по общению в любых, даже самых конфликтных, обстоятельствах.

Этикет – это «не притворство, не средство обмана людей... а показатель социализации, самодисциплины и нравственной установки.

Это культура, при помощи которой человек обучается ладить с достоинством других и тем самым обеспечивать защиту своего достоинства, создавать условия для преодоления конфликтных ситуаций, достижения намеченных целей общения».

Более того, этикет не только создает ограничения, рамки, заставляя человека подчиняться его правилам. Владение этикетом дает возможность быть свободным, уверенным в себе, помогает избавиться от «комплекса застенчивости» и почувствовать себя естественно и комфортно в любых ситуациях общения – от повседневных до торжественно-церемониальных.

Этикет является одним из средств проектирования себя, своей биографии, карьеры в соответствии с определенными культурными стандартами и предпочтениями. Благодаря этикету мы получаем возможность соотнести себя с определенной социально-культурной группой («со своими»), подняться «над», стать «выше», заметнее, привлекательнее. Он формирует модель «культурного соответствия» в общественном поведении, он задает некий стандарт, социально-культурный инвариант, который позволяет «своим» узнавать друг друга по манерам, языку, одежде и другим социально-культурным индикаторам. Он как бы создает возможность интеграции со «своими» и разобщения (дифференциации) с «чужими». В этом смысле этикет действительно является «ярлыком», «этикеткой» в первоначальном значении этого слова.

Существует множество различных культурных групп, в каждой из которых может рождаться своя культура приличий, объединяющая именно этих людей в особую группу, позволяя им отделиться, обособиться, изобразить себя в обществе особым культурным образом. У каждой такой группы существуют особые нормативные требования к приличному поведению и уровню этикетной культуры своих членов.

Однако этикетные нормы существуют не только в элитных группах общества. Так или иначе к этикету имеют отношение все люди. Мы все втянуты в сферу его действия. И даже отрицая, игнорируя правила этикета и хорошие манеры, мы зависим от них.

Отрицая существующую норму приличий, мы неизбежно творим новую норму как некое новое «ожидаемое поведение». Мы можем признавать необходимость этикета или ставить ее под сомнение, принимать его действующие нормы или отрицать их, но мы все равно причастны к нему. Возможность игнорирования этикета, несоблюдения его правил лишь кажущаяся. На самом деле никакого выбора нет. Этикет – объективное, закономерное, неуничтожимое, укорененное в системе социальных взаимодействий явление. Существует только возможность выбора формы своего отношения к этикету. Отрицая одни нормы, мы лишь утверждаем своим поведением другие. Как заметил польский сатирик Станислав Ежи Лец, «у человека нет выбора: он должен оставаться человеком».

Этикет – явление исторически изменчивое. И, конечно, современные правила хорошего тона существенно отличаются от аристократических приличий времен Людовиков во Франции или Петра I в России. Но все же многие из них пришли к нам из истории.

Так, например, многочисленные правила, согласно которым мужчины должны оказывать женщинам всевозможные знаки внимания, помогать им, ухаживать за ними, берут свое начало в древних культах женщины (женщины-прародительницы, женщины – хранительницы очага и т. п.).

Хотя этикет, конечно, претерпел с тех пор значительные изменения, время отсеяло все незначительное, бесполезное и оставило лишь наиболее рациональные из этих правил. Так, например, в Средние века в Европе кавалеры рассаживались за обедом рядом со своими дамами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала. Это считалось высшим проявлением изысканности манер и галантного отношения к даме. Разумеется, сегодня пользоваться одной тарелкой и одним бокалом уже не принято, но сам смысл этого правила остался: мужчина должен ухаживать за сидящей рядом с ним за столом женщиной (преимущественно за той, что сидит по правую руку от него).

В разные времена и у разных народов существовали свои особые кодексы приличий. В России первые правила этикета были сформулированы во времена Петра I в изданной по его указанию книге «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Впервые книга была опубликована в 1717 г. и впоследствии многократно переиздавалась. Эта книга сыграла огромную роль в становлении культуры приличий в среде российского дворянства.

В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым и т. д. Например, «над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне»; «и еще есть немалая гнусность, когда кто часто сморкает, яко в трубу трубит, или громко чхает, будто кричит и тем детей малых пугает и устрашает», и т. п.

Немаловажной особенностью этой книги было и то, что в ней впервые были сформулированы правила приличного поведения в свете для девушек дворянского звания. Известно, что до реформ Петра I российские женщины привилегированных слоев общества сидели целыми днями у себя в доме и ни о какой светской жизни для них не могло быть и речи. Впрочем, и самой светской жизни в России в ту пору еще не было. Благодаря реформам Петра I женщины стали принимать активное участие в ассамблеях, носить платья европейского покроя, овладевая культурой общения, столовым этикетом и т. п.

Современный этикет стал менее церемонным, более демократичным и нестрогим. Этикет сегодня – это, прежде всего, средство регуляции отношений людей различных социальных и коммуникативных статусов, средство знаково-символического оформления социальных взаимодействий. В настоящее время существует много разнообразных определений этикета как социально-культурного феномена. Но, пожалуй, наиболее просто и точно суть современного этикета определил академик Д. С. Лихачев: «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается неизменным атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. И в этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Нетрудно представить, к каким конфликтам, а быть может, и трагедиям это может привести.

Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество. Многие из них, как мы уже отмечали, пришли из истории. К тому же современная жизнь, рождая новые ситуации общения, создает новые этикетные требования. Запомнить их все практически невозможно. К счастью, этого и не нужно, поскольку предусмотреть все возможные ситуации, где от человека потребуется проявление внешней культуры, все равно нельзя.

Жизнь сложнее правил, и в ней встречаются такие ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже самым полным сводом правил этикета. Значит, сегодня более важно не просто заучить сами правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, т. е., в конечном счете, усвоить основные принципы. Особенность же принципов (в отличие от норм) заключается в том, что они не указывают человеку, как конкретно ему поступать в конкретной ситуации, а задают лишь общую линию поведения в подобных случаях, определяют стратегию поведения в целом.

На сегодняшний день принято выделять несколько основных принципов современного этикета.

Прежде всего, это принцип гуманизма (человечности), который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений.

Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость – форма взаимоотношений между людьми, суть которых состоит в доброжелательстве, желании другому человеку добра. Вежливость включает в себя такие человеческие проявления, как внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям.

Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами.

Требованиями гуманного, доброго отношения к людям продиктованы очень многие правила этикета, например такие:

  • Нехорошо шептаться в присутствии других.
  • Нельзя курить в помещениях без разрешения присутствующих; открывать окно, не получив согласия окружающих.
  • Передавая письмо через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: такое недоверие может обидеть человека.

Этот список конкретных правил можно продолжать и дальше, но общий вывод ясен: этикет предлагает такие действия, в которых проявляются чуткость, внимательность, доброта, вежливость.

Порой встречается мнение, что вежливость – нечто противоположное прямоте и искренности, что это форма лицемерия, особенно если речь идет о необходимости проявить вежливость к человеку, который не вызывает симпатий. На это можно ответить следующее. В жизни действительно встречаются ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с человеком, по тем или иным причинам не заслуживающим уважения. Но это отнюдь не дает нам право унижать его человеческое достоинство. В любом случае надо оставаться вежливым. Другое дело, что сама вежливость может проявляться по-разному. Не случайно принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Корректность – несколько подчеркнутая, официальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, самых конфликтных. Проявлять корректность – значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению. Поэтому на вопрос: «Надо ли здороваться с человеком, который мне не нравится или на которого я серьезно обижен?» – следует ответить утвердительно. Но это не значит, что надо бросаться ему в объятия или крепко пожимать руку. Это можно сделать в форме корректной вежливости – сухо поздороваться.

Учтивость – вежливость почтительная, обычно проявляемая по отношению к старшим. По мнению Жана де Лабрюйера, «суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Любезность – вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек – это человек приветливый, обходительный, предупредительный.

Плутарх в «Застольных беседах» пояснял это качество следующим образом: «Любезностью будет заговорить с охотником о собаках, с болельщиком о гимнастических состязаниях, с влюбленными о красавицах. Человек, преданный набожности и обрядности, любящий поговорить о вещих снах и о том, как ему помогли священные процедуры, предчувствия и вещания оракулов, будет рад, если задать ему относящийся к этому вопрос. А старикам, готовым говорить по всякому поводу, хотя бы и не к делу, доставит удовольствие любой вопрос, идущий навстречу этой их склонности».

Деликатность – вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение. Н. А. Добролюбов, например, считал, что «человек деликатный... старается расположить свои действия так, чтобы они принесли как можно более добра и удовольствия для других или по крайней мере чтобы никому не причинили неприятностей.

Сущность деликатного характера состоит в том, что ему в тысячу раз легче самому перенести какое-нибудь неудобство, даже несчастие, нежели заставлять других переносить его. Если он потеряет вашу вещь, он продаст последнее, останется без гроша сам, но во что бы то ни стало постарается вознаградить вас за потерю.

Если он дал вам денег взаймы и видит, что вы нуждаетесь, он сам будет переносить нужду, но не спросит своего долга. Если он сам занял, он не успокоится, пока не расквитается с вами. Главная его мысль, главная забота – о том, чтобы не стеснить кого-нибудь, не быть кому-нибудь в тягость. <...> Он постоянно и чутко смотрит, не помешал ли он вам, не скучно ли вам с ним, не стесняетесь ли вы его присутствием или обращением с вами и т. п. В нормальном своем положении, то есть в соединении с энергией характера и с правильно развитым сознанием своего достоинства, такая деликатность составляет одно из высших достоинств человека. В ней соединяются тогда и честность, и справедливость, и деятельное участие в судьбе ближнего...».

Следующее моральное требование, обращенное к культуре поведения человека в обществе, – тактичность. Многие считают, что вежливость и тактичность одно и то же, но существуют некоторые нюансы, которые позволяют их различать. Чем же отличается вежливость от тактичности? На этот вопрос помогает найти ответ одна притча. Однажды гуляли два джентльмена и беседовали на тему, чем отличается вежливость от тактичности. К единому мнению они не пришли и надумали предоставить решение спора первому встречному человеку. Это был трубочист. Выслушав суть проблемы, молодой человек сказал, что его образование не позволяет высказывать научные теории, а пример привести он может: «Я чистил трубы вон в том большом особняке, – рассказал он. – Закончив работу, заблудился и стал искать выход. Толкнув одну из дверей, я оказался... в ванной комнате, где среди кружевной мыльной пены лежала в ванне юная леди. Она вскрикнула. А я сказал: “Простите, сэр!” – и быстро вышел. Так вот, “простите” – это была вежливость, а “сэр” – тактичность».

Тактичность – это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может возникнуть обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть другого человека:

  • не замечает ошибок и оплошностей другого;
  • не дает непрошеных советов;
  • не задает вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение;
  • не высказывает в присутствии других людей замечания человеку, не владеющему хорошими манерами.

Тактичность – непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания, которое, как заметил А. П. Чехов, заключается «не в том, что ты не прольешь за обедом соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Иначе говоря, тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте.

Скромность – умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя.

Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Скромный человек:

  • не будет добиваться любой ценой победы в незначительном споре;
  • не станет навязывать свои вкусы и мнения, симпатии окружающим;
  • не будет кичиться своим служебным или материальным положением, подчеркивать свое умственное или физическое превосходство;
  • никогда не станет выставлять напоказ свои заслуги и отличия, как бы велики они ни были.

Как верно заметил Жан де Лабрюйер, «скромность так же нужна достоинствам, как фигурам на картине нужен фон: она придает им силу и рельефность».

Подлинная скромность, однако, не имеет ничего общего со скованностью, зажатостью, робостью. Все это – проявления комплекса застенчивости, часто возникающего лишь потому, что человеку недостает умения и навыков свободного культурного общения. Он не знает, как начать разговор с незнакомым человеком, как и о чем говорить с ним, оказавшись наедине, не умеет правильно пользоваться столовыми приборами, носить элегантную одежду и т. п.

Он все время боится что-нибудь нарушить, сделать не так, как должно. Порой такую неуверенность и смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, отрицания вообще всех правил приличия, как ненужных и лишающих свободы, но чаще это приводит к болезненной сосредоточенности на себе и своем поведении, переживаниям одиночества, неполноценности. Выходы из этого состояния могут быть различными. Но все же важнейшим средством в преодолении комплекса застенчивости и формировании подлинной скромности остается формирование соответствующих социальных (коммуникативных, этикетных) навыков.

Точность в данном контексте – обобщенное требование, включающее в себя пунктуальность, обязательность, неотступное следование определенным правилам.

В деловом этикете быть точным означает умение человека приходить к назначенному для встречи времени, не опаздывать, выполнять свои обязательства в срок.

Иначе говоря, требование точности связано, прежде всего, со временем, а вернее – с нетерпимостью к опозданиям.

Разные культуры допускают различные социально приемлемые опоздания, не рассматривая их как нарушения пунктуальности. Так, например, японская культура вообще не допускает опозданий. Осуждают любые опоздания и в Германии. А вот большинство западных культур (Италия, Франция, Испания и др.) допускают опоздание на 10–15 минут.

В России правила точности гласят:

  • Любое опоздание – это, прежде всего, проявление неуважения к ожидающему, каковы бы ни были причины этого опоздания. Тем более что мобильные телефоны сегодня есть у всех, и об опоздании можно предупредить и обязательно извиниться или же перенести переговоры на другое время, удобное для партнеров.
  • Конечно, могут быть и форс-мажорные причины для опозданий. Однако, зная о возможности попасть в «пробку» и т. п., следует выходить из дома заранее, имея дополнительный запас времени.
  • Если избежать опоздания не удалось, не надо оправдываться, называя массу причин. Это выглядит несолидно, к тому же производит впечатление, что человек убеждает самого себя, что опаздывать – это нормально.
  • Лучше прийти немного раньше назначенного срока и использовать свободное время для подготовки к встрече.
  • Чрезмерная пунктуальность, доходящая до педантизма, тоже не одобряется. Так, например, не принято приходить на встречу задолго до ее начала. Этим можно поставить в неудобное положение человека, пригласившего на переговоры. Кроме того, слишком ранний приход выдает сильную заинтересованность во встрече и, как следствие, ослабляет позиции приходящего заранее. Важно найти золотую середину между безалаберностью и чрезмерной склонностью к точности и аккуратности и придерживаться ее. Иначе говоря, нужно уметь правильно опаздывать.
  • Обычно допустимое время ожидания – пятнадцать минут. После того как с оговоренного момента встречи прошло 15 минут, можно и нужно уходить, потому что это срок не только терпения, но и уважения и самоуважения.
  • Требование точности подразумевает не только необходимость приходить вовремя, но и не задерживаться дольше предусмотренного этикетом срока.
  • Средняя продолжительность пребывания в гостях, разрешенная этикетом, составляет 2–2,5 часа, если приглашают к завтраку, обеду или на чашечку кофе, и 3–4 часа – если на ужин.
  • Если есть необходимость уйти раньше, нужно заранее предупредить об этом хозяев.
  • Уходить после ужина следует не позднее полуночи.
  • - Время ухода с деловых приемов в виде фуршета определено в приглашении.
  • - Покидать приемы с рассаживанием принято через 30–40 минут после кофе.
  • - Перед тем как уйти из гостей, следует поблагодарить хозяев дома. Проявить учтивость можно в устной форме, позвонив на следующий день или через 2–3 дня и очень коротко вновь поблагодарив хозяев. Если прием был очень многолюдным, то короткая благодарственная записка более уместна, чем телефонный звонок.

«Точность – вежливость королей и долг всех честных людей» – изречение французского короля Людовика XVIII не потеряло своей актуальности и в современном российском деловом этикете.

Особенно это важно в системе деловых отношений, где точность, обязательность, пунктуальность выходят на первое место в ряду требований этикета. Точность и пунктуальность как личностные характеристики сегодня входят в состав профессиональных требований к претенденту на любую, а особенно – управленческую должность. И это связано с тем, что нарушение этих требований ведет не только к потере времени и денег, но, прежде всего, к потере деловой репутации и уважения со стороны партнеров, коллег, друзей и просто знакомых. Если человек, позиционирующий себя как профессионал, является на встречу с деловыми партнерами не вовремя, то, скорее всего, его примут за человека несерьезного и не уважающего чужие интересы и время. Закономерным итогом может стать вывод о том, что с ним нельзя иметь дела. Велик риск, что работа не будет выполнена в срок, а это приведет к потере не только времени, но и денег, и репутации всей организации, которую он представляет. В этом отношении очень мудро звучит китайская пословица: «Лучше сто раз отказать, чем один раз не исполнить обещанного».

Сегодня популярностью пользуются тренинги по тайм-менеджменту, на которых рассказывается о методах учета и планирования своего времени. Есть смысл научиться это делать и таким образом упорядочить свой график и выстроить свои отношения со временем.

Второй важнейший принцип современного этикета – это принцип целесообразности действий.

Почему котлету не следует резать ножом? Потому что она мягкая. Почему нельзя входить с мороженым в городской транспорт?

Потому что можно испачкать одежду окружающих людей.

Все очень разумно, просто. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то нестандартной, новой для нас ситуации, то необходимо руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям.

Даже обращение со столовыми приборами, которые приводят в смущение своим количеством и разнообразием, становится достаточно простым, если руководствоваться этим принципом. Известно, что лежащие слева и справа от тарелки ножи и вилки соответственно составляют пары. Поэтому пользоваться ими следует по мере перемены блюд, начиная с тех, которые лежат дальше от тарелки, с тем, чтобы постепенно занимаемая ими площадь сокращалась, а с последней тарелкой официант унес бы и последние приборы.

Основываясь на целесообразности, современный этикет никогда не требует однозначности порядка действий: поступай только так и не иначе. Жизнь сложна и многообразна, и в ней порой возникают такие ситуации, которые не предусмотрены правилами.

В этом смысле современный этикет не догматичен; он предполагает возможность выбора и творчества в нестандартных ситуациях. Абсолютной строгостью отличаются сегодня, пожалуй, только нормы дипломатического протокола. Во всех же других случаях повседневного общения возможны нарушения, когда этого требует ситуация или здравый смысл. Приходя в противоречие с новыми условиями жизни, нормы этикета инвертируются. Например, веками складывалось правило, согласно которому женщина, идя рядом с мужчиной, должна занимать положение справа от него.

Это было связано с тем, что принадлежностью мужского костюма всегда было оружие – шпага, сабля, пистолет и т. п. Сегодня оружие не является атрибутом мужского костюма, но правило сохранилось: женщина, идя рядом с мужчиной, располагается по правую руку от него. Однако если сегодня женщина идет рядом с военным, то она должна находиться слева от него. Это более целесообразно, поскольку иначе ее спутнику будет затруднительно исполнять воинский ритуал приветствия.

Таким образом, можно сказать, что современный этикет рассчитан не только на людей воспитанных, но и на людей, способных творчески применять знание правил этикета к конкретным ситуациям.

Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета, – это принцип красоты или эстетической привлекательности поведения.

Правила этикета вырастают из требований эстетики. И логика у них простая: «неприлично, потому что некрасиво». Поэтому этикет гласит:

  • Нельзя пить чай или есть суп, шумно втягивая в себя жидкость.
  • Нельзя публично ковырять в зубах спичкой после еды, доставая застрявшие кусочки пищи.
  • Не следует злоупотреблять косметикой, особенно в дневное время.

Современный этикет предполагает единство формы и содержания поступка. Поэтому хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено, иначе самый добрый и благородный по своим намерениям поступок будет выглядеть нелепо, непривлекательно и может утратить свой благородный нравственный смысл. Больше всего это относится к тем правилам поведения, которые касаются манер, жестов, мимики. Именно по соображениям эстетической привлекательности современный этикет рекомендует сводить к минимуму и всякое проявление нашей физиологии в присутствии других людей (чесать в голове, держать палец в носу или во рту, жевать на улице или в городском транспорте и т. п.).

Четвертый принцип, который лежит в основе правил современного этикета, можно определить как принцип традиционности. Он касается, прежде всего, тех норм и правил, которые трудно объяснить с позиции современных представлений о красоте, целесообразности и гуманизме. Например, почему при встрече обмениваются рукопожатием? Почему, входя в помещение, мужчины должны снимать головной убор, а женщины могут оставаться в нем?

Ответить на эти вопросы бывает очень непросто. Дело в том, что все эти нормы возникли очень давно и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значение. Сегодня они представляют собой обычаи и традиции, которые закрепились в культурном опыте того или иного народа. Объяснить же истоки того или иного правила довольно сложно. Так, относительно происхождения обычая снимать шляпу при приветствии мнения специалистов разделились. Одни считают, что этот обычай возник в Древнем Риме, где рабы должны были обнажать бритую голову при встрече со свободным гражданином, чтобы тот видел: это – раб. Другие относят его к временам Средневековья, когда рыцарь снимал шлем, оставляя голову незащищенной в знак доверия к человеку, с которым он встретился. А сохраняющийся до сих пор обычай произносить здравицы (желать здоровья) при употреблении напитков во время застолий проистекает главным образом из весьма распространенного среди наших предков страха быть околдованным или отравленным.

Таким образом, народные обычаи и традиции составляют основу четвертого принципа современного этикета. И, пожалуй, именно эти нормы этикета следует просто знать, помнить, поскольку вывести их смысл из условий современной жизни не всегда возможно.

Тем более что именно эта группа норм носит наиболее выраженный национальный характер. Ведь по большому счету не существует этикета как такового. Это всегда этноэтикет, всегда совокупность правил, регламентирующих и оформляющих отношения людей вполне конкретного общества, нации, страны.

Так что же нужно делать, чтобы стать воспитанным человеком? Достаточно ли знать существующие правила и принципы этикета? Ответ очевиден: конечно же, нет! Знание правил этикета – необходимое, но отнюдь не достаточное условие воспитанности.

Важно еще уметь выполнять определенные действия. Так, например, мы все хорошо знаем, что во время еды вилку следует держать в левой руке, а нож в правой, но все ли и всегда ли мы умеем ими пользоваться красиво и непринужденно?

Кроме того, истинно воспитанным человеком можно считать только того, у кого выработаны устойчивые и прочные привычки поведения, т. е. способность и умение производить необходимые действия без особого контроля со стороны сознания, как бы автоматически. Не случайно поэтому говорят, что воспитанный человек – это не тот, кто долго думал, выбирал, прикидывал, как поступить, и, наконец, принял верное решение, а тот, кто иначе поступить просто не может.

Таким образом, знания, умения и привычки – вот те три «ступеньки» этикета, преодолеть которые необходимо для того, чтобы стать воспитанным человеком, отличающимся «естественным культурным» поведением.

Это касается не только повседневного этикета общения, но и этикета деловых отношений.

Особенность делового этикета в том, что манеры, умение вести себя во взаимодействии с другими людьми становятся фактором успеха (или неуспеха, провала) не просто отдельного индивида, а подчас целой организации, фирмы, коллектива.

Существуют такие сферы деятельности, где хорошие манеры оказываются в числе наиболее значимых профессиональных качеств работника. К ним относится и сфера социально-культурной деятельности.

Все возможные ситуации делового этикета можно условно разделить на следующие группы:

  • ситуации повседневного делового общения;
  • окказиональные ситуации – ситуации, носящие редкий, праздничный характер и потому требующие более регламентированных форм поведения, более изысканных манер, чем в обыденной жизни (например, посещение выставок, театров, ресторанов и т. п.);
  • ситуации церемониального, протокольного характера (банкеты, приемы, переговоры и т. п.).

Для определения характера той или иной этикетной ситуации первостепенное значение имеет статус каждого из участников общения относительно других. Собственно говоря, задача этикета как раз и заключается в том, чтобы выявить и закрепить статусные различия людей, вступающих в общение, относительно друг друга и при этом, не разрушая эти статусы, помочь найти им взаимоприемлемую форму и стиль общения. Поэтому здесь важно все: пол, возраст, степень знакомства и родства, сословная, конфессиональная, профессиональная принадлежность и т. д. И чем больше обнаруживается таких различий, тем более этикетной (нормативно регламентированной) оказывается ситуация. И конечно, от правильной оценки статуса партнера по общению зависит и выбор правильной линии поведения в общении с ним: кто должен здороваться первым, как обращаться (на «ты» или на «вы»), разговаривать стоя или сидя, кто первым протягивает руку для рукопожатия и т. д.

В этом отношении этикет всегда представляет собой некие «правила игры», определенный компромисс, что позволяет людям различных социальных статусов вступать в общение друг с другом на взаимоприемлемых условиях.

В современном этикете важнейшими признаками, определяющими положение индивидов в этикетных ситуациях, считаются, как правило, три: пол, возраст и общественное положение. Причем в сфере деловых отношений именно социальный статус выходит на первый план и определяет порядок и характер взаимодействий в различных ситуациях общения. Выполнение норм этикета – это всякий раз акт подтверждения, подкрепления того или иного статусного положения индивида.

Социальная роль, выполняемая человеком в обществе, задает образец действия данному индивиду в конкретной ситуации социального взаимодействия с учетом статусных различий участников.

От каждого субъекта, занимающего ту или иную статусную позицию, ожидают поведение в соответствии с его ролью и в конкретных этикетных ситуациях. При этом значимость одного и того же статуса в различных ситуациях этикетного взаимодействия может актуализироваться или, наоборот, снижаться, нейтрализоваться.

Так, например, в ситуациях общения женщины и мужчины этикет предполагает, что более высокий статус имеет женщина. Ей принадлежит право первой протягивать руку для рукопожатия (если она этого пожелает), сидя приветствовать стоящего мужчину и т. п.

Но в ситуации делового общения, когда, например, мужчина имеет статус начальника, а женщина – его подчиненной, положение меняется. Статусное преимущество оказывается на стороне мужчины-начальника. И в этом случае уже он имеет право (привилегию), предписанное его статус-ролью, протягивать руку для рукопожатия первым, не вставать со своего кресла, когда в кабинет входит секретарь или сотрудница его отдела, и т. п.

Деловой этикет определяет требования к трем аспектам культуры делового человека:

  • к культуре общения;
  • к культуре внешности;
  • к культуре удовлетворения потребностей.

В последующих главах мы последовательно рассмотрим особенности этих этикетных требований.